Здание-ловушка. Как полицейские Вашингтона провели одну из самых успешных операций в своей истории

Автор: darriuss. Фото: открытые источники
26 сентября 2024 в 8:00

Недавно на экраны вышел очередной триллер М. Найта Шьямалана «Ловушка». В нем главный герой отправляется вместе с дочерью на концерт ее любимой певицы, не подозревая, что арена, где проходит шоу, станет для него западней. Сам режиссер признавался, что на идею сценария его вдохновила реальная операция, ставшая триумфом американской Службы федеральных маршалов. Ее сотрудники хитроумно заманили в здание выставочного центра в Вашингтоне множество находившихся в розыске преступников, разыграли для них целое представление и в конце концов задержали. А помогло им осуществить задуманное простое знание человеческой психологии. С тех пор операция «Флагман» уже успела стать в своем роде легендой и даже угодить в музейную экспозицию.

Кто такие федеральные маршалы?

Служба маршалов США — старейшее федеральное правоохранительное агентство страны. Формально в нынешнем виде его образовали в 1969 году, но на самом деле такой институт сформировали еще на заре американской государственности. В 1789-м Первый конгресс принял закон, согласно которому именно федеральные маршалы должны были отвечать за контроль исполнения принятых в Вашингтоне законов на местах.

Со временем маршалы начали обеспечивать относительный порядок в период освоения Дикого Запада, а многие из них стали легендами американского фронтира.

В 1979 году помимо прочих функций этой службе передали от ФБР полномочия по контролю за лицами, получившими условное наказание, а также по розыску и задержанию определенных категорий преступников. Именно в рамках этих обязанностей в недрах организации в первой половине 1980-х разработали и успешно осуществили целую серию масштабных операций, целью которых была массовая поимка находившихся в бегах подопечных.


FIST

Проект получил кодовое название FIST. Это слово переводится как «кулак», но одновременно служит аббревиатурой для Fugitive Investigative Strike Team, «Ударной группы по расследованию побегов». Это не было постоянное подразделение, лишь условное наименование команд, собиравшихся для каждой конкретной операции. Основным ноу-хау проекта стало использование приманок — различных стимулов, которые заставляли разыскиваемых выбираться из своих убежищ и являться маршалам прямо в руки.

В общей сложности с 1981 по 1986 год были проведены девять операций FIST, каждая из которых в свою очередь состояла из нескольких этапов.

Механизм выманивания беглецов отличался, но во многих случаях его суть была схожа. Например, в Нью-Йорке по известным адресам сбежавших из федеральных тюрем заключенных, лиц, выпущенных под залог, и нарушителей условно-досрочного освобождения пришли письма от фиктивной службы доставки с просьбой забрать ценную посылку. В Хартфорде (штат Коннектикут) целая группа молодых беглецов получила уведомления о выигрыше двух бесплатных билетов на концерт, а в Баффало приманкой стала выдуманная лотерея. Каждый раз для сотен человек перспектива халявы оказывалась слишком заманчивой и заставляла забыть про риск поимки. В итоге количество задержанных сначала составляло десятки, потом сотни, а во время последних операций FIST счет шел уже на тысячи человек.


«Флагман»

В такой ситуации важной составляющей успеха являлась хорошая идея. Необходимо было предложить соблазнительную приманку, выглядевшую довольно достоверно, чтобы заставить нарушителей выбраться из логова в общественное место. Бесплатные подарки, тем более дефицитные, способны ослеплять даже самых осторожных людей.

Все работало на психологии.

Осенью 1985 года Тобиас Рох и Герберт Разерфорд, два федеральных маршала, работавших на территории столичного округа Колумбия, наконец придумали наживку, которая казалась беспроигрышной в локальном масштабе. Они обратили внимание на ажиотаж, который царит в Вашингтоне вокруг предстоящей игры местной команды по американскому футболу Washington Redskins с соперниками из Cincinnati Bengals за выход в серию плей-офф. Билеты на все домашние матчи «Краснокожих» продавались задолго до даты соревнования, а очередь за сезонными абонементами растянулась на несколько лет. Что могло сработать лучше, чем возможность попасть на игру, увидеть которую своими глазами мечтал весь город? Операция получила название Flagship («Флагман»).


Подставная телекомпания

Для начала образованная специально для проведения «Флагмана» команда сотрудников Службы маршалов составила список жителей Вашингтона, к которым у них имелись вопросы. Выяснилось, что в общей сложности агентство выписало 5117 ордеров на задержание примерно 3000 человек. На последний известный адрес каждого из них отправили письмо, в котором сообщалось, что они будто бы стали победителями розыгрыша двух бесплатных билетов на матч Redskins и Bengals 15 декабря 1985 года. Организатором лотереи стала несуществующая в действительности телекомпания Flagship International Sports Television.

Самых подозрительных беглецов маршалы решили добить бонусным предложением.

Каждому из «счастливчиков» помимо посещения желанного матча обещали еще и участие в дополнительном розыгрыше. В качестве призов выступали сразу десять сезонных абонементов на игры Redskins, ну а джекпотом являлась недельная поездка в Новый Орлеан на очередной Супербоул, главное событие в мире американского спорта.


За выигрышем

Из трех тысяч разосланных приглашений примерно половина не дошла до адресатов и вернулась отправителям. Это означало, что тот или иной получатель или его родственники по известному адресу уже не проживают. Из оставшихся согласились получить свой выигрыш 167 человек, примерно 5% из всех разыскиваемых вашингтонским филиалом Службы маршалов.

Цифра кажется не слишком впечатляющей, но на самом деле возможность задержать столько подопечных одновременно дорогого стоит.

Следующей задачей для сотрудников правоохранительного агентства стало создание достоверного фона, который бы помог собрать стольких преступников в одном месте и не вызвать при этом у них подозрений. Каждому из откликнувшихся на приглашение при телефонном разговоре предложили 15 декабря, в день игры, явиться к 9 утра в Вашингтонский выставочный центр, где их ожидало торжественное вручение выигрыша, участие в дополнительном розыгрыше и даже бранч за счет фиктивной телекомпании. После бранча всех обещали отвезти на автобусах на игру.

Маячки

Сами организаторы «Флагмана» потом признавались, что для них подготовка к операции больше напоминала какой-то кинофильм. Маршалы не смогли отказать себе в удовольствии оставить несколько намеков, которые помогли бы самым сообразительным из беглецов понять, что их ждет ловушка. Например, название подставной телекомпании (Flagship International Sports Television) складывалось в аббревиатуру FIST, а приглашения для получения бесплатных билетов были подписаны неким I. Michael Detnaw.

Если прочитать фамилию наоборот, а имена сократить до инициалов, получится I’m Wanted («Я в розыске»).

Помогло ли это кому-нибудь избежать задержания, так до конца и не ясно, но представление выглядело настолько достоверным, что в офис фиктивной компании пришла жалоба от телеканала, который владел официальными правами на трансляцию игры. По мнению его представителей, Flagship International Sports Television юридически не могла проводить розыгрыши билетов на матч.


15 декабря

Самые нетерпеливые из «счастливчиков» явились за своими наградами на час раньше положенного, так что к 9 утра у Вашингтонского выставочного центра скопилась небольшая очередь. Когда двери открылись и радостная толпа зашла внутрь, их встретили празднично украшенные воздушными шарами и атрибутикой Washington Redskins залы. На телеэкранах крутили ролики с лучшими победными моментами команды, звучали всем известные речовки. Имелся даже маскот (ростовая кукла-символ) «Краснокожих».

Естественно, все они были переодетыми полицейскими и сотрудниками Службы маршалов.

Даже группа чирлидерш, также приветствовавшая счастливых победителей розыгрыша, на самом деле работала в агентстве. Они обнимали зашедших в выставочный центр и одновременно на всякий случай проверяли, нет ли у кого при себе оружия. Его не было. «Подобные операции под прикрытием — это безопасный способ арестовать беглецов. Обычно они не приходят с оружием, их мысли отвлечены, они в праздничном настроении», — заявил Говард Сафир, помощник директора Службы маршалов.


Арест

Прежде чем проводить задержание, личность разыскиваемых необходимо было подтвердить. Для этого их просили предъявить соответствующие документы, а после проверки каждому из них присваивали один из двух статусов. Бейдж с надписью «Подтвержденный победитель» на самом деле означал, что человек действительно находится в списке на задержание. Карточка «Двойной победитель» говорила о том, что преступник особо опасен.

Федеральные маршалы не решились задерживать всех прибывших одновременно.

Для этого их разделяли на группы по 15—20 человек, которые заводили в зал, где должен был вручаться выигрыш. Но сначала «счастливчики» должны были выслушать приветственную речь от представителя фиктивной телекомпании. Мужчину в парадном смокинге на самом деле звали Луи Маккинни, и он занимал должность главы отдела по обеспечению порядка Службы маршалов. Вначале он поздравлял присутствовавших с выигрышем, рассказывал пару шуток про текущий сезон Washington Redskins, а в конце заявлял: «Сегодня на самом деле ваш удачный день, и у нас для вас есть специальный сюрприз». Слово «сюрприз» было кодовым. После него в зал врывалась группа захвата.

Колоссальный успех

В общей сложности в Вашингтонском выставочном центре был задержан 101 находившийся в розыске человек. Среди них — подозреваемые в нападениях, грабежах, кражах со взломом, побеге, изнасилованиях, поджогах, мошенничестве и нарушении закона об обороте наркотиков. Автобусы, вместо того чтобы везти «счастливчиков» на стадион Redskins, повезли их в камеры. Поразительно, но некоторые из схваченных маршалами не сразу поняли, что произошло, и переспрашивали, действительно ли им придется пропустить матч.

По всеобщему признанию операция «Флагман» имела триумфальный успех.

На нее потратили всего $22 000, что составляет в среднем $220 в расчете на одного задержанного. Это примерно в три раза меньше, чем Служба маршалов обычно тратила на данную процедуру. В том же самом году агентство провело еще одну похожую акцию, на этот раз нацеленную на жителей Флориды. С помощью подставной авиакомпании Puño Airlines маршалы заманили в аэропорт Майами несколько десятков подозреваемых, будто бы выигравших бесплатную поездку выходного дня на Багамы. Отдых и в данном случае не удался.

В следующем году Служба маршалов прекратила подобные операции под прикрытием.

Успех нескольких из них, широко растиражированный прессой того времени, сделал используемую схему слишком известной, и она потеряла эффективность. Но для многих участников этих акций было уже поздно.


Реклама
Продавать, покупать или подождать? Аналитики «Твоей столицы» зафиксировали тенденции: снижение активности покупателей, рост требований к объектам


• Рост ставок по кредитам до 16—17%, снижение процента одобрений.

• Снижение покупателей с кредитами с 40 до 30% и общее снижение количества покупателей.

Итог: увеличение срока продажи, снижение цен на фоне снизившегося спроса, отказ покупателей в связи с ростом процентной ставки по кредитам. Чтобы принять решение, оцените стоимость квартиры бесплатно, чтобы предложить ее покупателям.

Разобраться помогут эксперты АН «Твоя столица» c 25 по 27 сентября на днях бесплатных консультаций по продаже, покупке, аренде и кредитам. Запись — здесь и по телефону 7735.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by