Неработающие лифты — частая проблема в новых домах. Жильцы бросают в обслуживающую организацию жалобы, а та отбивает их коронной фразой «неправильная эксплуатация». Похожая история — в доме «Румба» в «Минск-Мире». По словам людей, все три лифта там регулярно выходят из строя и долго простаивают на ремонте, а если и «выздоравливают», то с нюансами: застревают между этажами, едут не туда и бьют створками пассажиров. Мы попытались разобраться, в чем дело.
В «Минск-Мире», в высотке под номером 27 на улице Брилевской, жильцы уже больше года не наблюдают стабильной работы лифтов. По словам людей, с момента сдачи здания (а было это летом 2024 года) ни один месяц не обходится без поломок.
Сам дом 25-этажный, на каждом уровне по 13 квартир. При таком количестве народа бесперебойная работа лифтов — вопрос не столько комфорта, сколько необходимости. Но, как утверждают жильцы, из трех установленных кабин почти всегда не работает хотя бы одна.
— Грузовой лифт стоит уже несколько недель. До этого больше месяца не функционировал панорамный. А тот, что остался, совсем маленький. Когда едет, трясется и издает такой страшный скрежет, будто вот-вот застрянет между этажами, — рассказывает Денис. — У всех устройств некорректно работает программное обеспечение: бывает, поработают часа 2—3 и останавливаются, уходя в «аварийный режим». Особенно непредсказуемо ведет себя панорамный лифт. Когда доезжает до 15-го этажа, двери просто перестают закрываться и кабина зависает.
На сайте обслуживающей организации «Хэппи Планет» регулярно появляются все новые и новые заявки на ремонт. Вот лишь некоторые из них:
«В пассажирском лифте не работает оптический датчик помех. Дверь бьет людей».
«Грузовой лифт не реагирует на кнопки внутри! Ребенок ехал — испугался! Свет тухнет и не реагирует ни на какие кнопки, даже вызов диспетчера».
«Просьба отремонтировать три лифта, так как во время движения [они] просто останавливаются и двери можно открыть руками».
«С 20:00 до 21:30 находился в сломавшемся лифте. Диспетчер по экстренной кнопке вызова не откликнулся. Кнопка принудительного открывания дверей не сработала. Дозвонился до диспетчера благодаря случайно услышавшим мой стук соседям. Телефона с собой не оказалось. Был в домашней одежде. Замерз. Только в течение часа ко мне пришли на помощь».
Жители дома утверждают, что починка оборудования порой занимает больше месяца. Но после восстановления снова возникают поломки — иногда в течение суток или нескольких дней.
— «Хэппи Планет» каждый раз говорит одно и то же: для полноценного ремонта нужно заказывать запчасти за рубежом, и приедут они нескоро, — утверждает Ирина. — Хотя лифты у нас не китайские, а белорусские, от «Могилевлифтмаша». Кажется, должны чиниться быстро. Но не тут-то было. Мы даже производителю звонили — там вообще не в курсе, что у нас постоянные аварии, им никто об этом не сообщил.
По словам собеседников, в обслуживающей организации объясняют, что лифты ломаются из-за неправильного использования.
— Говорят, что мы неправильно возим стройматериалы, не так распределяем вес, в механизмы попадает мусор. Но как еще их поднимать в квартиры? По лестнице? Зачем тогда дом сдается без отделки, если нельзя нормально перемещать инструменты, коробки? — возмущается Денис. — Тем более все материалы мы поднимаем запакованными, следим за чистотой, не перегружаем лифты — они бы просто не поехали, если бы вес превысил лимит. Да и о какой неправильной эксплуатации может идти речь, если эти лифты половину времени в ремонте? Мы с соседями решили установить камеры — в каждой кабине и на 25-м этаже, напротив лифтового оборудования. Хотим доказать, что пользуемся оборудованием аккуратно.
Но даже если очередной ремонт позади, к оборудованию у людей все равно остаются вопросы: лифты не всегда реагируют на вызов кнопкой, проезжают нужные этажи или, наоборот, останавливаются там, где их не ждали. А еще периодически застревают.
— У нас даже параллельного вызова нет: нажимаешь на кнопку, и приезжают сразу два лифта вместо одного, — добавляют собеседники.
Помимо регулярных поломок жильцы говорят и о проблемах с вентиляцией.
— В панорамном лифте летом в +20°C ездить невозможно — там нет кондиционера, а вентиляция крайне слабая. Как будто находишься в парнике. Так и сознание потерять можно. А если в кабину зайдет пожилой человек или маленький ребенок? — размышляет Ирина. — В грузовом и пассажирском та же история, но они хотя бы от солнца не нагреваются.
Есть у минчан вопросы и к внешнему виду кабин: двери на этажах — с царапинами, кое-где просматривается ржавчина.
— У нас есть информация, что в начале декабря гарантийный срок у наших лифтов истекает. И что делать потом? — задаются вопросом жильцы.
Они уже составили коллективную жалобу — планируют отправить ее в различные инстанции, в том числе в Администрацию президента.
Чтобы разобраться в ситуации, мы обратились за комментарием в компанию «Хэппи Планет». Там пояснили, что установленные пассажирские лифты были изготовлены «Могилевлифтмашем» в октябре 2023 года по проекту, прошедшему государственную экспертизу. В апреле прошлого года, после установки, они прошли полное техническое освидетельствование экспертом Госпромнадзора МЧС Республики Беларусь и введены в эксплуатацию.
В «Хэппи Планет» уточнили, что раз в год осуществляется техническое освидетельствование лифтов аккредитованной лабораторией, последнее такое имело место в апреле 2025 года — компания получила положительные результаты и допуск к использованию лифтов.
— В диспетчерскую службу ООО «Хэппи Планет», а также в службу «Мая Рэспубліка» 115.бел в период с июля 2024-го по октябрь 2025 года поступило 176 заявок (в том числе повторяющихся) от жильцов данного дома (в среднем около 11 заявок в месяц), при этом бóльшая часть заявок приходится на период активной транспортировки строительных материалов.
При этом перевозка строительных материалов производится без должного контроля способа загрузки лифтовой кабины жильцами: нанятый персонал переводит лифты в режим «Погрузка» на одном из этажей, что воспринимается пассажирами других этажей как неисправность лифта, находящегося в аварии, что приводит к поступлению заявок о его неисправности.
В «Хэппи Планет» объяснили: погрузочно-разгрузочные работы на первом этаже, связанные с постоянным открытием входных дверей и сквозняком, мусором на порожках, приводят к тому, что двери лифта не могут закрыться, постоянно риверсируют. После восьми попыток лифта захлопнуть створки он определяет ошибку. Двери остаются открытыми, а лифт зависает на этаже. И эту ошибку приходится исправлять электромеханику.
В компании заверили, что за период использования лифтов специалисты управляющей организации проводят ежемесячное техобслуживание. А в рамках ежегодного ТО оборудование проверяет независимый эксперт, который обязан удостовериться в безопасности работы лифтов и выдать акт технического освидетельствования. Со свежим документом, полученным «Хэппи Планет» в апреле, жители могут ознакомиться в офисе компании.
А что насчет замены поцарапанных створок и ржавчины?
— Замена створок дверей шахт, имеющих следы коррозии и потертостей, будет произведена заводом-изготовителем «Могилевлифтмаш» в рамках гарантийных обязательств, о чем ведется переписка управляющей организацией. Сроки выполнения работ, проводимых в рамках гарантии, определяет завод-изготовитель. В рамках гарантийных обязательств «Могилевлифтмашем» уже проведены ремонты лифтового оборудования: заменены кнопки вызова этажных площадок, пульты управления в нескольких лифтах, ролики успокоителей компенсирующей цепи и др.
В «Хэппи Планет» также подтвердили, что один из лифтов в настоящее время находится в остановке с 2 сентября из-за ремонта платы управления приказами в кабине лифта по гарантии. По состоянию на 24 октября панорамный и пассажирский лифты находятся в исправном состоянии.
Оснований для модернизации и замены лифтов компания не видит.
— Исходя из анализа работы лифтового оборудования на домах комплекса «Минск-Мир» после окончания периода активной перевозки грузов (около двух лет с момента заселения) среднее количество заявок и обращений снижается до 3—5 в месяц, — резюмировали в управляющей компании.
После выхода материала в редакцию обратилась компания «Могилевлифтмаш». Приводим и ее комментарий:
— 4 ноября 2025 года комиссией в составе представителей завода-изготовителя и управляющей организации ООО «Хэппи Планет» проведено техническое обследование трех установленных в доме лифтов. По результатам осмотра установлено следующее:
Следует учитывать, что в доме продолжаются строительные и отделочные работы, в том числе с применением лакокрасочных материалов и штукатурных смесей. Это приводит к повышенному уровню пыли, влаги и загрязнений, что временно может повлиять на стабильность работы электрооборудования и отдельных элементов дверных систем. Все эти факторы носят временный характер и устраняются по мере завершения строительных мероприятий.
Отдельные замечания жителей касаются отсутствия голосового оповещения, кондиционирования и групповой работы лифтов. Безусловно, при строительстве любых многоэтажных домов дополнительные функции предлагаются заказчику, однако в данном случае заказчик (Dana Holdings) не заказал данные опции при заключении договора на поставку лифтового оборудования, что, на наш взгляд, связано с желанием снизать стоимость квадратного метра жилья.
По результатам проверки предприятием принято решение:
Для повышения прозрачности и открытости работы ОАО «Могилевлифтмаш» инициирует совместную встречу с представителями управляющей организации, жильцами и обслуживающей организацией по итогам выполнения всех корректирующих мероприятий.
Также планируется организация дополнительного авторского надзора за эксплуатацией лифтов в указанном доме в течение ближайших трех месяцев.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by