Давно прошли времена, когда за продуктами минчане ходили только в гастроном, а одежду за неимением лучшего покупали либо в ЦУМе, либо на «Ждановичах». Первооткрывателем эры больших торговых центров в 2005 году стал Bigzz (нынешний Expobel), а потом пошло-поехало — за последние 20 лет в городе появилось множество современных комплексов, сочетающих торговлю и развлечения. Среди последних открытий — Avia Mall в «Минск-Мире», Prizma на Партизанском проспекте, «Червенский»… Вместе со специалистами консалтинговой компании «Коллиерз Интернешнл Консалтинг» мы составили рейтинг самых крупных ТЦ Минска.
Эта статья уже выходила на Onlíner — теперь мы обновили ее с учетом новых данных. В рейтинг добавлены новые торговые центры, а информация о прежних уточнена.
Для более корректного сравнения мы используем не общую и не торговую площадь объекта, а площадь, пригодную для аренды. С точки зрения инвестиций в недвижимость это более справедливо. Например, чтобы организовать гипермаркет торговой площадью около 6 тыс. кв. м, оператор должен арендовать 9—10 тыс. кв. м площади, а то и больше. Естественно, аренду надо платить за все эти площади, а не только за торговую.
Год открытия: 2013
Площадь: 28 400 м²
Якорные арендаторы: Green, Silver screen, Gym24
Arena City задумывался как премиальный ТРЦ на проспекте Победителей — с эффектным стеклянным фасадом, кинотеатром и брендами «не для всех». Но на практике проект не стал хитом: район оказался не самым густонаселенным, а поток покупателей — ниже ожидаемого. В итоге крупных арендаторов осталось не так много: гипермаркет Green, фитнес-клуб Gym24. Все остальное — это в основном небольшие магазины с разноплановым ассортиментом: от одежды и обуви до товаров для дома.
Но у Arena City есть свои козыри. На втором этаже работает фуд-корт с кофейнями, суши, пиццей. Из интересного — автосалон ShikAvto, кинотеатр Silver Screen, магазин мерча и ресторан хоккейного клуба «Динамо-Минск» (близость к «Минск-Арене» обязывает) и разнообразные детские развлечения.
Год открытия: 2024
Площадь: 33 000 м²
Якорные арендаторы: Green, New Yorker, «Электросила», «Детмир», the Brand
«Червенский» появился на месте одноименного старого рынка. Этот торговый центр все еще находится на стадии наполнения, потому пустых площадей хватает. Тем не менее в «Червенском» уже есть интересные точки притяжения: самый большой в Беларуси New Yorker, семейный центр PixieLand, ресторан азиатской кухни Umi с безлимитной едой, куда выстраиваются очереди.
В «Червенском» можно найти такие магазины, как «Электросила», Marko, Milavitsa, The Brand с вещами от белорусских дизайнеров.
Год открытия: 2016
Площадь: 36 500 м²
Якорные арендаторы: «Гиппо», Familia, New Yorker, LC Waikiki, Gloria Jeans, Trend Park, «Золотое яблоко», «5 элемент»
Galleria Minsk — самый многоуровневый ТРЦ Минска. Он занимает целых семь этажей, включая подземный уровень с гипермаркетом «Гиппо». Здание облицовано 3600 стеклянными панелями, которые днем отражают небо и город, а вечером превращаются в светящийся фасад с динамической LED-подсветкой. Внутри — светлые галереи, панорамные лифты, открытый атриум, создающий ощущение простора и воздуха, и вид на Свислочь.
По части арендаторов Galleria Minsk собрала крепкий состав из международных и локальных брендов. В фешен-сегменте работают New Yorker, LC Waikiki, Mango, New Balance, а также белорусские марки вроде Mark Formelle и Conte. Технику и электронику можно найти в «5 элементе», косметику — в «Золотом яблоке».
Особая гордость Galleria Minsk — это многообразие общественного питания. На 6-м этаже расположился просторный фуд-корт площадью около 5000 м². Там можно найти всё — от белорусской кухни в «Васильках» до кофеен, азиатских ресторанов, KFC и Burger King.
Год открытия: 2019
Площадь: 38 500 м²
Якорные арендаторы: «Евроопт Prime», Reserved, Mohito, Cropp, House
Palazzo смело можно назвать долгостроем: возводить его начали в далеком 2003 году, а закончили только в 2019-м. По словам создателей, в проект вложили более $100 миллионов. Над внешним и внутренним обликом здания работала британская архитектурная компания Chapman Taylor. Зарубежные специалисты подарили зданию яркий и насыщенный фасад и просторные галереи.
По части брендов Palazzo может похвастаться уникальностью: только здесь в Минске представлены сразу четыре марки из группы LPP — Reserved, Mohito, Cropp и House. Кроме них — супермаркет «Евроопт Prime», большой фуд-корт, магазины косметики, спортивных товаров и техники.
Но главное в Palazzo — это развлечения: аэротруба iFLY, большой кинотеатр MOOON, иммерсивное пространство Cinemarium, VR-зоны, тир, автодром, картинг, батутные и игровые парки. Кроме того, в ТРЦ регулярно проходят выставки ремесленников, маркеты дизайнеров, тематические мероприятия.
Год открытия: 2017
Площадь: 42 000 м²
Якорные арендаторы: «Гиппо», Kari, Gloria Jeans, Sinsay, «Детмир»
Diamond City начинал как типичный ТРЦ «навырост»: большой, современный, но поначалу — почти пустой. Все изменилось, когда на последнем этаже появилась большая развлекательная зона. Теперь это один из самых насыщенных в городе по части досуга ТРЦ: здесь есть большой крытый каток, веревочный городок, VR-симуляторы, целая зона с игровыми автоматами, картинг, «Мир Иллюзий». Все это превратило Diamond City в полноценное семейное пространство.
С развлечениями подтянулись и другие арендаторы: продуктовый «Гиппо», Befree, Zarina, Kari, Marko, Sinsay, Gloria Jeans, «Детмир». Появились в ТРЦ и магазины низких цен: «Спутник», «Три цены».
У Diamond City есть еще одна уникальная особенность — на первом этаже, под стеклянным полом, находятся сохранившиеся руины поселения X—XIII века. Нашли их во время строительства ТРЦ.
Год открытия: 2014
Площадь: 46 000 м²
Якорные арендаторы: Green, Zara, Bershka, Mango, Colin’s, «Золотое яблоко», «5 элемент»
Green City — главный торговый центр для всей западной окраины Минска. Он расположен прямо у метро «Каменная Горка» и буквально «спасает» жителей Сухарево, Красного Бора и ближайших новостроек от необходимости ехать в центр. Поэтому здесь всегда многолюдно.
В Green City есть большой гипермаркет, известные бренды одежды (Zara, DeFacto, Stradivarius), магазин техники «5 элемент», фуд-корт, круглосуточный тренажерный зал Gym24 и детский центр «Йети и дети». А не так давно здесь открыли второй в Минске магазин косметики «Золотое яблоко».
Является частью многофункционального комплекса в совокупности с бизнес-центром и гостиницей. Формально Green City уже и так крупный комплекс, но в ближайший год он может стать еще больше. После реконструкции части парковки площадь, доступная для аренды, может достичь 60 000 м² — а это уже заявка на третью строчку в рейтинге крупнейших ТРЦ страны.
Год открытия: 2016
Площадь: 52 000 м²
Якорные арендаторы: Green, Zara, Bershka, New Yorker, Mango, «Спортмастер», «5 элемент»
Dana Mall может похвастаться тем, что на его официальном открытии присутствовали премьер-министры сразу двух стран — Беларуси и Сербии. Сегодня это один из самых популярных торговых центров страны, который любят минчане, жители регионов и даже туристы.
Посетителей он привлекает удобным расположением у метро, понятной навигацией, большим количеством фешен-брендов (Zara, Bershka, Pull&Bear, NewYorker, Mango и др.), просторным кинотеатром MOOON с семью залами и почти тысячей посадочных мест и обширным фуд-кортом.
А еще Dana Mall известен своими праздничными инсталляциями — в канун Нового года сюда приезжают фотографироваться со всего города.
Год открытия: 2025
Площадь: 57 200 м²
Якорные арендаторы: Green
Avia Mall — самый крупный торговый центр, открывшийся в Минске за последние три года. Он вырос в густонаселенном районе «Минск-Мир», жители которого долгое время ждали большой ТРЦ.
Пока в Avia Mall много свободных площадей — заехать в него успели гипермаркет Green, Zoobazar, Galanteya. Скоро обещает заработать двухэтажный магазин We Are, в котором будут представлены одежда и аксессуары от белорусских дизайнеров. Ждем анонсы и других брендов, которые появятся в новом торговом центре.
Особенность проекта — интеграция с Международным финансовым центром, строительство которого ведется в «Минск‑Мире». В будущем здесь создадут единую инфраструктуру: ТРЦ, метро «Аэродромная», МФЦ — деловой и жилой кластер, объединенный пешеходными галереями и подземной парковкой.
Год открытия: 2005
Площадь: 62 900 м²
Якорные арендаторы: «Гиппо», Mile, Sinsay, Mango, «Спортмастер», Letoile
Expobel открылся 10 марта 2005 года. По данным Colliers International, это был первый объект в Беларуси, отвечавший сложившимся за рубежом требованиям к торгово-развлекательным центрам, хотя в таком формате он заработал не в полной мере: так и не был запущен в эксплуатацию многозальный кинотеатр.
Изначально Expobel делили между собой мелкие продавцы, привозившие самый разнообразный товар из-за границы. Здесь можно было купить все — от одежды и обуви до автозапчастей и стройматериалов.
Позже один из корпусов реконструировали, превратив его в современный торговый центр с бутиками. Сейчас там представлены известные бренды — «Спортмастер», Sinsay, «Твое», Mango, adidas, Befree. Есть фуд-корт, разнообразные детские активности.
Второй корпус до сих пор функционирует по старым правилам: тут продаются товары от мелких предпринимателей как на открытом воздухе, так и в крытой части. Найти можно абсолютно все — от садовых фигур и мангалов до электроники и картин с Майком Тайсоном. Цены зачастую ниже, чем в основном корпусе.
Год открытия: 2012
Площадь: 68 600 м²
Якорные арендаторы: «Корона», «5 элемент», SMS Premium, Lacoste, Guess, Marc O’Polo
ТРЦ «Замок» открылся в 2012 году и стал одним из первых торгово-развлекательных комплексов Минска, который с самого начала позиционировал себя в ценовом сегменте выше среднего. Его архитектура с элементами средневекового замка и широкая развлекательная программа выделяли его на фоне других объектов столицы.
Изначально здесь размещались бренды, редкие для белорусского рынка: Lacoste, Tommy Hilfiger, Marc O’Polo, Pierre Cardin, Guess и другие. Часть из них до сих пор работает в составе «Модного молла» — галереи магазинов на нескольких этажах.
Главные фишки ТРЦ — круглогодичный крытый каток на 4-м этаже, детский развлекательный центр Discovery Maxi и концертный зал Prime Hall, где в свое время выступали такие мировые звезды, как Three Days Grace, Skillet, Bullet For My Valentine, Tokio Hotel.
Якорные арендаторы на сегодняшний день — гипермаркет «Корона», мультибрендовый бутик SMS Premium и мебельный магазин «Замок HOME». Комплекс сохраняет ориентацию на семейную аудиторию, совмещая шопинг, развлечения и ресторанный кластер с заведениями на любой вкус — от демократичного фуд-корта до ресторана «Белведер» на 300 гостей.
Что происходит в Минске с торговыми объектами и какие тенденции преобладают на рынке, рассказала Onlíner директор ООО «Коллиерз Интернешнл Консалтинг» Маргарита Шилова.
— На июнь 2025 года в Минске насчитывается 1,58 миллиона квадратных метров торговых площадей в крупных современных ТЦ. При этом в 2025 году в эксплуатацию ввели только один новый объект — Avia Mall. А вот 2024-й стал рекордным по количеству и площади новых торговых центров: именно тогда открылись ТРЦ «Червенский», многофункциональный комплекс Prizma и ТРЦ «Гудвил». За последние три года среди заметных проектов также — Minsk City Mall, ТЦ «Сеница» и «Первый национальный торговый дом».
В ближайшие годы ожидается, что на рынок выйдет еще около 195 тысяч квадратных метров торговых площадей — в основном за счет новых строек и реконструкций. Это увеличит общий объем рынка примерно на 12%. Из крупных будущих проектов — ТРЦ «Мегапарк» в Каменной Горке и ТРЦ «Сигма» на Немиге. Кроме того, Green City и «Титан» собираются расширить площади после реконструкции, это должно дать дополнительный прирост предложения.
Основу рынка по-прежнему составляют районные ТЦ с универсальным набором: продуктовый якорь, галерея с повседневными товарами, немного общепита и небольшая зона развлечений. Из-за этого большая часть торговых центров очень похожи друг на друга. Отдельно стоит отметить интерес со стороны автосалонов — они все активнее смотрят в сторону ТЦ как новых площадок для продаж.
Среди ретейлеров хорошо заметно наступление российских брендов — активно развиваются сети «Детмир», Gloria Jeans, Familia, а также второй магазин «Золотого яблока» в Минске. За последний год появились и новые бренды — это «Лэтуаль», «Подружка», DNS и Adamas. Также продолжается развитие фешен-пространств для белорусских дизайнеров — они позволяют местным брендам показывать коллекции и усиливать свое присутствие на рынке.
А еще растет сегмент товаров для дома и ремонта. Так, в этом году в ТРЦ «Червенский» открылся первый магазин новой сети «ДомДом Эконом», также в Минске появился еще один большой гипермаркет «Ома».
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by