Сфотографировали объект, выставили объявление в предвкушении скорой продажи, а покупателей нет? Ни смена агентства, ни самостоятельное продвижение не помогают? Наши герои оказались в подобной ситуации и рассказали, как пытались решить эту проблему. А про то, как сдвинуть продажу квартиры или дома с мертвой точки и закрыть сделку, мы спросили у эксперта.
Юлия работает инженером-технологом в Жодино. За всю жизнь девушка успешно продала два дедушкиных гаража, дачу и три квартиры. Поэтому когда настало время реализовать дом свекрови, Юлия не ожидала особых трудностей.
— Два года назад у свекрови в Смолевичах умер муж. Она решила продать дом и купить квартиру поближе к нам и внуку. Я закинула бесплатное объявление в интернет, поставила сумму в $49 000 по курсу, — рассказывает девушка.
Одноэтажный дом 1989 года свекр Юлии строил своими руками. Провел горячую воду, отопление, оборудовал крытую веранду. На участке имелись сад, огород и гараж. Когда внучка собралась поступать в Минск, мужчина сделал для нее пристройку: накрыл крышу, поставил двери и окна. Закончить строительство не успел. Жилье выставили на продажу как есть.
— Целый месяц представители всевозможных агентств обрывали телефон. В итоге мы сдались: подумали, что работу должны делать профессионалы, — вспоминает собеседница.
В тот момент Юлии казалось, что так вопрос с продажей решится быстрее. Свекровь заключила договор с агентством на год, а спустя несколько недель ее риелтор уволился. В личном разговоре признался, что агентство пытается продать дом дешевле.
По словам девушки, за год у дома не было ни одного физического показа. На все вопросы агенты отвечали общими фразами, мол, сейчас не сезон, ждем покупателя, нужно снизить цену.
— Риелтор говорила мне: «Зима на дворе, вы что хотите?» А я подумала: «Ничего, что я дачу в феврале продала?» Тогда дома только и берут — к началу посевного сезона, — отмечает Юлия.
Семья шла на уступки и постепенно снизила стоимость до $38 000. Однако и за такую цену дом не продали. Героиня ждала, что все решится, пока не прочитала соответствующее объявление о продаже (до этого девушка полностью доверяла специалистам, с которыми работала, и не считала нужным перепроверять их работу).
— Я уже не выдержала — ну сколько можно? Вчиталась в текст, а в нем все было так кратко и сухо написано, что и зацепиться не за что. Фотографии стояли годичной давности. Не было видно сада, зелени. Я начала буянить, ставить ультиматумы. После моих возмущений случилось несколько показов, которые не принесли результатов. Мы решили: если агентство не справляется со своими обязанностями, расторгнем договор, — описывает поворотный момент собеседница.
Юлия исправила фотографии и объявление, выставила его в интернете, заплатила за продвижение. Сумму за дом указала в $41 000 в эквиваленте. Спустя три месяца нашлись покупатели, молодая семья.
— В тот день мы как раз решили поднять прайс на две тысячи, так как за время простоя рынок недвижимости подрос. Сказала ребятам, что если купят дом сегодня, зарезервирую за ними цену. На том и сошлись. Конечно, было обидно скидывать $8000 от первоначальной суммы. Я же понимаю, сколько сил и здоровья во все это было вложено, — признается Юлия.
На деньги от сделки свекровь девушки купила однокомнатную квартиру в Жодино. Недвижимость взяли в новостройке без отделки, поэтому придется еще наполнять пустые стены.
Александра Харькова работает менеджером по обучению и развитию сотрудников в Минске. Живет с собачкой Тедди в съемной однушке. Уже больше года девушка пытается продать двухкомнатную квартиру в Гомеле за $48 000 по курсу.
— В 2010 году, когда мы влезли в долевую стройку, я была студенткой. Мама-пенсионерка десять лет стояла на очереди на улучшение жилищных условий, взяла льготный кредит. В процессе строительства подорожал квадратный метр. Пришлось взять еще один кредит, но уже под 21%.
Через два года дом сдали первым в районе. Инфраструктуры не было, на остановку ходили через частный сектор. Потом пустили автобус, открыли новые магазины, сейчас еще и детскую поликлинику рядом обещают построить.
Первые пару месяцев с выплатами по кредитам мне помогала мама, потом я отказалась от ее поддержки. Первым погасила счет с самым большим процентом. Затем и льготный кредит выплатила, — делится успехами девушка.
В 2022 году Александра прошла собеседование на вакансию в столице и переехала. Квартира в Гомеле пустовала, но сдавать ее было жалко — девушка наслушалась разных историй о том, как люди относятся к съемному жилью. Поговорила с мамой и выставила объект за $50 000 по курсу.
Сначала продавала жилье самостоятельно. Кто-то из звонивших пытался скинуть цену, кто-то просто спрашивал. Но больше всего звонков и сообщений было от риелторов.
— Держать оборону от агентств очень сложно, особенно на работе. Я отбивалась месяца три, а потом позвонила риелтор Оксана, расположила к себе. Заключили договор. Когда нашли покупателя, выяснилось, что есть ограничения по продаже жилья, построенного по льготному кредиту, необходимо получать разрешение в исполкоме. Пока разбирались с документами, сделка сорвалась, так как людям квартира нужна была срочно, — рассказывает о неудаче девушка.
Спустя полгода договор с агентством закончился, и Александра снова попробовала продать квартиру. Спойлер: пока не получилось.
— Сначала я думала выбирать покупателя — хотела отдать свой уголок в хорошие руки. Сейчас оставила эту мысль, — смеется героиня. — Что не устраивало потенциальных покупателей? Думаю, людям не нравилась цена. Возможно, не хотели заниматься ремонтом туалета и ванной, который я не успела доделать, — находилась в процессе переезда. Кто-то невзлюбил десятый этаж.
Один покупатель предложил цену в $5000. Я, конечно, сильно удивилась, спросила, не ошибся ли он?
Спустя время у Александры началась учеба, времени на звонки и презентацию не осталось. Она обратилась за новым договором к риелтору Оксане.
— Считаю, что цена по рынку стоит обоснованная, — отмечает собеседница. — Я закладываю в нее год постройки, состояние дома, ремонт, выплаты агенту. Дешево квартиру все равно продавать не буду.
Александра мечтает о евродвушке в Минске, даже смотрела предложения в «Минск-Мире». Деньги от гомельской недвижимости хочет вложить в нее, но пока жилье не продано, девушка ничего не может поделать.
Лидия Митрошина работает мастером восковой депиляции. Живет в Минске в однокомнатной съемной квартире. Свое жилье девушка пытается продать уже шесть лет.
Четырехкомнатная квартира площадью 80 квадратных метров находится в деревне Семково — это 26 км от МКАД. Ее Лида покупала в 2016 году вместе с сестрой: хотела уехать от городского шума в заповедные места. Снаружи дом кирпичный, двухэтажный. Рядом школа, детский сад, автобусная остановка и магазин.
— Сумму в $13 000 заняли у друзей, затем продали машину, — описывает, как приходилось добывать деньги, девушка. — Я уже тогда понимала, как все перепланирую. Что-то даже успели сделать: разобрали печку, оставили кирпичи под камин. По дому еще идет газовая труба, но проводить газ не стали — хотели электрическое отопление с теплыми полами.
У Лидии были грандиозные идеи по перепланировке. Начала копить деньги на ремонт, чтобы приступить к нему летом. Тут появились первые трудности: героиня развелась с мужем, а потом ее обманули строители на несколько тысяч долларов.
— Первая бригада обещала демонтировать полы, трубы и вывезти мусор. Заплатили им деньги не глядя, дали ключи от квартиры. Через некоторое время приезжаем, а ничего не сделано. Я столкнулась с каким-то дурацким обманом, расстроилась. Понимаю, что сама виновата, но с тех пор пропал запал. Плюс рядом не было мужчины, который помогал бы с ремонтом. Подумала, что если все пошло не по плану, квартиру надо продать, — признается Лидия.
В 2018 году девушка заключила первый договор с агентством. Объект выставили за $16 000 по курсу.
Риелтор была воодушевлена, говорила, что с таким ценником квартира уйдет за три часа. Но планы не сбылись.
— Мы уже думали, что это колдовство какое-то, ведь часть покупателей даже не добралась до просмотра. У одних машина не завелась, другие резко передумали, третьи заболели. Кому-то обещали дать кредит, но так и не дали, — вспоминает собеседница.
Сменив еще четыре агентства, Лидия начала думать, что без сверхъестественных сил в этом деле не обошлось. С сестрой пошли на отчаянный шаг — пригласили батюшку освятить жилье. «Пока ехали на место, сели в сугроб. Уже во время обряда у священника не зажигались свечи. Час отмаливал святой водой, вышел вспотевший, сказал, что все, теперь чисто. Заплатила ему 150 рублей. Воодушевились, пошли в очередное агентство, и опять ни одного показа», — не понимает, что происходит на рынке недвижимости, девушка.
Сейчас Лидия готова даже к рассрочке. Предлагает три платежа по пять тысяч со страховкой в обе стороны.
— Не могу сказать, что меня сильно напрягает этот балласт. Я никуда не спешу. Но если все-таки квартиру продадим, хочу расширить свой кабинет депиляции до студии коррекции фигуры, — делится планами собственница.
— Наиболее частая причина долгой продажи — цена не соответствует реальной ситуации на рынке. Не стоит ориентироваться на рекламную цену аналогичных объектов или первоначальную стоимость квартиры. Ремонт и бытовая техника, в которую вы вложились несколько лет назад, сегодня могут быть не актуальны, — говорит агент по операциям с жилой недвижимостью Екатерина Романова.
Незакрытые юридические вопросы
По словам специалиста, срок продажи недвижимости может увеличиться из-за сложностей с подготовкой документов — доверенности, технических бумаг, удостоверения личности. Влияют на скорость и условия: чистая продажа проходит быстрее, чем сделка с покупкой взамен.
Боязнь покупателей с кредитными средствами
— Взгляните на цифры: в 2023 году доля покупателей, привлекающих кредитные средства, составила 30%. В агентствах недвижимости все расчеты проходят под контролем специалистов, а деньги переводит банк, — объясняет собеседница.
Неэффективное продвижение объекта
— Собственники не всегда готовы оплачивать создание и продвижение рекламного объявления. Для быстрой продажи нужно подготовить объект, сделать акцент на преимуществах, создать качественные фото- и видеоматериалы, запустить рекламу на разных площадках и проанализировать ее эффективность. Не бойтесь активно предлагать квартиру через онлайн-базы покупателей, — ориентирует в огромном мире недвижимости Екатерина Романова.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by