Мы снова листаем старые альбомы. Внутри всегда находится что-то любопытное, даже когда их владельцы этого совсем не ожидают. Кажется: ну кому интересна улочка с деревянными домами, на которой ваша семья жила в 1960-х? А ведь зачастую это уже история: на месте бывших хат давно стоят многоэтажки. В который раз показываем вам давние снимки Минска, которые, к счастью, сберегли.
Читайте также:
Лилия Галиевская недавно выложила эти фотографии в группе в Facebook, посвященной Минску. Говорит, вообще без расчета, что такое кому-то будет интересно.
— Но люди так сильно отреагировали: комментировали, узнавали места с фотографий. Даже откликнулся музей истории Минска — в итоге я решила отдать снимки им. Приятно удивлена, — рассказывает минчанка.
Автор всех снимков — отец Лилии, Александр Михайлович Быков, которого уже давно нет в живых.
— Он родился в Храповичах, что на Витебщине, еще в 1920 году. Деревню сожгли немцы. Папа, его мать, брат, две сестры переехали в Минск, а после окончания войны сюда с фронта вернулся мой дед. Здесь, непонятно по какой причине, в новых документах их записали минчанами — будто они все тут и родились.
Александр Быков с фотоаппаратом ФЭД-4 много гулял по минским улицам. К сожалению, от целого чемодана фотографий остался небольшой альбом, но и там можно посмотреть на город 1950-х и 1960-х.
Вот кинотеатр «Летний», который работал в парке Горького с 1951 по 1975 год. Ажурное здание, к сожалению, сгорело.
Вот несколько видов на улицу Кирова, в районе стадиона «Динамо». На одном снимке видно здание теперешнего Минсельхозпрода, на другом — еще и здание Экономического суда и исполкома СНГ, с башней.
А здесь — заснеженная Октябрьская площадь, тогда Центральная. Абсолютно привычный вид на Дом офицеров, только по проспекту колесят авто из середины прошлого века. Знатоки транспорта помогли нам распознать конкретнее. Троллейбусы в кадре — МТБ-82. Значит, кадр сделан после сентября 1952-го. В легковушке угадывается «Москвич-400/401» или его предшественник — КИМ-10. А может, это вообще какой-нибудь трофейный «иностранец».
От фотографии веет настоящей зимой. Обратите внимание: снег с дороги тогда сметали не только на обочину, но и на разделительную полосу.
Александр фотографировал и Сельхозпоселок, где после войны семья построила дом.
— Дед был плотником, сам строил дом. Переулок Восточный, 81. В том же переулке, под номером 58, стоял и наш дом, где мы с сестрой родились. Обе хаты есть на снимках.
Сразу за девочками на фотографии ниже — перекресток Восточного переулка (тянется вверх) и улицы Комаровское кольцо. Как видим, местность была холмистой.
— Когда шли дожди, к перекрестку смывало воду, наносило песок. Слева, у забора, была колонка. Помню, здесь всегда была грязь после дождей, а в гололед получалось место для катаний. Сейчас как подумаешь — на таком льду могли убиться!
До наших дней эти деревянные минские дома не дожили. Дом бабушки нашей читательницы снесли под новую застройку примерно в 1984 году.
— А наш дом снесли как ветхий в 1989-м. Он был гнилой, сырой, родители писали заявления — приехала комиссия и признала его непригодным для жилья.
Вот компания сидит возле дома бабушки нашей собеседницы.
— Мужчина в очках — мой отец. Предполагаю, фотографию тоже делал он. Бывало, ставил фотоаппарат на штатив, устанавливал автоспуск — и бежал, пристраивался где-то сбоку, чтобы и самому попасть в кадр.
Обращаем внимание на элегантную одежду молодых женщин на снимке.
— Крайняя слева, в шляпе — сестра отца, тетя Галя. Она была модница, ходила на курсы кройки и шитья, даже имела право работать в ателье. Шила и перешивала одежду родным, подружкам.
Фотограф-любитель в разные годы жизни работал в разных местах. То киномехаником возил фильмы по окрестностям Минска, то ходил на завод Орджоникидзе.
— Одно время отец был электриком. Тогда у нас на Сельхозпоселке все знали: если пропал свет — беги к Саше. Он помогал: брал монтерские когти — и лез на столб. Чинил машины, мотоциклы, ламповые телевизоры, дамские наручные часики, огромные часы с боем. Рукастый был.
После фотодела, вспоминает Лилия, мужчина увлекся радиоделом — собирал радиоприемники.
Снимок ниже был сделан прямо от дома, в котором жила наша собеседница.
— На переднем плане до забора — наш общий с соседями огород. Кто что там сажал: картошку, огурцы. Улицы за забором — все тот же Восточный переулок и Комаровское кольцо.
— С одной стороны, как вспомнишь — жили без удобств, топили печки, носили воду из колонок. С другой — счастливое детство, свобода, бегали по лужам, под дождем, — заключает минчанка.
Мы продолжаем искать ранее не публиковавшиеся фотографии Минска советских лет и 1990-х. Фотокарточки из дореволюционного города тоже подойдут. Ваши маленькие домашние архивы помогают сохранять нашу большую общую историю. Присылайте снимки в наш чат-бот @newsonliner_bot или на почту журналисту sn@onliner.by.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by