Провал «Мира»: амбициозный проект по созданию искусственного архипелага закончился впечатляющей неудачей

Источник: Валерий Волатович
27 сентября 2023 в 8:00

В странах Персидского залива привыкли удивлять планету амбициозными девелоперскими проектами. Территория, еще полвека назад бывшая глубокой периферией, превратилась в мировой финансовый центр и крупный туристический хаб. Однако, как некоторые монархии региона выяснили на собственном опыте, обильное углеводородное финансирование — вовсе не гарантия успеха. В начале нулевых в Дубае запустили амбициозную программу создания у побережья эмирата искусственных островов, которые должны были стать убежищем для состоятельных господ, мечтающих о вечном лете. Один из таких архипелагов своим внешним видом с высоты птичьего полета напоминал очертания земных континентов, а потому получил не слишком скромное, но эффектное название — The World, «Мир». Спустя два десятка лет лишь единицы из его «стран» оказались освоены. Почему же забуксовал проект, в который вложили $15 миллиардов, тем более что все это время Дубай развивался впечатляющими темпами.

Недостатки Дубая

Дубай — лицо ОАЭ, первое, что приходит на ум при упоминании этой страны. Правителям эмирата удалось в исторически короткие сроки создать город мирового значения, располагая при этом довольно ограниченными ресурсами. По сравнению с соседним Абу-Даби нефтяные месторождения Дубая скромны, а потому так важно было правильно распорядиться доходами от них, инвестировав эти деньги в сферы, которые обеспечат процветание мегаполиса после истощения природных ресурсов.

Идея превращения Дубая в зимний курорт для приезжих из северных стран лежала на поверхности, однако и в этой беспроигрышной инициативе существовали свои ограничивающие факторы. Туристы любят селиться у воды, в гостиницах или покупая квартиры в домах, с балконов которых можно рассматривать морские закаты. Между тем Дубай располагает лишь 70 километрами береговой линии, и этот город, вытянувшийся вдоль Персидского залива, очень быстро занял все доступные километры.

Первый остров

Эта проблема стала очевидна уже в самом начале XXI века. Власти Дубая предполагали, что поток желающих инвестировать в местную недвижимость в ближайшее время не ослабеет, тогда как свободные площадки в пешей доступности от пляжей заканчивались. Выход был найден пусть и дорогостоящий, но вполне реализуемый, под стать амбициям правящей в эмирате семьи Аль Мактум.

Береговую линию можно было принципиально увеличить искусственно, создав в водах залива новую сушу. Первым таким проектом стал остров Палм-Джумейра, строительство которого началось в 2001 году. На Востоке любят придавать подобным объектам символическую форму, и в данном случае был использован образ пальмы, с которым государства в пустыне естественным образом ассоциируются.

Полный успех

Работы по созданию намывного острова были закончены всего за 5 лет, и его освоение вселило в инвесторов уверенность в гениальности идеи. На «стволе» и «листьях» Палм-Джумейры разместились десятки отелей и жилых домов, сотни частных резиденций. С моря «пальму» прикрывал 11-километровый полумесяц волнореза, который также отдали под застройку. Именно там построили роскошный отель Atlantis The Palm, быстро ставший одним из дубайских архитектурных символов.

С «большой землей» весь комплекс, напоминавший город в городе и позволявший своим жителям существовать автономно, был связан мостами и тоннелями, а для гостей, приезжавших сюда на короткий срок, запустили монорельс, ставший местным общественным транспортом. Благодаря первому острову береговая линия Дубая увеличилась сразу на 56 километров, что чуть ли не удвоило ее. Продажи также шли отлично, что позволило, не дожидаясь их окончания, запустить еще два похожих проекта, две новые «пальмы» — Палм-Джабаль-Али и Палм-Дейра, которые планировались даже масштабнее предшественника.

Новые архипелаги

Но и это еще не все. Все «пальмы» лишь формально были островами, поскольку благодаря мостам и перешейкам имели прочную физическую связь с континентом. К тому же они представляли собой относительно большие массивы суши, что позволило создать полноценные городские районы со всей необходимой инфраструктурой. В корпорации Nakheel, крупнейшем государственном девелопере Дубая, предположили, что своего покупателя найдут и архипелаги иного рода. Они должны были состоять из множества небольших островков, каждый из которых можно было продать индивидуальному покупателю или гостиничному оператору для создания многоэтажного, но изолированного от остальных комплекса.

Первым из таких архипелагов стал The World. Его острова образовывали континенты нашей планеты, а каждый из них был назван в честь какого-нибудь реального географического объекта (региона, страны или города) сообразно своему расположению на «карте». Вторым архипелагом должна была стать «Вселенная», чьи составляющие «рисовали» в водах Персидского залива небесные созвездия. В отличие от Пальмовых островов оба проекта не имели физической связи с континентом, лишь морской и воздушный.

Создание «Мира»

Для строительства «Мира» были использованы уже проверенные на Палм-Джумейре технологии. С помощью целой флотилии специальных кораблей нидерландских компаний Van Oord и Boskalis, мировых лидеров в проведении такого рода работ, начиная с 2003 года в 4 километрах от берега были намыты 300 новых островов. В общей сложности архипелаг площадью 55 квадратных километров потребовал использования 321 миллиона кубометров морского песка (песок из пустыни по своим физическим характеристикам не подходил, так как быстро размывался) и миллионов тонн камней.

Средняя площадь каждого острова составила от полутора до четырех гектаров, а расстояние между ними — около ста метров.

Со всех сторон «Мир» от штормов защитила насыпная дамба из огромных валунов. Ее двухметровой высоты было достаточно для противостояния разрушающему воздействию волн, но при этом дамба не закрывала вид на море для обитателей архипелага. Общая длина береговой линии Дубая с его помощью увеличилась еще на 230 километров.

И грянул кризис

К концу десятилетия в Дубае на различных стадиях освоения находилось сразу четыре проекта искусственных островов. Палм-Джумейра была уже практически готова и заселена, «Мир» и Палм-Джабаль-Али — почти полностью отсыпаны и готовы к продаже. Однако подключение их к инженерной инфраструктуре города даже не начиналось. В случае с «Миром» это представляло серьезнейшую проблему, ведь расстояние до берега было куда больше, чем у Палм-Джумейры, да и вместо больших массивов суши строители имели дело с множеством ее мелких клочков. При этом каждый из их покупателей за потраченные миллионы вправе был рассчитывать на отсутствие проблем с водой, электричеством и канализацией.

Все это планировалось подключить с помощью подводных коммуникаций.

Удар по этим амбициозным объектам был нанесен мировым экономическим кризисом 2008—2009 годов. Он начался с лопнувшего пузыря на американском рынке недвижимости и ипотечного кредитования и особенно негативно повлиял как раз на этот сектор экономики, причем совсем не только в Соединенных Штатах. В Дубае цены на дома и квартиры также существенно снизились, упал и спрос на острова.

В анабиозе

Парадоксальная история «Мира» и остальных искусственных архипелагов Дубая состоит в том, что выход из кризиса никак не сказался на летаргическом сне, в котором они пребывают с рубежа нулевых и десятых. Достаточно быстро город в своей континентальной части оправился от последствий рецессии и продолжил развиваться, хотя уже и без таких амбициозных одиночных проектов, как «Бурдж-Халифа», высочайшее здание Земли. Но высотки по-прежнему росли, сдавались в эксплуатацию, район Дубай Марина стал полноценной альтернативой центральной части мегаполиса, успешно был введен в строй новый аэропорт, город принял всемирную выставку EXPO-2020.

Однако все это развитие не касалось задуманных и уже физически существующих искусственных островов. Про «Мир» по-прежнему регулярно вспоминали в СМИ — то по поводу грядущего прихода какого-нибудь отельного оператора, то в связи с именем очередного селебрити, вроде бы решившего там поселиться, приобретя себе один из островков. По факту же, после крайне оптимистичных отчетов о бурных продажах, освоение архипелага, по сути, долгое время даже не начиналось. Да, на острове «Ливан» заработал пляжный клуб, а на «Гренландии», подаренной правительством Дубая Михаэлю Шумахеру, появилась белоснежная модернистская вилла, но это были только две капли в Персидском заливе.

Погружение в воду

Отсутствие прогресса на масштабной стройплощадке, только в создание которой Дубай инвестировал до $15 миллиардов, можно было бы связать с проблемами, возникшими у некоторых собственников после кризиса 2008 года. Владельцы «Великобритании» и «Таиланда» угодили в тюрьму по обвинениям в финансовых махинациях, покупатель «Ирландии» покончил с собой. Очевидно, что многие корпоративные инвесторы на фоне волатильного рынка предпочли взять паузу в освоении имеющейся у них территории. Вот только пауза эта чересчур затянулась.

Дополнительным фактором, скорее всего, стали и слухи об экологических проблемах, связанных с «Миром».

Помимо негативных изменений, которые проект такого масштаба принес в экосистему Персидского залива (девелопер Nakheel Properties, впрочем, их категорически отрицает), в прессе с незавидным постоянством появляется информация о том, что в своем нынешнем состоянии архипелаг постепенно тонет и размывается. Фотографии, сделанные с борта МКС, подтверждают уменьшение площади островов, хотя в Nakheel Properties утверждают, что такие изменения естественны и запланированы. Как бы то ни было, полтора десятка лет песчаные острова, задуманные как якорный проект для города, фактически простояли без дела, а инвестиции в них оказались в буквальном смысле закопаны в песок.

Новая надежда

В среде специалистов по рынку недвижимости за искусственными островами Дубая вообще и за «Миром» в частности закрепилась репутация «белого слона». Так называют не оправдавшие ожиданий дорогостоящие проекты. Однако в последние годы можно констатировать первые признаки вновь возникающего интереса к, казалось бы, бесперспективным объектам. В феврале 2022 года на самом южном острове архипелага, Коронейшн, заработала пусть и небольшая (70 номеров), но все же гостиница Anantara World Islands Dubai Resort. Спустя год открылся Cote d'Azur Monaco Hotel, пилотная гостиница «Сердца Европы», пока самого крупного в «Мире» девелоперского проекта, которым занимается компания Kleindienst Group. В конце текущего года там обещают начать передавать собственникам первые частные виллы, а к 2026-му сдать в эксплуатацию еще несколько гостиниц, каждая из которых будет посвящена какому-нибудь европейскому региону.

Компания Nakheel Group весной и летом текущего года провела ребрендинг и двух законсервированных Пальмовых островов, пообещав перезапустить проект.

Получится ли реанимация в условиях возросшего спроса на недвижимость в Дубае, покажут ближайшие годы. Однако уже сейчас очевидно, что даже при самом удачном раскладе большой прибыли эмирату искусственные архипелаги не принесут. Они задумывались как революционная в своей амбициозности инициатива, а в итоге идея лишь на долгие годы заморозила миллиарды нефтедолларов, которые можно было потратить более эффективно. Теперь девелоперу предстоит выделить дополнительные миллиарды на окончание проекта и надеяться, что окупить затраты все-таки удастся.

Cote d'Azur Monaco Hotel

Читайте также:

55" 3840x2160 (4K UHD), матрица OLED (WOLED), частота матрицы 120 Гц, Smart TV (LG webOS), HDR10, Dolby Vision, HLG, Dolby Atmos, AirPlay, Wi-Fi, смарт пульт

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by