Туристы, езжайте домой! Почему многие популярные курорты изнывают от гостей и хотят, чтобы о них забыли

Автор: darriuss
30 618
22 сентября 2023 в 8:00

За въезд в Венецию хотят брать плату, в Портофино запрещают делать селфи под угрозой штрафа, а во Флоренции нельзя сдавать жилье в краткосрочную аренду. Перед Эйфелевой башней многочасовые очереди, на Акрополь ограничивают вход, популярные рестораны южного побережья Франции отбирают гостей, которых они готовы пустить внутрь, а Амстердам официально больше не рад приезжающим в него британцам. Туристическая отрасль, города и страны, зависящие от иностранцев, очень ждали отмены ковидных ограничений на путешествия, но оказались не готовы ко всеобщему ажиотажу, когда всемирный запрет на поездки был снят. Для этого явления придумали даже специальный термин revenge tourism, «туризм мщения». Многие люди соскучились по новым впечатлениям, сидя на карантинах, и буквально сорвались с цепи, пустившись во все тяжкие. Такое отношение начало напрягать власти и жителей городов, ставших объектом особо пристального внимания отдыхающих. Так дальше продолжаться не может, решили они.

Возвращение путешествий

Согласно данным Всемирной туристской организации, заполняемость европейских гостиниц в минувшем июле оказалась всего на 4% меньше, чем в июле 2019 года. Эта статистика, показывающая, что количество гостей практически вернулось к своим допандемийным показателям, определенно порадует как крупных отельных операторов, так и владельцев небольших семейных гостиниц. Нельзя сказать, что отрасль восстановилась полностью. Еще не все государства вернули прежние либеральные правила въезда, да и удар, который нанес коронавирус индустрии гостеприимства, оказался слишком сильным.

Но все же тенденция для игроков рынка обнадеживающая.

После многих месяцев закрытых границ, локдаунов и карантинов, когда люди во многих странах мира оказались заперты не просто в своих странах, но часто и в своих квартирах, они вновь могут путешествовать, чем и занялись с энтузиазмом, граничащим с остервенением. Кажется, они мстительно и с упоением наверстывают упущенное в 2020—2022 годах — отсюда формулировка «туризм мщения», очень часто встречающаяся в исследованиях специалистов отрасли.

Чрезмерный туризм

Проблема чрезмерного потока туристов (overtourism — еще один изобретенный экспертами термин) была очевидна и до COVID-19, но особенно ярко стала проявляться на фоне пандемии, когда туристические направления, прежде привлекавшие миллионы гостей в год, опустели. Многие гостиницы, рестораны и прочие бизнесы, рассчитанные на приезжих, не пережили этот период, а те, что справились с вызовом, в 2023-м, первом полноценном году без барьеров, столкнулись с невиданным гостевым цунами, прежде всего из США.

Усугубилась ситуация тем фактом, что прежде туристические потоки распределялись более равномерно, а сейчас засидевшиеся в своих странах гости устремились в самые популярные места: Париж, Венецию, Барселону, Афины, Рим, на греческие и испанские острова, в буколические итальянские городки. Власти и многие жители этих мест, которые в 2021 и даже в 2022 годах были рады каждому гостю, сейчас вводят ограничительные меры совершенно разного толка в попытке снизить поток приезжих.

Запреты и штрафы

С весны 2024 года все въезжающие в Старый город Венеции по определенным дням (например, в дни карнавала или по выходным) и не остающиеся там на ночь будут платить дополнительный налог в 5 евро. Мэр Флоренции объявил, что количество краткосрочных объектов аренды в историческом центре города будет заморожено на уровне 8 тысяч штук. Такую же политику проводят власти Южного Тироля: теперь, чтобы сдавать свою квартиру или дом туристам, необходимо будет дождаться, пока кто-нибудь из тех, кто уже это делает, откажется от этого своего права.

Муниципалитет Афин вводит ограничения на посещение Акрополя, главной достопримечательности греческой столицы.

Теперь его сможет увидеть вблизи лишь определенное количество гостей в день, даже если желающих будет больше. В мэрии Портофино, популярного итальянского курорта, угрожают штрафовать мусорящих туристов или даже тех из них, кто без необходимости задерживается в самых популярных точках населенного пункта (например, для производства селфи). В Амстердаме запретили заход круизных кораблей в городской порт и проводят целую рекламную кампанию, направленную на то, чтобы отговорить молодых британцев от визита в столицу Нидерландов. Власти считают, что те — туристы без знака качества, которые приезжают в город лишь за злачными удовольствиями, а вовсе не для похода в музей Ван Гога или прогулок вдоль местных каналов.

Мест нет

Почему же вводятся столь разнообразные меры, направленные на ограничение потока гостей? Многие из этих направлений буквально изнемогают от количества приезжих. В центре Венеции живет меньше 50 тысяч человек, но ежедневно во время высокого сезона там оказывается в три раза больше чужаков. Четыреста жителей Портофино и вовсе растворяются среди галдящих отдыхающих.

Ожидается, что в Барселону в этом году приедет на 16% больше туристов, чем она принимала в 2019-м.

Заполняемость гостиниц в таких «горячих точках» близка к 100%, на многих улочках, особенно в маленьких городках Амальфитанского побережья или в деревушках Чинкве-Терре, в текущем году буквально образовывались пробки, только не из машин, а из людей. Туристы были вынуждены ждать своей очереди, чтобы попасть к вожделенному «споту» с удачным ракурсом для Instagram. Попытки ограничить доступ, как, например, в австрийском Халльштатте, где поставили забор на месте самого известного открыточного вида на альпийские красоты, вызвали скандал в социальных сетях, ругань и отмену уже принятого решения.

Деньги текут

Конечно, массовый туризм составляет основу экономик таких мест. Вместе с собой путешественники привозят деньги, очень большие деньги. Министр туризма Франции Оливия Грегуар прогнозирует, что самая посещаемая зарубежными гостями страна мира в этом году заработает на иностранных туристах 64—67 миллиардов евро, рекордную сумму. Эти деньги через налоги уйдут не только государству, они осядут на счетах крупных гостиниц и в кошельках владельцев маленьких гестхаусов и семейных ресторанов, окажутся в бюджетах администраций культурных памятников и исторических достопримечательностей, что поможет сохранять их для потомков.

Специалисты отрасли отмечают, что после пандемии как никогда вырос люксовый сегмент отдыха.

Как оказалось, пока далеко не все стараются экономить. Пятизвездочные отели итальянской Ривьеры были забиты с весны и до осени. В мишленовских ресторанах французского Лазурного берега — длинная очередь из желающих попасть внутрь, и некоторым из них это сделать не получится, ведь администрация может отказать в посещении, если не будет уверена, что гость оставит в заведении приемлемую сумму.

Всеобщая усталость

Но у всего этого есть и обратная сторона. Среди местных жителей, особенно не занятых в индустрии гостеприимства, растет усталость от туристов, раздражение и даже злоба на них. Люди видят, что с приезжими растут и цены на все: от жилья до мороженого. В 2023-м средняя стоимость аренды жилья во Флоренции выросла на 53%, в Венеции — на 25%, в Риме — на 21%. На 21% подорожало и джелато, итальянское мороженое.

Все больше хозяев жилья в исторических центрах городов предпочитают сдавать его в краткосрочную аренду — это выгоднее, чем долгосрочные контракты с местными жителями. В итоге последние вынуждены переезжать на окраины, что приводит к депопуляции центра и превращению его в парк развлечений для туристов. Особенно страдают студенты, жилье для которых становится все менее доступным. Именно с этим пытаются бороться власти, вводя лимиты на количество объектов размещения и стимулируя налоговыми льготами долгосрочную сдачу квартир.

Касается это и морских курортов, где в обслуживании туристов, кажется, заняты все.

Например, количество коек для сдачи в аренду на испанской Мальорке ограничили 430 тысячами штук. И все равно местные жители недовольны. Туристы шумные, считают, что все им должны, злоупотребляют спиртными напитками, а после этого ведут себя максимально антисоциально, рисуя на Колизее в лучшем случае свои имена или залезая с ногами в исторические фонтаны. Отсюда пока мирный, но саботаж противников массового туризма.

На самых популярных направлениях стали появляться указатели, сознательно вводящие приезжих в заблуждение. «Этот пляж закрыт, угроза падения камней», «В море опасные медузы», «До моря три часа пешком», хотя места для купания находятся в паре сотен метров. Это должно создать у чужаков впечатление, что им не рады.

Испорченные впечатления

С другой стороны, разочарованы и многие туристы. Ожидая комфорта в райском месте, насмотревшись чужих фотографий, потратив на дорогу и жилье кучу денег, они все еще неожиданно выясняют, что идея подобного маршрута пришла не только в их голову. Оказывается, что таксист из аэропорта потерял совесть, до отеля приходится пробираться с чемоданами в толпе, а чтобы попасть в ресторанчик с хорошими отзывами в интернете, надо отстоять огромную очередь. Да и приемлемая фотография для Instagram (то есть без пары сотен посторонних в кадре) требует немалого терпения или готовности проснуться ранним утром.

Порой все это оставляет впечатление не отдыха, не попытки получить новые знания или положительные эмоции, а ощущение, что туриста воспринимают как дойную корову, как источник заработка для местных и производителя контента для своих подписчиков в социальных сетях.

И что делать?

Всемирная туристская организация прогнозирует, что к концу текущего десятилетия количество туристов в той или иной форме превысит 2 миллиарда человек. Это значит, что легче самым популярным направлениям не станет. Если говорить о Европе, то каналы Венеции и Амстердама, музеи Парижа и соборы Барселоны все так же будут привлекать миллионы туристов, а власти этих городов будут настойчиво пытаться ограничить этот поток или по крайней мере снизить его сезонный характер.

Однако одними заградительными мерами ситуацию с чрезмерно активным туризмом не исправить, ведь запретный плод выглядит еще более сладким.

Зато эффективной может оказаться популяризация альтернативных направлений, пусть даже и в пределах тех же стран. Чем больше людей услышит, а потом и убедится на собственном опыте, что безвестный городок ничем не хуже соседнего, раскрученного в журналах, кино и социальных сетях, тем лучше для всех. Популярный населенный пункт потеряет часть лишнего потока, а индустрия гостеприимства соседнего и ее игроки получат дополнительный доход. А главное, это гарантирует куда более спокойную жизнь для местных и яркие комфортные эмоции для приезжих.


55" 3840x2160 (4K UHD), матрица OLED (WOLED), частота матрицы 120 Гц, Smart TV (LG webOS), HDR10, Dolby Vision, HLG, Dolby Atmos, AirPlay, Wi-Fi, смарт пульт

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by