Совсем скоро строительный сезон свернется, а рабочие, которые без устали заливали фундаменты и возводили стены, уйдут в спячку. «Колесо сансары», состоящее из бетона, арматуры, газосиликата и тому подобного, по-настоящему начнет вертеться уже в следующем году, с первым теплом. Только вот когда солнце соблаговолит к нам прийти — большой вопрос. Что ж, постараемся не потерять эти месяцы зря и набраться знаний. Пусть и теоретических. На примере самых разнообразных коттеджей мы узнаем, как надо и как не надо строить. Все — чтобы к 2024-му вы были подкованы и ни один хитрец от строительства не смог вас провести. В прошлом месяце мы уже разобрались, на что надо обращать внимание при возведении или покупке деревянного дома, теперь поищем слабые места в каменном коттедже.
С этим домом хозяева — Анатолий и Екатерина — не планируют расставаться: объявление о продаже коттеджа вы не найдете ни в одной базе. Пара строит уютное гнездышко на перспективу, чтобы, когда все надоест, а работа не будет требовать столько внимания, перебраться за город. Решение отдаться замкадной жизни пришло минчанам не из космоса: за плечами у них многолетний дачный опыт, поэтому супруги подошли к строительному этапу не только с чувствами, но и умом.
— Наши сыновья с удовольствием проводят лето в деревне с бабушкой; старый небольшой домик — настоящая отдушина для всей семьи, — объясняют супруги. — В какой-то момент мы подумали, что раз столько времени живем за городом, надо строить что-то капитальное и современное: с коммуникациями и удобствами.
В той же деревне, где находится дача родителей, купили просторный участок. Правда, эти 25 соток пришлось освобождать из растительного плена: земля была настолько заросшая, что ее, по сути, и не было видно. Рубили и пилили мы очень много, оставив только здоровые красивые деревья. Также пришлось проводить мероприятия по осушению участка. В общем, труда в землю было вложено очень много, но зато получилось по-настоящему красиво.
К возведению дома строители приступили в сентябре прошлого года (по счастливому совпадению старт работам был дан в день, когда супруги отмечали очередную годовщину свадьбы). Однако так легко все выглядит только на бумаге. В реальности же Анатолий и Екатерина больше года только продумывали, каким именно должен быть их дом.
— Конечно, поначалу мы смотрели готовые проекты. Но очень быстро стало понятно, что «массмаркет» нам не подходит — только индивидуальный проект с учетом всех нюансов и потребностей, ведь мы прекрасно знали, для чего нам нужен загородный дом и как хотим распорядиться каждым квадратным метром.
Потом мы засели за YouTube — изучали ролики различных архитекторов, «примеряя» их дома на себя. Параллельно с этим я освоил программу, в которой начал рисовать различные варианты планировок. За год насобиралось 14 штук. Я продумывал проекты устройства дома, а жена их критиковала. Так мы и пришли к тому, что хотели и что в итоге получилось: 160 «квадратов», которые делятся на четыре жилые комнаты, кухню-гостиную с кладовой, техпомещение и встроенную баню. Большая терраса — неотъемлемая часть дома, — описывает Анатолий.
К архитектору пара пришла уже, по сути, с готовым проектом. Тому надо было только рассчитать нагрузки (отсебятину минчане городить не собирались). Не забыли хозяева сделать и геологическое исследование участка, так что дом садился на отведенное ему место как родной.
— Это третий загородный дом для нас (учитывая дачный опыт), поэтому мы точно знали, что он не будет деревянным. Но и из газосиликата строить не планировали — подумали, что понятия не имеем, как будет складываться жизнь дальше, и если придется заморозить на какое-то время стройку, необходимо, чтобы материал спокойно стоял под небом без отделки. Так и остановились на керамзитобетоне.
Что касается подбора строителей, то этих ребят нам порекомендовали знакомые. Я с ними пообщался, увидел, что они адекватные, вручил проект и благословил (к слову, связь с архитектором была, так что можно было уточнить любые вопросы). Трудились на участке два человека — к весне они сдали дом практически в таком виде, как есть сейчас (за исключением остекления, подшивки и утепления потолка, разведения коммуникаций и заливки стяжки).
К их подходу вопросов у меня не возникало. Но не скрою: я все равно все контролировал — каждый этап был под моим присмотром. Мне кажется, что все сделано достаточно хорошо, но проверить не помешало бы, чисто из интереса. Я понимаю, что ни одна стройка не обходится без «косяков», вопрос в том, насколько они критичны, — признается Анатолий.
Оценить коттедж, который на первый взгляд кажется крепким и надежным, мы пригласили Андрея Туника. Что же специалист с большим стажем скажет о работе строителей «по знакомству»? Все надо сносить и переделывать или ребят можно похвалить (а то и занести на виртуальную доску почета)?
Был главным инженером на строительстве Добрушской бумажной фабрики. Затем «отметился» в ФОК «Серебрянка» и логистическом центре в Болбасово под Оршей. В 2019-м решил, что пора работать на себя, оказывая всем нуждающимся услуги по стройнадзору и непосредственно строительству.
Изучать дом будем снизу вверх. Как уже говорилось ранее, никто, кроме хозяина и рабочих, не знает, насколько глубоко залегает фундамент, сквозь землю люди пока видеть не способны (может, оно и хорошо). Но так как в нашем случае подход к строительству был основательный, с «геологией», то предположим, что заливалась подушка на ту глубину, которая необходима. Обратим внимание на другое: цоколя практически не видно. И вот почему: в качестве утеплителя нижней части дома использован экструдированный пенополистерол.
Этот теплоизоляционный материал категорически не любит ультрафиолет. Именно поэтому он присыпан землей и песком по всему периметру дома. «Такая „маскировка“ поможет сохранить материал от выгорания и разрушения вплоть до того момента, пока не будет выполнена наружная отделка дома. Простое и грамотное решение», — комментирует специалист.
Стропильная система в этом доме — просто песня: предусмотрены в том числе вертикальные подпорки, которые не дадут тяжелой крыше прогибаться (а так делают далеко не везде). Так что эта вальмовая кровля будет стоять если не вечно, то очень и очень долго.
По уму организован и капельник: вода (а мы принимали дом как раз во время дождя) попадает точно в водосточную воронку. Кажется, все логично и так и должно быть. Но, увы, не все строители об этом помнят. Частая ошибка на объектах — когда капельник смонтирован под прямым углом и вода попадает мимо водосточного желоба.
Из неочевидного: когда выбираете «водосточку», обращайте внимание на производителя и то, какую гарантию он дает на сохранность цвета изделия. Ведь может получиться и так, что уже через пару лет ваш благородный черный превратится в потрепанный жизнью серый. Увы, пластик способен преподносить подобные сюрпризы. Такая маленькая деталь может испортить впечатление от всего дома.
Дальше исследуем стены. Со стороны кажется, что придраться не к чему, но глаза вполне могут врать. А вот приборы, да еще в надежных руках — нет.
— Ровность кладки наружных стен я рекомендую проверять по внутренней части. Объясняется это просто. Наружная часть всегда утепляется (либо делается фасад из клинкерного кирпича), соответственно, небольшие отклонения будут «подтянуты» в процессе выполнения этих работ. И невооруженным глазом проблему ты не заметишь. Да к «наружке» никто особо и не придирается: надо очень накосячить, чтобы это бросалось в глаза.
Другое дело «внутрянка»: собственники относятся к ней очень трепетно — ведь все на виду. И плохи дела, если из-за отклонения стены надо накладывать 4—5-сантиметровый (а в отдельных случаях и больше) слой штукатурки. Это солидные дополнительные траты на материал и работу. Благо в нашем случае со стенами полный порядок: никаких завалов и отклонений. Строители хорошо выполнили свою работу, — делится результатами проверки Андрей.
Специалист также отмечает, что сама кладка-перевязка стен сделана грамотно, а здание (как и отдельные помещения) имеет правильную геометрию: никаких тебе ромбов вместо запланированного прямоугольника.
— Заодно дам совет, — продолжает Андрей. — Зная назначение помещений и будущее расположение мебели, сразу же продумайте, где вам важны углы в 90 градусов. Соответственно, там и прикладывайте максимум усилий (надзора). Тогда вам понадобится меньше штукатурки во время отделочных работ, ведь иногда для прямого угла приходится накладывать 5-сантиметровый слой. Если угол «пустой», без мебели, то вполне можно оставить его в покое. Но если вы планируете установить шкаф или ванну, то лучше сразу подготовить для этого «почву».
Что еще с ходу бросается в глаза в этом доме, так это правильно выполненная пароизоляция кровли. Лучше ничего и не придумаешь. Я не видел подобного исполнения на протяжении не знаю скольки лет: здесь действительно удалось добиться эффекта парника (в хорошем смысле этого слова). Вся влага, которая возникает в доме в процессе жизнедеятельности людей, будет отводиться на стены, а не проникать внутрь, увлажняя (и приводя постепенно в негодность) утеплитель. Не побоюсь громких слов: это идеальное исполнение.
Черновой отделки в доме нет, этот этап у хозяев еще впереди. А вот стяжка уже залита. Помимо того что она ровная и крепкая, Андрей отмечает еще один момент: в районе углов сделаны дополнительные деформационные швы — небольшие «отсечки», которые помогают снять «напряжение» в стяжке и предотвратить появление хаотичных трещин, которые мы так часто видим на приемке квартир.
— Очень верно выполнена и гидроизоляция оконных проемов, — показывает специалист. — Я говорю про герметик «Стиз-А» для наружного нанесения. К сожалению, посещая различные объекты, часто вижу, что монтажники игнорируют этот этап. И совершенно зря: благодаря нанесению данного материала монтажная пена, которая находится в оконном проеме, не набирает влагу и в итоге вокруг оконного проема не появляются места промерзания. А значит, вы не столкнетесь с плесенью, теплопотерями здания. Обязательно следите за тем, чтобы снаружи периметр был промазан мастикой «Стиз-А», а изнутри — пароизоляционным герметиком «Стиз B».
— В целом «база» у дома отличная, придраться не к чему. Анатолий и Екатерина могут спокойно браться за ремонт, не боясь, что со временем вылезут какие-то неприятности. Оценить постройку было действительно приятно. Мне доводится достаточно много ездить по объектам и порой видеть совсем детские ошибки, которые никогда бы не допустил образованный строитель. Здесь же все хорошо. В каком-то смысле этот дом — образец для подражания. При этом хочется напомнить, что важно контролировать каждый этап строительства. Потому как одна ошибка, допущенная где-то в самом начале, может потом вылиться в целый клубок проблем, — заключает Андрей.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by