«Раньше был люкс, сейчас доходов нет — отбить аренду очень сложно». Прогулялись по старым ТЦ Минска

Автор: Анастасия Данилович. Фото: Анна Иванова
27 августа 2025 в 8:00

Когда-то эти торговые центры были олицетворением столичного гламура: блеск, бренды, толпы покупателей. Сегодня они лишь слепки ушедшей эпохи: павильонная торговля уже давно уступила место сетевому массмаркету, а наличием паркинга или модным стеклянным фасадом нынче мало кого удивишь. Мы решили проверить, как дела у ТЦ-старожилов — есть ли там люди?

«Паркинг»

«Паркинг» открылся в районе Комаровского рынка еще в 2000 году и стал для города чем-то принципиально новым — это был первый в Беларуси торговый центр со встроенным паркингом (название недвусмысленно намекало). На верхних этажах можно было оставить машину, а на нижних — пройтись по магазинам.

Когда-то здесь закупались люксовыми брендами все столичные модницы. Теперь редких покупателей встречают закрытые павильоны и стеллаж с компакт-дисками, до которых нет дела не только случайным прохожим, но, кажется, и самому продавцу — его нигде не видно.

В маленькой кофе-точке сидит мужчина — он держит еще и магазин обуви напротив. Второго человека брать невыгодно, так что следит за всем сам.

— Это уже не торговый центр. Вам сюда не стоило приходить. Вы же все сами видите. Был один из первых ТЦ, поэтому тут все было очень хорошо, просто замечательно. Народа было много. А сейчас его нет. Все изжило себя. Мы уже просто дорабатываем — одни динозавры остались, — говорит мужчина и пожимает плечами.

По коридорам проходят редкие покупатели. Больше всего их в «Ами мебель». Можно сказать, это флагманский арендатор — его вывеска красуется на фасаде.

Некоторые магазины используют помещения как склад или пункт выдачи своего товара. Арендная ставка в «Паркинге» совсем невысокая, так что получается выгодно. Например, у «Электробелки», торгующей электрикой и освещением, дела идут неплохо.

— Приехал новый товар, как раз все разбираю, — улыбается консультант Иван. — В основном заказы у нас через интернет. Но случайные люди тоже забредают, когда видят витрину — люстры, торшеры… В выходные бывает по пять-десять продаж таким залетным покупателям. Мы тут уже четыре года работаем. За это время нас стали больше узнавать. Да и в самом ТЦ кое-где магазины добавились, потихоньку что-то двигается.

Правда, оптимизм Ивана разделяют далеко не все. Продавцы одежды, провожающие взглядами подозрительных чужаков, сидят со скучающими лицами. Когда видят камеру, начинают нервничать, просят не фотографировать товар. А зря… Кожаной курточке за 100 рублей точно не помешала бы реклама.

У одного из павильонов, укутавшись в шаль, прогуливается пожилая женщина.

— Я здесь больше десяти лет. Раньше все занято было. Потом много новых ТЦ настроили. Сначала «Европу», потом «Замок» — все туда и ушли. У нас людей почти нет, разве что на рынок через нас ходят — так хоть какой-то поток. Спасают только постоянные клиенты, — откровенничает она и вдруг, опомнившись, добавляет: — Вы уж так строго про нас не пишите, девочки. Скажите, что «Паркинг» еще работает. Нам, пенсионерам, надо хоть немного потрудиться. Давайте друг другу поможем.

«Паркинг» действительно работает: есть точки с мелкой техникой, посудой, обувью… Даже небольшой салон красоты имеется и офис продаж автомобилей. Просто этого осталось мало. Но наткнуться на что-то интересное все еще можно. Вот, например, точка с авторскими головными уборами — Happy Junk.

— Это ручное изготовление, делаю все сама — уже 12 лет. Использую остатки с производств, винтажные ткани — такой вот экологический проект, — говорит основательница бренда Юлия. — Здесь у нас единственная точка, держимся за счет постоянных клиентов. Плюс есть какой-то поток — рядом «Ами мебель». Кто-то случайно увидит, зайдет… Но с этого одного мы бы не выжили, спасают именно постоянники. Не могу сказать, что у нас шумит народ. Но тут аренда низкая, и это большое преимущество. В других ТЦ цены выше, многие знакомые из-за этого уже позакрывались.

Что ж, ретируемся из «Паркинга» под шелест объявлений о сдаче помещений в аренду и вывески на дверях кафе «Закрыто на ремонт с 2021 года…» Направляемся в «Московско-Венский».

Выбор покупателей
1350 Вт, корпус металл/пластик, капучинатор ручной, используемый кофе: молотый, цвет нержавеющая сталь/черный
1450 Вт, корпус металл, капучинатор автоматический, используемый кофе: молотый/зерновой, цвет серебристый/черный

«Московско-Венский»

Этот ТЦ возник на месте заводского здания прямо в центре Минска, недалеко от станции метро «Площадь Якуба Коласа». Снаружи он не очень-то похож на место для шопинга, больше на какое-то государственное учреждение. Выдают его лишь пару вывесок.

Торговый центр занимает четыре этажа, но лишь два из них — с торговыми павильонами. Первый уровень отдали отдельным магазинам, попасть в которые можно только с улицы. Последний уровень сдают под офисы. Так что за покупками нужно отправляться на второй и третий этажи.

Ассортимент тут самый разнообразный: не только одежда и обувь, но и футбольный мерч, товары с аниме и на k-pop-тематику, рок-атрибутика. Есть даже медицинская форма и виниловые пластинки. Не сказать, что покупателей много, но они все-таки есть: пустым этот ТЦ точно не назовешь.

В небольшом магазине Mineralis — самый настоящий аншлаг. Человек десять толпятся у витрин и перебирают разноцветные камушки и украшения из них. Напротив — handmade-аксессуары Vobraz. Консультант Дарья утверждает, что посетителей после открытия новой точки прибавилось: аудитория у брендов пересекается, и теперь она курсирует между минералами и украшениями.

— У нас в основном постоянные клиенты, трафик нарабатывали годами, в том числе через Instagram. Магазинов два: один на Немиге, другой здесь. Если кто-то не дошел туда, приходит сюда. Иногда покупателей совсем немного, а бывает, словно электричка приехала — сразу целая толпа, и только успевай обслуживать. Но в основном к нам приходят целенаправленно — у нас представлены коллекции от 150 белорусских мастеров, — рассказала Дарья.

На рекламу надеются и в шоуруме Lexo. Если ролик с примеркой нового спортивного костюма залетает на 300 000 просмотров, то покупатели сразу подтягиваются.

— Когда ты работаешь как индивидуальный предприниматель, все держится на рекламе и работе с соцсетями. Надеяться на поток не стоит. Тут часто бывают россияне. Их сразу распознаешь: и по внешнему виду, и по манерам, и по разговору. На майские праздники их было особенно много. И они хорошо тратят: если понравилась вещь, могут купить сразу полмагазина. Приходит женщина с мужем, показывает — это хочу, это тоже и еще это. Муж только кивает: «Все упаковываем». Порой даже не меряют. Белорусы тоже заходят, но редко это случайные покупатели, в основном уже те, кто нас знает или видел, — объясняет консультант Диана. — Ассортимент мы меняем по сезонам. Весной и летом — майки, рубашки, костюмы. Ближе к зиме и корпоративам везем платья. Основные поставки у нас из Кореи и Турции.

Планировка у «Московско-Венского» — нетипичная для современных ТЦ: по сути это один длинный коридор с торговыми рядами по бокам. Большинство заняты, но кое-где таблички с призывом звонить по вопросам аренды все же имеются. Некоторые магазины были со спущенными роллетами: возможно, продавцы обедали, а может, устроили себе выходной или вообще отпуск.

Привычного фудкорта здесь тоже нет. Вместо него одна-единственная кофейня. Бариста Екатерина разводит руками:

— Людей немного. Самое странное, что в будни поток больше, чем в выходные. В субботу и воскресенье он снижается на процентов 50—70. Здесь все завязано на офисах: пока они работают, есть движение, особенно по утрам и в обед. В выходные их нет, а значит, и выручки тоже. Случайные посетители обычно просто проходят мимо кофейни или покупают только воду. У нас еще одна точка в «Европе» есть, но там дела гораздо лучше.

Что ж, проверим.

«Европа»

«Европа» на улице Сурганова — еще один ТЦ-старожил. Внушительных размеров стекляшка строилась в два этапа. Сначала ближе к кольцу и парку Дружбы народов возвели «старую» Европу — сейчас там работают дискаунтеры «Три цены» и «Грошик». Пожалуй, именно здесь больше всего покупателей, в «Грошике» так вообще выстраиваются очереди на кассах. «Новая» Европа, выросшая рядом на три этажа, похвастаться таким потоком уже не может.

Хотя в 2010-х это было особенное место — что называется, не для всех: закупаться сюда приезжали люди не из бедных. Теперь о былой славе напоминают лишь надписи Balenciaga и Gucci на витринах и расставленные по полочкам сумочки Chanel и LV — их подлинность мы решили не проверять.

На одном из уровней — довольно просторный магазин Open space fashion. Здесь представлена одежда разных белорусских брендов.

— «Европа» — специфический торговый центр, но это не значит, что он не имеет права существовать. Здесь много белорусских брендов, и каждый приводит клиентов через Instagram. Это люди, которые нас знают и приходят пощупать, примерить. Иногда бывают и случайные покупатели, даже иностранцы или те, кто живет рядом. Трафик маленький, но он есть. Потихоньку мы и другие магазины его формируем, — говорит создатель бренда нижнего белья Etereo amor Павел. — А вот как чувствуют себя крупные арендаторы с большими помещениями, я не представляю. Нам проще: несколько брендов делят шоурум, а соответственно, и расходы, поэтому условия приемлемые.

По словам собеседника, арендная ставка в «Европе» ниже, чем в других крупных ТЦ. При этом смысла переплачивать белорус не видит:

— На мой взгляд, есть только два места, где можно ничего не делать, а покупатель все равно придет, — это Green City и Dana Mall. Эти торговые центры сами по себе формируют огромный трафик. В остальных комплексах нужно рассчитывать только на себя и свой бренд. Пару лет назад я думал открываться в Galleria Minsk. Там аренда во много раз выше, чем в «Европе». Но сам ТЦ на эту сумму, мне кажется, не отрабатывает.

Привычного массмаркета и логотипов Zara, Bershka, Reserved здесь не встретишь — их место заняли небольшие бутики. Зато можно найти довольно неожиданные товары — например, музыкальные инструменты, фарфоровую посуду, детские коляски и даже искусственные цветы.

— К нам приходят целенаправленно. Люди уже знают нас, мы здесь лет десять, — пожимает плечами Евгений из Home Fashion. — Рекламируемся, в Instagram тоже есть. Да, торговый центр своеобразный. Раньше мы были в «Замке» — там, конечно, проходимость выше. Могло зайти и сто человек в день, но продаж — ноль. А здесь бывает пять посетителей, но почти всегда с покупкой. Если уж пришли — значит, именно за нашим ассортиментом.

У ресторана самообслуживания — небольшая очередь. В ярком китайском ресторанчике на третьем этаже пара-тройка иностранцев ловко орудуют палочками. А вот в кинотеатре сегодня пусто: если вы социофоб, можете заглянуть — тут небольшие залы, и они редко бывают забиты до последнего сиденья.

Еще в торговом центре есть несколько кофеен, барбершоп, магазин дорогих и не очень сладостей и тренажерный зал «Адреналин» — в общем, основные потребности пирамиды Маслоу он способен удовлетворить.

Как отмечают некоторые продавцы, «Европу» посещают те, кто привык сюда ходить с первых лет ее работы. Когда-то полюбилась, и все — теперь не отпускает. Правда, даже постоянные клиенты имеют свойство заканчиваться.

— За последние пять лет я потеряла примерно 70% постоянных покупателей. А точка у меня здесь еще с 2000-х: продаю белье, купальники, пижамы. В начале бизнес шел хорошо, было оживленно. Но аренда с тех пор только растет, а людей становится все меньше. Сейчас отбить ее уже нереально. У меня цены невысокие — трусы по 25—30 рублей, и расходы уже давно превышают доходы. Владельцы ТЦ на уступки не идут, аренду снижать не хотят, — пожаловалась нам Нина из магазина нижнего белья.

Женщина уверяет, что в 2010-х все было иначе: она и в отпуск за границу съездить могла. Сейчас уже забыла, что такое отдых — даже по Беларуси не путешествует.

— Сегодня пятница — и никто так и не зашел. В прошлые выходные тоже ноль продаж, просто ни одного человека. Иногда в будни кто-то заглянет за подарком, но этого недостаточно. В других точках обувь дорогая или одежда, они продадут пару вещей и уже покроют аренду, а мне как быть с мелким ассортиментом? Доходов нет совсем. А переезжать в другой ТЦ тоже нет смысла: потеряю последнее, — отметила Нина.

набор гантелей с соединительным грифом, 2 шт., вес снаряда 15 кг, конструкция: разборная, посадочный 25 мм, длина 39 см

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by