Представьте себе копию обычного города, где все здания разрушены. Или рукотворную воронку в земле, крупнейшую в стране. Поселок-призрак, где когда-то жили десять тысяч человек. Хочется ли это увидеть своими глазами, да еще с учетом того, что расположены все эти объекты относительно недалеко друг от друга? Такие достопримечательности, определенно, не для всех, но своя аудитория найдется и у них. Проблема только в том, что бронировать места для поездки в это место придется за месяцы до желаемой даты. Кандидат в туристы должен будет пройти проверки, но даже в случае положительного ответа ему запретят фотографировать, брать с собой мобильный телефон или даже бинокль. Несмотря на то, что самая активная эпоха работы Невадского ядерного испытательного полигона позади, он по-прежнему используется для проведения исследований, имеющих отношение к американской атомной программе.
Пятого мая 1955 года (05.05.55) в зоне №1 Невадского полигона взорвали атомную бомбу мощностью 29 килотонн в тротиловом эквиваленте. Ядерный заряд находился на вершине 150-метровой металлической вышки. Испытание стало частью целой серии подобных исследований, получивших название: операция «Чайник» (Teapot). У взрыва была особенность. С его помощью должны были проверить эффект, который окажет детонация такого сравнительного маломощного устройства на построенные человеком здания и сооружения.
Для этого в нескольких километрах от будущего эпицентра испытания выстроили небольшую имитацию города.
Несколько зданий разной этажности и из разных материалов наполнили мебелью, предметами домашнего обихода, едой и… человеческими манекенами. Манекены появились и на улицах вместе с автомобилями. Также в этом месте, получившем позже название Survival Town («Город выживания»), построили несколько типов бункеров, копии ЛЭП и радиоантенн, резервуары для топлива и склад. Ученые и военные хотели узнать, как поведут себя различные материалы после применения ядерного оружия. Похожий объект построили и в зоне №5 полигона, только он уже назывался Doomtown («Обреченный город»). Именно остатки этих объектов представляют особенный интерес для туристов, хотя ими перечень доступного к осмотру наследия времен холодной войны не ограничивается.
Долгое время доступ посторонних на полигон, официально известный как «Невадский объект национальной безопасности», был полностью закрыт. Первое испытание ядерного оружия в США состоялось 16 июля 1945 года и получило название «Тринити». Для взрыва, изменившего всю историю человечества, выбрали полигон «Аламогордо» в штате Нью-Мексико. Это место впоследствии стало частью куда более крупного испытательного объекта «Уайт-Сэндс» и начало специализироваться на исследованиях ракетного оружия.
Для испытания одиночных устройств потребовалось найти другую площадку, столь же безлюдную, но все же находившуюся в относительной близости к крупным населенным пунктам, что позволило бы упростить логистику.
В конце концов на эту роль выбрали юго-западную часть невадского округа Най, где военному ведомству в 1951 году отошло около 3,5 тысячи квадратных метров территории примерно в 100 км к северо-западу от Лас-Вегаса, уже превращавшегося в игорную столицу мира. В течение следующих десятилетий, вплоть до 1992 года, там провели по меньшей мере 928 ядерных испытаний, обычно объединявшихся в циклы, которым присваивались кодовые имена. Естественно, задача такого стратегического значения вызвала и бурную строительную деятельность по обеспечению ее выполнения.
В общей сложности за 40 лет использования военные возвели на полигоне, разделенном на 28 зон, больше тысячи зданий и сооружений самого разнообразного характера, проложили 640 километров асфальтированных дорог и 480 километров грунтовых, построили два аэродрома и десять вертолетных площадок. Крупнейшим объектом стал закрытый город Меркьюри, ставший центром деятельности местного филиала Комиссии по атомной энергии США. Он стали местом жительства гражданского персонала, ученых и инженеров, обеспечивавших исполнение испытаний и занимавшихся изучением их последствий.
Уже в начале 1960-х число жителей этого населенного пункта, отсутствовавшего на административных картах Соединенных Штатов, достигло 10 тысяч человек.
В их распоряжении была вся необходимая инфраструктура, решавшая бытовые вопросы и позволявшая сконцентрироваться на выполнении рабочих задач. В Меркьюри построили не только жилые здания, не отличавшиеся, правда, архитектурными достоинствами, но и школу, больницу, магазины, кинотеатр, боулинг, бассейн, библиотеку, мотель под говорящим названием Atomic для размещения командировочных, часовню и здание, которое в СССР назвали бы дворцом культуры. После прекращения ядерных испытаний такой обширный комплекс перестал быть нужным, часть сооружений демонтировали, часть перепрофилировали, а оставшиеся продолжают использоваться по оригинальному предназначению для решения текущих задач полигона.
Пусть доступ обывателей на территорию полигона был закрыт, но о существовании объекта таких масштабов жители Невады, разумеется, знали. Иное сложно представить, ведь характерные грибы атомных взрывов порой видели даже из Лас-Вегаса, для которого они даже стали специфическим элементом развлечения туристов. Впрочем, многих постоянных обитателей штата такое шоу и опасное соседство с военным комплексом вовсе не радовало. И совершенно справедливо.
Как стало ясно гораздо позже, в некоторых населенных пунктах Невады зафиксируют рост количества онкологических заболеваний, явно связанных с проводимыми на полигоне исследованиями.
Судебные иски, поданные пострадавшими жителями штата и их родственниками к правительству, многочисленные протесты экологов и им сочувствующих, «эффект Чернобыля» и прекращение существования СССР — главного противника Штатов в холодной войне — в конце концов привели к остановке испытаний, однако не научной работы. Специалисты Национальных лабораторий «Лос-Аламос» и «Ливермор» продолжают проводить исследования по своей тематике с использованием возможностей этой территории. Поэтому официально доступ посторонних на площадку по-прежнему закрыт, но попасть туда при желании можно вполне официально, без угрозы оказаться в полицейском участке.
Администрация полигона ежемесячно проводит официальные туры для туристов, интересующихся историей ядерного оружия. Правда, чтобы туда попасть, придется очень постараться. Во-первых, бронировать места необходимо за несколько месяцев до планируемой поездки. Это связано не только с ограниченным количеством мест, но и с обязательными проверками, которые проходит каждый потенциальный гость. Кроме этого, им запрещено брать с собой мобильные телефоны, проводить фотосъемку и вообще проявлять всякую самодеятельность, например подбирать на полигоне камни «на память».
Поездка, начинающаяся от здания Национального музея ядерных испытаний в Лас-Вегасе, занимает целый день.
В ходе нее туристам показывают закрытый городок Меркьюри, остатки зданий, сохранившихся после операции «Чайник», некоторую другую рассекреченную инфраструктуру, обслуживавшую проведение взрывов. Но самой запоминающейся остановкой обычно оказывается так называемый кратер «Седан», самая большая воронка на территории США, сделанная человеческими руками. На месте этого реликта, свидетеля одноименного испытания 1962 года, призванного изучить возможности атомного оружия для добычи полезных ископаемых и создания огромных выемок в грунте, для вас и сделают единственную, но официальную фотографию на память о столь необычной туристической достопримечательности.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by