ТОП-10

Уже без Лондона и Москвы. Топ крупнейших метрополитенов мира

Автор: Игорь Шубич. Фото: wikipedia.org, коллаж: Максим Тарналицкий
2885
20 сентября 2025 в 7:00

Кто выигрывает гонку за титул крупнейшего метро мира в 2025 году? Мы собрали топ метрополитенов по числу станций, и это не просто список — это экскурсия по урбанистическим чудесам: от исторических парижских ар-нуво до ультрасовременных китайских мегасетей, где поезда проезжают сквозь жилые дома, станции уходят на глубину свыше 100 метров, а суточный пассажиропоток превышает население целых стран. В списке — легенды вроде Нью-Йорка и рекордсмены по скорости роста: Шанхай, Пекин, Шэньчжэнь. Мир под землей меняется быстрее, чем мы успеваем заметить. Давайте посмотрим, кто диктует новые стандарты.

Топ крупнейших метрополитенов мира (по числу станций) в 2025 году

Составить рейтинг крупнейших метрополитенов — это не просто открыть «Википедию» и взять калькулятор. Увы, все сложнее. В одном городе метро — это строго подземка, в другом — еще и надземные монорельсы и даже пригородные линии, которые технически считаются частью метрополитена. Где-то 30—40% всей сети проходит над землей, но управляется теми же операторами, что и подземка. Поэтому любые попытки составить «объективный» рейтинг неизбежно сталкиваются с трудностями.

А еще есть Китай. Там станции открываются с такой скоростью, что пока вы дочитали эту строчку — где-то запустили еще одну. Поэтому в той же «Википедии» нередко встречаются устаревшие и неточные сведения.

И вот в этой каше из разных стандартов, подходов и скоростей строительства возникает закономерный вопрос: а по какому принципу вообще сравнивать? Если считать километры, то рейтинг быстро превращается в парад китайских мегаполисов, где метро уже давно вышло за пределы городской черты и уверенно шагает в сторону пригородов.

Километраж — это, конечно, впечатляюще, но он скорее отражает размах, чем плотность. А вот станции — это уже про доступность, про инфраструктуру, про реальную связанность города. И, если смотреть на количество станций, картина становится немного интереснее: здесь и Европа, и США еще могут побороться — пусть и с трудом — с китайскими темпами.

Метро Парижа — 309 станций, 226 км


Первая линия парижского метро открылась в 1900 году в честь Всемирной выставки. Бурный рост пришелся на период до Второй мировой войны: к 1939 году основная часть внутригородской сети была завершена.

Система не только изменила транспортную доступность, но и оставила яркий след в облике Парижа. Входы в стиле ар-нуво архитектора Гектора Гимара со стилизованными надписями стали знаковым элементом городского ландшафта. И сегодня метро сохраняет этот исторический стиль, но при этом стремится к высоким технологиям: внедряются полностью автоматические линии, а бумажные билеты уходят в прошлое, уступая место картам Navigo и цифровым решениям.


Сегодня парижское метро включает 14 линий, 226 километров путей и 309 станций. Ежегодно системой пользуется почти 1,5 миллиарда пассажиров (4 млн поездок в день). Развитие сети продолжается в рамках масштабного проекта Grand Paris Express. В последние годы были продлены несколько линий, впереди строительство еще четырех новых линий, которые добавят десятки километров путей и расширят сеть далеко за пределы города.

Метро Гуанчжоу — 309 станций, 751 км


Метро Гуанчжоу обслуживает не только сам город, но и соседние районы провинции Гуандун. Первая линия открылась в 1997 году, и это сделало Гуанчжоу четвертым городом материкового Китая с метро и первым на юге страны. С тех пор система выросла до настоящего гиганта: 19 линий, 309 станций, из которых 61 — пересадочные, и общая протяженность — 751 км. Это третье место по длине среди всех китайских метро.

В 2024 году ежедневно метро Гунчжоу пользовались в среднем почти 8,9 млн человек, а в один из дней декабря число пассажиров превысило 12 млн.


Строительство метро не останавливается: к середине 2025 года возводятся еще 9 линий и участков. При этом подземка продолжает не только расширяться, но и технически развиваться: в 2025 году открылась ветка с полностью автоматическим управлением, где поезда могут двигаться без машиниста.

Метро Уханя — 312 станций, 518 км


Метро в Ухане появилось совсем недавно: первая линия открылась лишь в 2004 году. Но всего за два десятилетия город прошел путь от полного отсутствия подземки до статуса одного из мировых гигантов: сегодня это 12 линий, 518 километров путей и 312 станций. Темпы были и остаются действительно космическими: станции открывали сразу десятками.

Сами станции просторные, чистые и светлые. Архитекторы вдохновлялись историей и культурой региона, а также современными тенденциями: в итоге многие станции выглядят скорее как культурные центры, чем как просто транспортные узлы.


Строителям при этом пришлось столкнуться с непростыми задачами. Главная из них — прокладка тоннелей под Янцзы, крупнейшей рекой Китая, которая делит Ухань на две части. Сейчас под рекой строят новые тоннели, чтобы завершить грандиозный проект — самую длинную кольцевую линию метро в стране. Она протянется почти на 60 километров, объединит 37 станций и даст 18 пересадок на другие линии.

Пассажиропоток впечатляет не меньше. В 2024 году услугами метро воспользовались почти полтора миллиарда человек, а в пиковые дни система перевозила до шести миллионов пассажиров.

Метро Чунцина — 318 станций, 568 км


Метрополитен Чунцина — один из самых необычных и сложных в мире. Его развитие началось в 2005 году с запуска первой монорельсовой линии, а сегодня это уже разветвленная сеть, состоящая из 318 станций и 12 линий, две из которых выполнены в формате тяжелой монорельсовой дороги. Такая конструкция здесь жизненно необходима: Чунцин стоит на пересечении горных возвышенностей и глубоких речных долин, и поездам приходится преодолевать крутые уклоны и повороты, что делает инженерные решения особенно изобретательными.

Система уникальна по многим параметрам. В Чунцине работает самая длинная в мире монорельсовая дорога — 56,1 км, и она же считается самой загруженной. Станция «Хунъяньцунь» признана самой глубокой в мире — она уходит под землю на 116 метров, а станция «Хуалунцяо», напротив, возвышается на 48 метров над поверхностью, что делает ее самой высокой. Популярная «Лицзыба», где поезда проходят сквозь жилой дом, давно стала символом города и туристической достопримечательностью.


По итогам 2024 года Чунцинский метрополитен перевез свыше 1,4 миллиарда пассажиров (порядка 4 миллионов в день).

Метро Сеула — 337 станций, 351 км


Метро в Сеуле появилось в 1974 году. В 1980-х добавились новые ветки и кольцевая линия, затем последовало дальнейшее масштабное расширение. Сегодня подземка насчитывает 337 станций, ее протяженность — 351 километр.

Важно понимать: несмотря на то, что на схемах можно увидеть более 20 линий, только 9 из них считаются собственно метрополитеном. Остальные — это пригородные линии Korail, легкое метро и региональные ветки, интегрированные в общую транспортную систему столичного региона. Если учитывать все эти дополнительные линии и участки, общее число станций превышает 600, а протяженность системы — почти 1000 км.

Интересные данные приводит Сеульская транспортная корпорация: за 2024 год поезда метро проехали расстояние, эквивалентное 1049 окружностям Земли по экватору, перевезя 2,4 миллиарда пассажиров. Каждый день услугами метро пользуются 6,6 млн человек, тогда как население всего Сеула — 9,6 млн человек.

Метро Шэньчжэня — 398 станций, 583 км


Китайский Шэньчжэнь за 40 лет превратился из маленькой рыбацкой деревни в один из самых технологичных городов мира — и темпы строительства метро отражают эту динамику. Еще в 2004 году здесь не было ни одной станции, а сегодня — 17 линий, 398 станций и 583 километра путей, охватывающих все девять районов города.

Станции современные и чистые. Многие однотипные, но есть и настоящие жемчужины. Например, «Северная Ганся» — крупный пересадочный узел с гигантским куполом и стеклянным потолком, через который льется солнечный свет. Дизайн потолка вдохновлен спиралью Ферма, что придает станции футуристический вид.


Каждый день метро перевозит 7,4 миллиона человек. Сеть постоянно развивается. К 2030 году метро Шэньчжэня должно вытянуться почти на 1150 километров.

Метро Чэнду — 409 станций, 661 км


Метрополитен Чэнду открылся всего 15 лет назад — в 2010 году — и за это время совершил колоссальный рывок, выбившись в число крупнейших в Китае и во всем мире. Сегодня сеть насчитывает 15 линий, почти 661 километр путей и 409 станций, включая 65 пересадочных узлов.

Особая гордость Чэнду — полностью автоматическая линия, где поезда ездят без машинистов. Она к тому же и выглядит так, будто станции сошли со страниц журнала будущего: свет, узоры, прозрачные панели — в оформлении принимали участие британские дизайнеры.


В день метрополитеном Чэнду пользуются около 8 миллионов человек. И сеть продолжает расти: строятся пять новых линий и две линии скоростного пригородного сообщения — почти 210 километров будущих маршрутов.

Метро Нью-Йорка — 472 станции, 399 км


Пик строительства нью-йоркского метро пришелся на первые десятилетия XX века. Тогда этим занимались частные компании. В 1940-м все сети объединили под управлением города. После этого метро почти не строилось: в городе уже практически не оставалось свободного места для новых линий и станций, строить их было дорого и сложно, власти больше внимания уделяли дорогам, а многие жители переехали в пригороды. Таким образом, система метро, заложенная в первой половине ХХ века, осталась практически неизменной.

Несмотря на это, даже в 2025 году нью-йоркское метро остается в числе мировых лидеров по количеству станций — 472.


Новые станции открываются действительно редко и стоят миллиарды долларов, что отражает сложность строительства в условиях плотной городской застройки. Так, возведение станции на месте разрушенного Всемирного торгового центра обошлось в $4 млрд.

В 2024 году поезда перевезли почти 1,2 миллиарда пассажиров. В будние дни метро пользуются в среднем 3,38 миллиона человек, а в выходные — 4,42 миллиона. Кстати, метро Нью-Йорка — единственная крупная система в мире, которая работает 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Это делает его уникальным среди других мегаполисов, где метрополитены закрываются на ночь.

Метро Шанхая — 517 станций, 896 км


За три десятка лет Шанхайский метрополитен превратился из небольшой линии в одну из крупнейших и самых быстрорастущих систем метро в мире. Первая очередь открылась в 1993 году, и в следующие 10 лет здесь построили лишь 65 км линий. Но уже к середине 2000-х темпы резко возросли: в 2007-м одновременно возводились 116 станций. Серьезный толчок дала подготовка к Экспо-2010 — именно тогда строительство стало по-настоящему масштабным, а новые ветки открывались одна за другой. Сегодня здесь 21 линия, 517 станций и 896 км — и это самая большая протяженность путей в мире.


Метрополитен в Шанхае — это и масштаб, и технологичность (протяженность автоматизированных линий исчисляется сотнями километров). Система идет в лидерах мира по протяженности и годовому пассажиропотоку. В 2024 году поезда ежедневно перевозили в среднем 10,3 млн человек. В отдельные дни — 13,3 млн — рекорд за всю историю сети.

Метро Пекина — 523 станции, 879 км


Строительство пекинского метро началось в 1965 году. При проектировании активно привлекались советские инженеры, а многие китайские специалисты учились в СССР — опыт московского метро лег в основу пекинской сети.

Первую линию открыли в 1969-м, но еще несколько лет метро было недоступно для обычных жителей: оно считалось военным объектом, попасть внутрь можно было только по специальному пропуску или справке.

Дальше сеть росла постепенно, появлялись новые линии и пересадочные узлы. А с начала 2000-х темпы стали стремительными. К Олимпиаде 2008 года запустили сразу пять новых веток. Для сравнения: в начале 2006 года протяженность метро была 114 км, к 2012‑му — уже 442 км.

Сегодня метро Пекина — крупнейшая система городского рельсового транспорта в мире по числу станций. Она насчитывает 29 линий, 523 станции (99 пересадочных) и 879 км путей. Большинство станций неглубокие, а на загородных участках есть наземные маршруты.


Пассажиропоток впечатляет: в 2024 году система перевезла 3,622 млрд человек. В среднем за сутки метро пользовались 9,9 млн пассажиров, в будние дни — более 11 млн. Рекорд пришелся на 19 июля: 12,55 млн поездок за день. Средняя поездка занимает 40 минут и проходит через 11 станций (это примерно 17 км пути).

2014 г, экшен, шутер, одиночная игра, с 18 лет, русская озвучка
рекомендуемый возраст 14 лет, 1836 деталей, в собранном виде 19.2 x 26.4 см

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by