Государственное арендное жилье — это не всегда симпатичные новостройки с базовым ремонтом. Немалую часть фонда составляет почтенная вторичка: многочисленные хрущевки (а порой даже сталинки) готовы приютить очередников, согласных ради крыши над головой расстаться с заветным местом в списке нуждающихся. С год назад страждущим презентовали новую «технологию», позволяющую практически в обход длинного списка желающих арендовать метры по госрасценкам. Предложение, как водится, оказалось не без нюансов. «Торопыгам» предлагали взять под крыло по-настоящему убитые квартиры и за свой счет привести их в порядок. Взамен смельчаки получали возможность жить в этой самой квартире «бесплатно», точнее, пока автоматически (в счет арендной платы) не «съестся» вся сумма, потраченная на ремонт. Наша читательница Валерия согласилась на такой вариант и теперь рассказывает о подводных камнях.
Первыми квартирами в Минске, включенными в программу «реновации руками жильцов», стали хрущевки на улицах Розы Люксембург и Карла Либкнехта. Фотографиями состояния жилья коммунальщики не делились, продемонстрировать квартиры были готовы только наяву и строго потенциальным жильцам. Но судя по тому, что двушка и две трешки еще долго болтались в списках «на выданье», отважных граждан отыскать было не так и просто. Все-таки в столице люди балованные. А вот в других городах на бытовые вызовы смотрят проще.
— Мы с мужем на протяжении очень долгих лет снимали жилье. Конечно, всегда мечтали о своем, но сами понимаете: без солидного первого взноса на руках в банки можно даже не соваться. А как на него насобирать, если приходится каждый месяц платить хозяевам квартиры за аренду? — говорит Валерия. — В какой-то момент мы начали пристально следить за государственным арендным жильем: а вдруг что получится — все-таки цена поприятнее. В течение года мы писали заявления практически на все варианты, что были в Полоцке, но неизменно пролетали: на очередь стали только в 2016-м году, перед нами была целая вереница «старожилов».
И вот настал тот самый день, когда на сайте исполкома появилось объявление об арендных квартирах под ремонт. Правда, тогда местные власти ничего не предлагали, а лишь изучали спрос: пойдет — не пойдет. Для себя Валерия заприметила 68-метровую четырешку на втором этаже в хорошем районе города. Даже съездила с мужем под дом, чтобы посмотреть на окна квартиры и составить первое впечатление. Страшной «заброшка» не показалась: да, деревянные рамы, но ни гор мусора под потолок, ни других специфических моментов вроде как не было.
— Сходила в исполком и написала заявление. Через недели две мне позвонили и пригласили на просмотр, так как я была первая, кто заинтересовался этим вариантом. Само собой, мы тут же помчались на место, будучи уверенными, что ничего страшного нас за дверями ждать не может. Что вселяло надежду? Коммунальщики составили смету на ремонт, в которой значилось 8000 рублей. Это же относительно немного. Казалось, если насчитали такую сумму, то «капиталка» вовсе не потребуется.
Правда, уже на месте выяснилось, что в прошлый раз мы ошиблись домом и смотрели вовсе не на те окна… «Наша» же квартира была в удручающем состоянии.
Ее даже не открывали, а просто выдернули пару гвоздей, на которых держалась дверь…
Мы, конечно, обалдели, но понимали, что такой шанс нельзя упускать: четыре комнаты для семьи с двумя детьми — просто отлично. Впрочем, документы подписали не сразу, взяли время на раздумье и уточнение нюансов. И пока решались, нам несколько раз звонили из исполкома: мол, 30 человек подали заявления, нужно знать ответ.
Осознавая, что история с ремонтом будет долгой и непростой, мы несколько раз уточняли в исполкоме и ЖКХ, какую сумму за аренду с нас будут вычитать в последующем. Специалисты в один голос заверили: та, что озвучена сейчас — а это 136 рублей, — останется закреплена на все время. Прикинули, что, вложившись в ремонт, сможем еще долго-долго жить, не имея никакой головной боли, связанной с арендной платой, — описывает свой основательный подход девушка.
Наверное, надо быть виртуозом ремонта, чтобы привести квартиру в таком состоянии в порядок всего за 8000 рублей. Супруги решили не «изощряться», а расширить смету. Доказав, что указанных в дефектном акте цен не существует, они официально подняли планку до 17 500 рублей. Казалось, вот она — настоящая удача. Можно один раз выложиться и около десяти лет жить спокойно.
— С энтузиазмом принялись за работу: меняли окна, заливали полы, пытались реанимировать потолки (они были настолько прокурены, что сколько бы муж их ни шпатлевал и ни красил, желтизна проступала), — рассказывает Валерия. — Работа была проделана колоссальная, поскольку живого места в квартире не было. Само собой, в 17 500 рублей мы не уложились. Но особо не переживали по этому поводу: все-таки для себя делаем, поэтому не так и страшно, что «лишнее» не зачтется.
Время было реально очень непростое: мы по-прежнему платили за съем 330 рублей (жить в четырешке было невозможно), погашали госаренду, «коммуналку» и еще делали ремонт.
И если за декабрь платежка действительно пришла в оговоренном размере, то в январе все изменилось: за аренду нам насчитали уже 204 рубля!
Сразу же пошла в жилищный отдел: что такое? А мне отвечают: выросла базовая величина — соответственно, увеличились базовая ставка и сумма аренды. Как? Почему? Мы же специально сразу уточняли, останется ли за нами первоначальная сумма, и все заверили, что да. А тут такие новости. Однако специалист мне ответила, что мы были первые, кто шел по такому пути, еще никто не знал, как правильно, поэтому могли неправильно проконсультировать.
Но, простите, это же принципиальный момент! Если бы я знала, что так будет и что годы нашего «бесплатного» проживания будут все время сокращаться, ни за что бы на такое не подписалась. Лучше бы эти деньги на первый взнос за свою квартиру оставила!
Правда, специалист согласилась со мной, что это неправильно, и заверила, что теперь за нашей квартирой закрепят арендный платеж в сумме 204 рубля.
В июне этого года пара завершила ремонт. В квартиру пришла большая и представительная комиссия, которая приняла и одобрила работы. Девушка отправилась подписывать документы и уточнила болезненный для нее вопрос. Ответ не порадовал: перерасчет будет производиться вслед за базовой ставкой. То есть если арендная плата станет 250 рублей, то и отнимать от потраченной на ремонт суммы будут именно 250, а не прежние 136 или даже 205.
— В итоге вместо десяти беззаботных лет мы получаем только семь. И это пока.
Если базовая будет расти (а вероятнее всего, так и произойдет), годы нашего «бесплатного» проживания продолжат сокращаться.
Я просто хочу предупредить остальных людей, кто задумывается над таким вариантом улучшения жилищных условий, чтобы они были аккуратны. И тщательно просчитывали, куда им выгоднее направить деньги, требующиеся на ремонт. Может, проще за эту сумму несколько лет снимать готовую квартиру, а не дышать пылью и не вкладывать все силы в восстановление бывшего притона, — рассуждает Валерия.
Вероятно, резкий скачок стоимости жилья в данном случае связан еще и с «фундаментальной» ошибкой.
В первой жировке, которую получила Валерия, указана площадь квартиры всего 53 «квадрата». Реально же четырешка имеет площадь почти 69 метров, что и отражено в последующих платежках.
То есть изначально по какой-то причине «потерялась» практически целая комната. Потом ее вернули и «обсчитали». Отсюда такая разница. Но и главная претензия девушки — прогрессивный рост арендной платы — остается актуальной: если не был готов к такому повороту, сразу принять это сложно.
Изменения в устоявшемся процессе, в котором было четко прописано, что жилье предоставляется заявителям в отремонтированном виде, стали возможны благодаря указу №112 «Об особенностях использования арендного жилья». Документ важный, но по объему совсем небольшой — шесть страниц вместе с шапкой, приложением и печатью-подписью. И нигде в указе не прописано, что арендная плата «замораживается» на том моменте, когда договор был подписан, а ремонт начат. Для решения денежного вопроса используется формулировка «плата за пользование арендным жильем при выполнении ремонта за счет средств граждан не взимается в период, определяемый соразмерно стоимости ремонта, указанной в смете».
При этом четко обозначено, что «в случае расторжения договора найма арендного жилья по инициативе нанимателя или наймодателя в случаях, предусмотренных законодательными актами, денежные средства, затраченные на ремонт этого жилья, возмещению не подлежат». То есть про «мелочи» и нюансы не забыли.
Помимо этого и договор, который подписала Валерия, самый что ни на есть стандартный. Никаких отступлений по поводу ремонта и особых условий в связи с его проведением. «Наниматель обязан вносить плату за пользование жилым помещением в размере в соответствии с законодательством (обращаем внимание, что использована именно эта формулировка, а не конкретная сумма — те же 136 рублей. — Прим. Onlíner) в сроки, установленные законодательством» и «Наймодатель имеет право требовать своевременного и в полном объеме внесения нанимателем платы за пользование жилым помещением» — вот что указано в документах, подписанных в декабре прошлого года. А, как известно, если что-либо не прописано четко в договоре, то и ждать этого, увы, не приходится.
С этим вопросом «наверху» разобрались уже давным-давно: скоро будем десять лет отмечать, как все принципы и процессы расписаны. Итак, стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения коммерческого использования равна 0,2 базовой величины. Кроме того, местными исполкомами утверждаются специальные коэффициенты в зависимости от местонахождения и благоустройства.
Например, в Минске эти коэффициенты колеблются от 0,5 до 1,5, в Бресте применяется коэффициент 0,75, в Витебске — 0,6 и т. д. Все эти цифры (площадь, базовая и коэффициент) между собой перемножаются, и в итоге жилец видит финальную сумму, которую ему и предстоит оплатить. Соответственно, как только подрастает базовая величина (это обычно происходит раз в год), меняется и арендная плата. Повышению ставок никто не рад, но уж как есть: правила существуют, и они одинаковые для всех. И, как обычно говорят юристы, внимательно читайте договор, который подписываете. Именно он (а не устные консультации специалистов) является основой взаимоотношений.
Предоставить право районным, городским исполнительным комитетам, администрациям районов г. Минска по согласованию с областными, Минским городским исполнительными комитетами на основании соответствующих решений не взимать плату за пользование арендным жильем коммунального жилищного фонда, предоставляемым гражданам в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 112 Жилищного кодекса Республики Беларусь и требующим ремонта, при условии выполнения ремонта с согласия этих граждан за счет собственных средств.
Плата за пользование арендным жильем при выполнении ремонта арендного жилья за счет средств граждан не взимается:
– при выполнении ремонта согласно смете, утверждаемой государственными организациями, в хозяйственном ведении либо оперативном управлении которых находятся жилые помещения, в размере, не превышающем сметную стоимость по каждому виду работ и материалов;
– после подтверждения не позднее шести месяцев со дня заключения договора найма арендного жилья выполненных согласно смете ремонтных работ, отражаемых в акте о приеме-передаче во владение и пользование жилых помещений, и их оплаты;
– в период, определяемый соразмерно стоимости ремонта, указанной в смете.
Наниматели арендного жилья вправе произвести ремонт этого жилья самостоятельно и (или) с привлечением иных лиц на договорных условиях.
В случае расторжения договора найма арендного жилья по инициативе нанимателя либо наймодателя в случаях, предусмотренных законодательными актами, денежные средства, затраченные на ремонт этого жилья, возмещению не подлежат.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by