В Бресте построили необычную многоэтажку. Мнения о ней разделились

Автор: Анастасия Данилович. Фото: Максим Малиновский, Екатерина Зданович
16 сентября 2024 в 8:00

В последнее время красивая и современная архитектура появляется не только в Минске — областные города тоже подтягиваются. Вот и в Бресте, на улице Сикорского, всего за год с небольшим построили интересный жилой комплекс. Sikorsky House выделяется необычной формой, темным фасадом из керамического кирпича и отражающими небо зеркальными панелями. При этом квартиры в нем не стоят космических денег — это вообще бюджетный сегмент. Заинтригованы? Мы тоже, поэтому и отправились на юго-запад страны, чтобы посмотреть на комплекс вживую. А заодно пообщаться с автором проекта из архитектурной студии Majsterni.

Совсем еще свежее здание возвышается посреди частного сектора, оставшегося между Московской и Пушкинской улицами. Маленькие домики опасливо жмутся к большой серой глыбе: когда-то их тоже принесут в жертву многоквартирной застройке — таков генплан города. Казалось бы, совсем недавно здесь чернели старые бараки, а теперь они остались лишь в воспоминаниях местных жителей.


— Участок продавался с аукциона. Его выиграл брестский застройщик «Миллениум Сити». Он снес покосившиеся лачуги, после чего обратился к нам за разработкой проекта. До этого мы уже работали вместе над коттеджным поселком в Гродно — сейчас он как раз достраивается, — рассказывает учредитель и директор архитектурной студии Majsterni Максим Веремеюк.


Majsterni — архитектурная мастерская, созданная в Бресте в 2017 году. Студия работает в трех основных направлениях — архитектура, урбанизм, дизайн. За семь лет существования команда разработала более 80 проектов, которые реализуются в Беларуси, России, в странах Европы, Америки и Африки.

В родном городе ребята из мастерской поучаствовали в реконструкции Фонтана тысячелетия Бреста, превратили старое советское здание в современный бизнес-центр и построили несколько стильных высоток.

Перед командой стояла не самая простая задача — придумать уникальный и эстетически привлекательный объект, который не стоил бы космических денег. Все-таки «Миллениум Сити» хотел возвести дом с доступным жильем.

— Это далеко не премиум-сегмент. Как мне кажется, в нашем городе нет по-настоящему элитной недвижимости — такие вот особенности региона. При этом здание все равно выглядит интересно. Это не просто панелька.



Добиться такого результата студии помогла работа с формой — по мнению Максима, это самое дешевое средство, чтобы создать красивую архитектуру.

— По генплану здание должно быть Г-образным, но мы решили немного поломать эту форму: один из фасадов сделали непараллельным улице, из-за чего торец дома стал более заметным для прохожих. Он словно встречает людей, которые к нему приближаются, — не важно, пешком или на автомобиле.



Стена здесь достаточно акцентная: с кирпичной пластикой, придающей динамику и объем, и подсветкой — по вечерам фасад необычно переливается брызгами света.

— Эта секция получилась довольно узкой — всего 9 метров против стандартной ширины в 14—16 метров. Поэтому мы сознательно оставили торец глухим. На каждом этаже в нем размещается одна квартира, у которой достаточно окон по обе стороны здания. У этого решения есть и другая причина — практически все жилье в доме компактное, комнаты небольшие. Если бы мы предусмотрели дополнительные стеклопакеты, людям было бы сложно расставить мебель.


Высотку строили по уже привычной нам монолитно-каркасной технологии. Получилось семь этажей и три подъезда. Фасады покрыты пустотелым кирпичом российского производства, благодаря которому у здания такой темный и даже немного мрачноватый цвет, выделяющий его на фоне остальных.

— Изначально мы рассматривали европейский клинкерный кирпич светлого оттенка, но его уже было невозможно достать. Да и стоил он минимум в пять раз дороже. Поэтому материал подбирали на локальном рынке.

Еще одна фишка объекта — его визуальная целостность. Ничего не выбивается из общей концепции, даже окна сплошь с черными профилями. Такой прием подчеркивает массивность здания, его брутальность.


И все же один акцент архитекторы решили добавить. Речь о панелях из нержавеющей стали, которые установлены сверху здания. Они обладают высокой отражающей способностью и в разное время суток (и даже погоду) выглядят совершенно по-разному: когда пасмурно, сливаются с серым небом, а когда солнечно, в них можно рассмотреть плывущие облака. Такой прием придал высотке определенную динамику.

— Максимальная высота здания — 24 метра. Чтобы как-то ее скрасить, а не оставлять такую громадину, мы хотели пустить от верхней точки скосы в одну и другую сторону. Получилась бы своеобразная гора. Однако мы бы потеряли целый этаж, разместив всего лишь одну квартиру в самом углу. Поэтому нашли вот такое неожиданное решение: и нужного визуального эффекта добились, и функционал сохранили. И даже его приумножили, спроектировав на седьмом этаже две квартиры с террасами — они были проданы самыми первыми.


С особым вниманием команда Majsterni подошла и к окнам, использовав несколько вариаций, создающих определенную ритмику. Есть тут и панорамное остекление со сдвижными механизмами, и обыкновенные окна размером побольше и поменьше.

— Мы придерживались современной тенденции в строительстве многоквартирных домов, когда покупателю предоставляется максимальное разнообразие вариантов — от планировки до типов окон, — чтобы человек мог выбрать то, что ему больше подходит.

Некоторые собственники получили бонус в виде открытого балкона (такие элементы располагаются как с наружной, так и с внутренней стороны дома). При желании там можно организовать зону отдыха.



А из-за того что некоторые стены у многоэтажки не на 100% параллельны друг другу, отдельным квартирам достались не совсем обычные планировки.

— В таких зонах мы старались проектировать нежилые помещения, но если это было невозможно, просто увеличивали их размер. Тезис о том, что комната с «кривыми» стенами непригодна для жизни, не соответствует действительности. Если у нее нормальная площадь, то находиться в ней будет вполне комфортно.


Правда, этот нюанс касается лишь одной секции. Остальные две получили типовые параметры и планировки.

— Так мы попытались соблюсти баланс между уникальностью и простотой. Застройщику намного легче продать обычные квартиры с понятными для людей характеристиками.


Дом включает в себя 84 квартиры разной площади — от 33 до 126 «квадратов». Сдавались они с возведенными застройщиком внутренними перегородками и черновой отделкой. Продавать жилье начали еще на этапе котлована. По информации «Миллениум Сити», всего за полгода все объекты нашли своих покупателей. Цена за «квадрат» составляла от 2540 до 2740 рублей.
— На первом этаже мы предусмотрели квартиры с большими окнами и высокими потолками (3,30 метра), чтобы эти помещения с легкостью можно было вывести из жилого фонда и переделать под коммерческие — магазин, аптеку и т. д. Думаю, этим многие воспользуются — району сильно не хватает хорошей инфраструктуры.


Пространство вокруг дома тоже выполнено с оглядкой на современность: безбарьерная среда, закрытый двор без машин (для них отведены стоянки, подземного паркинга в доме нет), детская площадка и зона барбекю…


— Своими архитектурными проектами мы хотим формировать классную городскую среду. Например, в районе улицы Махновича раньше был обыкновенный «спальник» с панельками. Когда мы создали там несколько стильных высоток, местные жители начали продавать квартиры в старых домах и переезжать в наши. Первые этажи моментально стали коммерческими — открылись кафе, магазины, тренажерный зал. В дальнейшем там построили и бизнес-центр. Теперь это очень даже модный район.

В интернете мнения о новом детище студии Majsterni разделились. Кто-то восхищается и просит делать побольше таких проектов в Бресте. Кто-то считает комплекс слишком мрачным. Но равнодушных людей мало. Пока мы гуляли с архитектором вокруг Sikorsky House, к нам подошла парочка пенсионеров, чтобы обсудить, «что это такое здесь построили». Как оказалось, они живут в доме напротив.



— Что вы, любуетесь им?

— Ну да… — улыбаемся.

— Ну кто такую тюрьму нам поставил? Для чего? Как будто туча какая-то: темно, пасмурно… Особенно ночью. Нужно яркости добавить, решетки какие-то белые, сеточку ажурную… — размышляет вслух миловидная бабуля в фиолетовом наряде.

— Так он же освещается по ночам… — замечает Максим.


— Люди жалуются, что в окна светит. Уснуть не могут, шторы закрывают, одеяла вешают… А это вы его придумали? — допытывается собеседница.

— Да, мы разрабатывали проект.

— Минус вам большой!



А действительно ли это минус, когда архитектура вызывает у людей хоть какие-то эмоции? Когда они способны ее заметить, а не просто пройти мимо? Напоминаем: вокруг «Черного квадрата» Малевича тоже много разговоров (и еще больше шуток), а это уже давно признанный во всем мире шедевр! Вот и думайте.


Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by