Спецпроект

Не закатки, а сокровища на миллионы долларов. Что счастливчики находят в своих подвалах

Источник: Валерий Волатович
11 332
02 ноября 2024 в 8:00

Подвалы как будто предназначены для устройства тайников. С одной стороны, они находятся под землей, а именно там люди испокон веков предпочитали прятать ценные для себя вещи. С другой — это составная часть дома, а значит, хозяин всегда может быть уверен, что его имущество, чем бы оно ни было, всегда под присмотром. Впрочем, иногда там оказываются артефакты, которые сейчас кажутся бесполезными, ведь такие помещения обычно и выступают в качестве складов, и только спустя время выясняется, что на самом деле рядовой предмет имеет вполне конкретный эквивалент в деньгах, причем больших. А порой владельцы жилья обнаруживают под ним и жутковатые находки — но и они приводят в восторг, только уже археологов. Продолжаем совместный с Betera проект пятью новыми сюрпризами, которые преподнесли подземелья.

Кошмар на стене

«Мой отец собирал барахло, чтобы продавать его почти за бесценок, — рассказывал Андреа Ло Россо журналистам. — Он нашел эту картину еще до моего рождения и понятия не имел, кто ее подписал. Он был не очень культурным человеком. А моя мать вовсе не хотела ее хранить: она все время говорила, что та кошмарна».

Надо отдать выдержке женщины должное: несмотря на свое отношение к картине, она мирилась с тем, что та на протяжении долгих десятилетий украшала стену их семейного дома. Особенно благодарен ей должен быть сын Андреа, который и разобрался в авторстве небольшого полотна.

Живописное произведение его отец Луиджи обнаружил еще в 1962 году.

Мужчина подрабатывал сбором мусора и, роясь в подвале одной из заброшенных вилл на острове Капри, наткнулся на свернутый холст, который забрал домой. Лишь Андреа уже в 1980-е, читая учебник по истории искусств, обратил внимание на то, что подпись художника на одной из репродукций удивительно похожа на ту, что имелась и на их картине. Так парень узнал, что слово Picasso в левом верхнем углу на самом деле, скорее всего, является автографом великого мастера (к слову, часто посещавшего Капри). Итальянские искусствоведы, к которым обратился молодой человек, подтвердили, что подпись подлинная. Сейчас наследник барахольщика ожидает такого же вердикта от «Фонда Пикассо» — организации, которая официально удостоверяет авторство работ художника.

В этом случае ориентировочная стоимость прежде неизвестной работы французского гения может составить $6—10 млн.

Тяжелое наследие

В 2019 году владельцы дома в венгерском городе Кестхей, расположенном на западном берегу озера Балатон, обнаружили в собственном подвале странную находку. Прямо в помещении были закопаны пять стеклянных бутылок, внутри которых находилось почти три тысячи монет из драгоценных металлов. Удивительнее всего была их датировка: содержимое оказалось из самых разных периодов и стран. Монеты были отчеканены в античном Риме и дореволюционной Франции, Германии XIX века и царской России. Имелись даже артефакты из Советского Союза.

Клад хозяева дома решили не присваивать, а обратились к специалистам местного музея.

Те и выдвинули самую правдоподобную версию. Дом, где нашли тайник, прежде находился на территории еврейского гетто. Судя по всему, его хозяева стали жертвами холокоста, а спустя долгие десятилетия их ценности нашли новые владельцы здания. Разнообразие монет, скорее всего, объясняется тем, что их собственник был коллекционером. Авторы находки выразили готовность вернуть ее наследникам прежних хозяев, а в случае, если таковые не найдутся, монеты станут частью экспозиции музея в Кестхее.

Аналогов нет

Люди коллекционируют все что угодно, и далеко не самым странным предметом интереса для них являются карточки с изображениями спортсменов. При этом чем в более сохранном состоянии находятся такие изделия, тем больше денег готовы отдать за них. И эти суммы не идут ни в какое сравнение с себестоимостью печати подобных кусочков картона.


В 2023 году житель канадского города Реджина решил разобрать оставшиеся от родителей вещи, которые были складированы в подвале их дома. За предметами повседневного быта нашелся и ящик с датой «1980» на стенке. Внутри находились 16 коробок, каждая из которых содержала 48 нераспечатанных колод с 14 карточками игроков Всемирной хоккейной ассоциации — североамериканской хоккейной лиги, которая в 1970-е пыталась конкурировать с НХЛ.

И это было открытие, которое потрясло мир коллекционеров данных артефактов.

Дело в том, что именно в 1979—1980 годах свой первый профессиональный сезон в команде Edmonton Oilers сыграл будущая легенда хоккея Уэйн Грецки. Поэтому новые карточки именно с такой датой имели среди собирателей культовый статус. В данном случае на аукцион выставили весь ящик, а заплатили за него сразу $3,72 млн. Колоды не открывали, и то, сколько карточек с изображением Грецки в них оказалось, так и осталось загадкой, но статистика говорит, что их должно быть около 27 штук. С учетом того, что однажды ее экземпляр продали за $1,29 млн, лот представлял собой определенную инвестицию, а победитель аукциона мог неплохо заработать. В любом случае специалисты по хоккейным карточкам в один голос заявили, что подобного сюрприза ожидать больше не стоит.

Находка уникальна.

Помпейский барельеф

В прошлом году бельгиец Герт де Теммерман готовился к продаже дома своего отца в деревне Херзеле в Восточной Фландрии. Лестницу, ведущую в подвал, украшал барельеф, в свое время привезенный родителями мужчины из отпуска в Италии. Особого внимания произведению искусства де Теммерманы никогда не придавали, но Герт на всякий случай заказал искусствоведческую оценку в одном из бельгийских музеев галло-римской цивилизации. Результат оказался неожиданным: специалисты установили, что этот барельеф — давно пропавший артефакт из знаменитых Помпей, уничтоженных извержением Везувия еще в 79 году нашей эры.

Дальнейшее расследование показало, что отец де Теммермана купил предмет с рук в Италии как сувенир у случайного знакомого.

По всей видимости, тот похитил его в Помпеях и перепродал подвернувшемуся туристу. Остальные барельефы из того же набора, которые откопали в доме одного из помпейских торговцев, остались на месте, а этот на протяжении полувека числился пропавшим. Иногда чудеса случаются, и в данном случае античный артефакт, на котором уже все поставили крест, вернулся обществу. Впрочем, сам Герт де Теммерман считает, что его семья имеет право на некоторую компенсацию, ведь она не подозревала о происхождении барельефа и аккуратно сохранила его для будущих поколений.

Древний некрополь

И в заключении совсем недавная находка, сделанная в подвале дома, расположенного в деревне Монконсей в южном пригороде Парижа. Летом этого года хозяин коттеджа делал там ремонт и наткнулся на скелет — безусловно, далеко не самый приятный сюрприз, на который рассчитываешь в собственном жилье. Владелец обратился к полицейским, а те — к археологам, ведь по всем признакам останки представляли интерес уже только для них. Так и оказалось.

Выяснилось, что нынешнее здание было построено на месте, где прежде очень давно находилось кладбище.

В общей сложности было обнаружено 38 захоронений. Древнейшее из них датировали III веком нашей эры, а самое позднее отнесли к X столетию. То есть некрополь работал по прямому назначению целых 700 лет — от античного времени вплоть до зрелого Средневековья. Для специалистов такое открытие представляет большую ценность, ведь позволяет проследить эволюцию традиций захоронений на протяжении долгого времени. Теперь археологи занимаются изучением найденных останков и артефактов, которые, возможно, позволят прояснить обстоятельства появления кладбища.


Партнер проекта — Betera

В мире онлайн-казино Betera представлено свыше 4000 игр от самых популярных провайдеров. Игрокам доступно более 20% эксклюзивных игр от общего контента, а также live-казино — формат, который сочетает удобства онлайн-гемблинга и живой атмосферы. Блек-джек, покер, рулетка, баккара и слоты — переходите по ссылке, чтобы получить доступ в уникальное пространство!

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Статускво», УНП 101011505.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by