Районы, кварталы. Поселок МТЗ: соцгородок, который хотят уничтожить

 
16 638
04 февраля 2012 в 17:05
Источник: Darriuss
Источник: Darriuss

В Минске не так много мест, которые хранят в себе историю и колорит прошлого. А те, что есть, доживают свои последние дни. Что до них нынешним властям?.. О прошлом и настоящем Тракторозаводского поселка в своей авторской колонке рассказывает сегодня известный блоггер Darriuss.

Восстановление полуразрушенной в ходе Великой Отечественной войны столицы советской Беларуси началось практически сразу после ее освобождения от оккупации в июле 1944 года. Наряду с реконструкцией остатков довоенной застройки, созданием парадного неоклассического ансамбля в центре города и возведением временного жилья, язвительно прозванного безродными шутниками-космополитами «сталинским баракко», крупный масштаб приобрело строительство в Минске так называемых «соцгородков». Относительно крупные жилые районы, обеспеченные всей социально-бытовой инфраструктурой и застроенные преимущественно типовыми 2—5-этажными зданиями, при этом представляющими собой единый архитектурный ансамбль, начали массово строиться в СССР еще в 1930-е годы преимущественно при больших предприятиях. Вот и в освобожденном Минске практически одновременно во второй половине 1940-х годов развернулось строительство сразу нескольких соцгородков, крупнейшими из которых стали жилые поселки создаваемых на юго-востоке города новых белорусских промышленных гигантов: минских тракторного и автомобильного заводов.

Расположившийся между Партизанским проспектом, улицей Долгобродской и московским направлением железной дороги Тракторозаводской поселок, несмотря на десятилетия не слишком аккуратной эксплуатации и значительное запустение, и сейчас остается, вероятно, лучшим и наиболее цельным образцом идеального «социалистического города» 1940—1950-х годов в границах Минска.

17 октября 1940 года вышло постановление СНК СССР о строительстве под Минском нового авиазавода. В юго-восточных пригородах, на землях, когда-то принадлежавших православному минскому архиепископу Антонию Зубко (и потому называвшихся Антониевским урочищем или Архиерейской рощей), в течение года должно было быть возведено современное предприятие для выпуска около 3000 самолетов в год. Стройка развернулась со свойственным тому времени темпом, но война все же случилась быстрее. Три следующих года в недостроенных цехах ремонтировали свои немецко-фашистские самолеты нацисты.

Приказ о возобновлении строительства завода выпустили только 22 сентября 1944 года, вскоре после освобождения Минска от оккупации. Предполагалось, что предприятие будет выпускать истребители Як-9, но история повернулась иначе. В ноябре того же года было принято решение о перепрофилировании «авиазавода №453» на производство продукции гражданского назначения. На этой базе создавался Минский тракторный завод. Так, вместо истребителей в Минске начали делать знаменитые в будущем тракторы «Беларус».

…А чтоб глубже были позакопаны
Тут остатки гитлеровских банд,
Вырос рядом с соснами высокими
Первой марки тракторный гигант.

Такую версию происхождения МТЗ представил в заводской многотиражке «Трактор» известный белорусский поэт Пятро Глебка. Завод действительно создавался с размахом, огромное поле вдоль улицы Долгобродской застраивалось производственными и административными корпусами, а напротив в то же самое время рос жилой поселок для работников предприятия.

На каждой из сторон этой магистрали, которая, как предполагалось, приобретет со временем общегородское значение, создавалась общественная площадь для жителей района и работников тракторного завода. Во-первых, это, конечно, площадь перед главной проходной предприятия, оформленная монументальными башнями-близнецами заводоуправления.

Рядом с административным комплексом МТЗ в те же первые послевоенные годы было построено здание машиностроительного техникума (сейчас — колледжа), который должен был готовить кадры для будущего гиганта.

Заводоуправление размещалось прямо по оси широкого бульвара (сейчас — Тракторостроителей), бывшего главной магистралью района. Изначально предполагалось, что замыкать бульвар с противоположной от предприятия стороны улицы Долгобродской будет здание Дворца культуры, однако позже оно было смещено несколько в сторону.

В 1954—1955 годах в Минске практически одновременно было начато строительство сразу трех Дворцов культуры, возводившихся по повторно применяемому проекту ДК фабрики ВЭФ в Риге. Это были ДК камвольного комбината на улице Маяковского, ДК промпотребкооперации на проспекте Сталина и ДК МТЗ на улице Долгобродской. Все три изначально должны были выглядеть вот так:

Однако вскоре после начала строительных работ вышло известное постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», и неоклассицизм, 20 лет безраздельно господствовавший на просторах Советского Союза, в один день устарел. Наступала новая архитектурная эпоха, и проекты трех строившихся в Минске ДК были существенно переработаны, причем каждый из них получил свое уникальное лицо. Сейчас о том, что ДК камвольщиков, тракторного завода и филармония изначально были близнецами-братьями, напоминают разве что вынесенные в отдельные объемы на боковых фасадах зданий лестницы.

Дворец культуры тракторного завода окончательно был завершен в 1964 году, проект перерабатывал известный белорусский архитектор Георгий Бенедиктов. В тучные для завода 2000-е годы здание подверглось реновации. Сейчас не все уже помнят, что в советские времена здесь же размещался и кинотеатр «Восход».

Интересной представляется еще одна задумка градостроителей. Между Долгобродской улицей и зданиями заводоуправления расположена полоса лесонасаждений шириной 100 метров. Вокруг площади также посажена зелень, которая должна была образовывать главный парк тракторного завода на площади свыше 25 га и одновременно служить экологическим барьером между промышленной зоной и так называемыми селитебными территориями, жилым районом.

Строительство жилого района тракторного завода осуществлялось по проекту планировки и застройки, выполненному выдающимся советским архитектором Зиновием Розенфельдом (кстати, уроженцем Чашник Витебской губернии) в харьковском проектном институте «Союзспецстрой».

Тринадцать различных по площади и форме жилых кварталов группируются вдоль главной улицы района — Олега Кошевого, связывающей Партизанский проспект с улицей Долгобродской. Улица представляет собой бульвар шириной 40 метров с парадной репрезентативной застройкой. Ближе к улице Долгобродской бульвар разделяется на 3 отдельные улицы (Кошевого, Грицевца, бульвар Тракторостроителей), образуя «вилку», или «трезубец», где устроен общественный центр всего поселка.

На бульваре в районе Дворца культуры и по фронту улицы Долгобродской возведены четырех- и пятиэтажные жилые дома, причем «долгобродские» построены уже во второй половине 1950-х годов в ином характере архитектурной направленности, чем несколько нарушают «композиционное единство жилого района». На первом этаже этих домов запроектирован Тракторозаводской универмаг (теперь — магазин «Старт»).

Бульвар Тракторостроителей жилую застройку получил только с одной стороны. С другой, стороны Дворца культуры, ее заменили спортивные площадки, на одной из которых летом до сих пор играют в теплые ламповые городки.

Панорама нынешнего бульвара Тракторостроителей в середине 1950-х:

Бульвар был украшен декоративными скульптурами, изображающими спортивные игры. Футболисты со стороны нынешнего выхода из метро:

Девушки, играющие в мяч, со стороны троллейбусного кольца:

Бульвар был настоящим общественно-культурным центром района. Об атмосфере того времени некоторое представление дает пара замечательных ночных снимков, на которых тракторозаводцы наблюдают какой-то праздничный салют.

Декоративные скульптуры со временем с бульвара исчезли, их заменил уже современный фонтан с загадочной композицией в центре.

В районе развилки, где улица Олега Кошевого делится на свое продолжение, улицу Грицевца и бульвар Тракторостроителей, в 1961 году было устроено первое (или одно из первых) в городе троллейбусное разворотное кольцо, сохранившееся и поныне. Здесь начинается и парадная застройка главной магистрали поселка двумя угловыми зданиями, решенными, впрочем, ассиметрично.

На снимке как раз строится дом №10 по улице Кошевого, на первом этаже которого разместились «Аптека» и «Оптика». Здание с угловой башней повышенной этажности сдадут в 1959 году.

Фрагмент фасада:

Улица Кошевого в первой половине 1950-х годов была застроена в основном трехэтажными жилыми зданиями с магазинами и другими учреждениями общественного назначения на первом этаже.

Дома, формировавшие центральную часть кварталов, были специально поставлены с отступом от красной линии, что позволило образовать перед ними небольшие курдонеры и разнообразить тем самым застройку.

Асимметричность и некоторое нарушение принципов построения архитектурного ансамбля, характерные в целом для всего поселка, проявились и здесь. Нечетную сторону улицы Кошевого в центральной части от Стахановской до Щербакова образуют две одинаковые протяженные жилые трехэтажки.

А вот четная сторона на том же участке образована тремя домами, с выделяющимся центральным (№18), курдонер которого гораздо глубже, чем у нечетных собратьев.

Зато его середина четко ориентирована на разрыв между близнецами напротив.

Кроме этого, архитекторы постарались выделить и важнейшие перекрестки, но опять же используя разные серии домов, что нарушило композиционное единство застройки. Например, перекресток Кошевого и Стахановской: задумка обозначить его угловыми эркерами с башенками была решена по-разному на каждой стороне улицы.

Но при этом сами по себе реализованные здания небанальны и справляются с ответственной ролью градостроительных акцентов.

Копия последнего здания с продовольственным магазином на первом этаже была построена и на перекрестке Стахановской и Щербакова, но опять же в единичном экземпляре. Противоположная сторона улицы застраивалась уже в хрущевскую эпоху.

А так бульвар выглядел сразу после окончания строительства. К сожалению, ни жители района, ни городские власти до сих пор не осознали архитектурной ценности этой исторической среды, что сказалось на ее сохранности. Вазы с цветами в центре бульвара, пинакли с оградой на крышах домов, иные более мелкие декоративные элементы утрачены — какие-то еще во времена Союза, некоторые в ходе недавно жесточайшей агрореновации.

Замыкает перспективу бульвара построенное уже в 1970-е годы по проекту Леонида Левиа общежитие МТЗ.

Один из самых лучших в Минске образцов жанра, удачно расположенное, общежитие издалека выглядит громадой на фоне окружающей его относительно малоэтажной застройки.

При застройке кварталов поселка Минского тракторного завода в основном использовались типовые проекты двухэтажных, изредка — трехэтажных жилых домов (серии 202, 201, 205, 226, 228). При этом серии существенно отличались друг от друга, большинство кварталов застраивалось домами разных серий, а один — и вовсе по индивидуальному проекту, что вносит в характер застройки некоторую хаотичность, но, с другой стороны, существенно разбавляет ее монотонность — главный бич советских жилых районов следующих трех десятилетий.

Улица Чеботарева:

Даже соседние дома бывают из разных серий, что уж говорить о противоположных сторонах улицы:

В глубине кварталов, с отступом от красной линии улицы, но, тем не менее, с прямым выходом на нее были построены несколько дошкольных учреждений. Район старый, детей на все детсады уже не хватает, поэтому некоторые из них реновированы под другие цели.

Или, похоже, безнадежно заброшены. Жаль, замечательное красивое здание:

А так изначально выглядел реновированный детсад:

Важные перекрестки выделены и в глубине поселка. Чеботарева — Стахановская, здание 1948 года:

Вновь несимметричная застройка напротив:

Именно эти двухэтажные кварталы должны стать первой жертвой давно вынашиваемой городскими властями «реконструкции» поселка. По плану первой очереди, разработанному архитектором Марком Шумячером, сносу подлежат все двухэтажки с сохранением зданий от трех этажей и выше.

Архитекторы, фактически уничтожающие тем самым поселок как единое целое, делают вид, что понимают его архитектурную ценность и заботятся о ней. «В новых домах будет семь этажей, не более, чтобы сохранить общий ансамбль, представляющий культурную ценность». Каким образом десятки семи-, а не девятиэтажек, среди которых будут стоять единичные послевоенные здания, смогут «сохранить общий ансамбль», не очень понятно.

Здесь же руководство города задумало вторую свою любимую забаву: уплотнение дворовой территории. Самый актуальный пример — строительство во дворах квартала по улице Клумова нового частного роддома (арх. «Тапас-проект»), что вызвало бурление возмущенных чувств жителей окрестных домов. Печально, что для этого в общем-то неплохого здания, редкого примера приличной современной архитектуры в Минске, не нашлось места лучше, чем двор в медвежьем углу города.

Пока же дворы Тракторозаводского поселка просторны и комфортны для жизни, здесь нет проблем с парковкой и детскими площадками, что, вероятно, выводит из себя чиновников в Мингорисполкоме. Справа как раз тот самый заброшенный детсадик, на месте которого планируют возвести первую семиэтажку, куда в дальнейшем собираются отселить жителей сносимых по периметру квартала домов.

До этих глубин района реноваторы с термошубами пока не дотянулись, здания сохраняют оригинальный декор.

На стенах двухэтажек даже пока остались реликты советского противопожарного агитпропа.

Вдоль улицы Клумова архитекторами была оставлена широкая лесополоса, защищающая жителей домов от шума со стороны железной дороги. Жесточайшее расточительство, просто невозможное сейчас. Парку не так давно присвоено название Антоновский как воспоминание о прошлом района. Он выполняет важную социальную функцию: после окончания рабочего дня, в особенности по пятницам, рабочие и служащие Минского тракторного завода используют его для рекреации после напряженного труда на благо процветания родины.

Пара важных для района общественных зданий было построено на улице Стахановской. Во-первых, это бывшая типовая баня, сейчас реконструированная с надстройкой под «Физкультурно-оздоровительный центр».

А прямо напротив, на одной оси была запроектирована средняя школа (сейчас — школа-интернат для детей-сирот, арх. И. Вавировский, А. Великанов). С поздними пристройками, которые могут сойти за флигели, соседними двухэтажками и обширным парком школа напоминает скорее дореволюционную усадьбу.

Еще одно общественное здание во дворах переулка Щербакова. Бывший Дом юного техника Минского тракторного завода:

Здесь ближе к одноименной улице в поселок Тракторного завода начинают вторгаться хрущевки.

Район между улицами Щербакова и Клумова — типичная для хрущевского времени строчная застройка кирпичными и панельными пятиэтажками.

Между тем, именно здесь, где-то в этих кварталах МАПИД построил свой миллионный квадратный метр жилья. Эпическое событие было отмечено специальной праздничной панелью с надписью, сейчас, скорее всего, утерянной под розовой термошубой после «тепловой модернизации».

Вторая половина поселка МТЗ, юго-восточная, с нечетной стороны улицы Кошевого, застраивалась в основном позже, но именно здесь архитекторами был запроектирован еще один общерайонный сквер, когда-то носивший название Пионерский. Теперь место пионеров заняла православная церковь.

Пейзаж вокруг до сих пор порой напоминает послевоенный Минск.

Важность сквера подчеркивали построенные прямо напротив него два четырехэтажных жилых дома с богатым по окрестным меркам декором.

Между ними сквер продолжался вглубь квартала…

…И завершался еще одной четырехэтажкой. Застройка юго-восточной половины Тракторозаводского поселка носит более монументальный, куда менее камерный характер, чем в северо-западной части.

Но именно здесь сохранилась одна из многочисленных когда-то в поселке и вообще в городе декоративных скульптур. Юные медведи не могут поделить бочонок, вероятно, с медом, прямо в центре фонтана, сейчас скрытого под снегом.

Вторая сохранившаяся скульптура — мальчик с самокатом неподалеку. Говорят, что большая часть подобных произведений была удалена из города перед Олимпиадой 1980 года.

Важным элементом социальной инфраструктуры района был и бассейн «Трактор» на улице Долгобродской, построенный в 1968 году. В 2009-м его снесли, чтобы построить новый, большой и современный. С тех пор дальше рытья котлована дело не продвинулось.

А жаль, проект по нашим меркам достаточно интересный (арх. П. Чуев).

Улица Грицевца имеет вполне монументальную застройку, достойную и центра города.

Тут расположилась и вторая школа поселка (№22).

Элемент декоративного оформления школы:

Наконец, еще одно «лицо» поселка формирует улица Кошевого на участке от троллейбусного кольца до улицы Долгобродской.

В районе перекрестка с последней находится спорткомплекс тракторного завода в здании с колоннадой, менее всего похожем на спорткомплекс.

Современная вставка, напоминающая скорее дома в историческом центре какого-нибудь европейского города.

Сам же перекресток с Долгобродской акцентирован угловым зданием с изящной башенкой, которую когда-то увенчивал и шпиль. Достойное оформление одного из главных въездов в поселок. В советское время в этом доме располагался ресторан «Колос».

Памятник же современной эстетике стоит неподалеку, в сквере у ДК МТЗ. Таким загадочным сооружением отчего-то именно здесь была увековечена память воинов-казахстанцев (?!), погибших в годы Великой Отечественной войны.

В этом все наше время. Памятники ставятся тем, кто готов дать на это деньги, сколько бы странными и не совсем уместными они ни были. Вот и район, который через несколько десятилетий мог войти в учебники по крайней мере белорусской архитектуры как образцовый пример социалистического города 1950-х годов, будет превращен в очередной панельный муравейник во имя пресловутого плана по сдаче квадратных метров. Так архитекторы и городские власти понимают указание главы государства по развитию городов-спутников и прекращению роста населения города-героя Минска.