Превратили старый бетонный узел в модный клуб и собираются «копать» метро. Как энтузиасты «качают» стотысячник

Источник: Никита Пастухов; Onlíner. Фото: Максим Малиновский
26 961
09 мая 2023 в 8:00

Мы привыкли думать, что вся жизнь (особенно культурная) сосредоточена в Минске. Театры, музеи, арт-пространства и даже целые тусовочные улицы — только успевай зарабатывать (и тратить). Однако свои «подземные ключи» бьют во многих городах. Надо только присмотреться. Где-то их течение совсем слабенькое, а где-то, как в Лиде, — такое, что в определенные моменты может сбивать с ног. О местных пивных и байк-слетах знают, пожалуй, все: в представлении не нуждаются. Мы же покажем вам сегодня нечто «потаенное», скрытое от глаз туристов. Отправляемся в восточную часть города, где местные энтузиасты превращают старые промышленные площади в подобие минской улицы Октябрьской. И даже планируют открыть там свое «метро». Держитесь за поручни — «Наступная станцыя „Хiпстарская“».

Культурная жизнь бетонного узла

Заводы, заборы, стоянки, пустыри, огромные фуры — пока идем к нужному месту, пропитываемся брутальностью улицы Химиков. Сложно представить, что в таком окружении существует современное культурное пространство, где для умиротворения душ даже играют на цимбалах (вы когда в последний раз хотя бы видели цимбалы своими глазами?!).


А вот и он — бывший бетонный узел с «конторой», превратившийся в офисные и бизнес-площади. Часть отремонтированного трехэтажного здания занимает нужный нам Wega Сlub — место, где не бывает обычных шальных дискотек, а шаг за шагом создается культурное пространство. Уж этот клуб точно понравился бы вашей бабушке. И праздничная вечеринка по случаю семилетия проекта, которую мы посетили, тоже.

Вообще, этот проект существует с 2016 года, раньше он назывался Ga11ery, — рассказывает Павел, идейный вдохновитель арт-пространства Wega. — Мы много раз переезжали, меняли локации, пока, наконец, в октябре 2020-го не заселились сюда, на бывшие промышленные площади. Надеюсь, это уже наш окончательный дом.

Ивенты теперь проходят почти каждую неделю. У нас есть свой зритель и есть энтузиасты, которые помогают делать вечеринки.


Вся эта культурная «надстройка» была бы невозможна без финансового базиса. Опорой для проекта выступил местный предприниматель, директор компании «Вега» Чеслав Вацлавович, которому и принадлежат площади. На арт-затею бизнесмен смотрит с огоньком и скепсисом в равной степени.

У меня об этом арт-пространстве, скажу вам честно, двоякое мнение. Я бизнесмен с 30-летним стажем и прекрасно понимаю, что это проект для души, а не для заработка. Пока он себя совсем не окупает. Порой я переживаю по этому поводу. Но когда приходишь в зал и видишь благодарных людей, то думаешь: «Блин, наверное, оно этого стоит». Да и пользу своему городу приносить хочется.

Я и сам, несмотря на свои 63 года, люблю все новое, красивое, стараюсь быть в курсе всех этих инстаграмов-телеграмов. И движуха мне нравится. У нас ведь и концерты на 200—300 человек бывают — машину припарковать негде. Так что я, получается, по работе тусуюсь среди молодежи. А она у нас классная.

Молодым же что надо? Самовыразиться и выплеснуть энергию.

Вот и приходят они к нам — все разные, и все интересные: у каждого своя прическа, какие-то татуировки, кольца в носу. И это здорово! В мою молодость что делали — ходили драться «стенка на стенку». Сейчас такого, к счастью, нет. Пусть лучше молодежь культурные заведения посещает, развивается творчески и эстетически.

На самом деле, нас многие поддерживают. Причем в этом списке есть и городские власти, и директора заводов, заместитель губернатора у нас был.

И никто из них не сказал мне, что я дурак, что двинулся рассудком во все это вкладываться, а не, например, сдавать в аренду помещения, — смеется бизнесмен.

Однако предприниматель, который точно знает, откуда деньги берутся, понимает, что со временем клуб придется ставить на хорошие коммерческие рельсы: ремонты, гонорары, зарплаты сами по себе не материализуются.

Свое «метро» с пивопроводом

Промышленные площади нередко полны неожиданностями. Исключением не стал и бывший бетонный узел. Оказалось, что одно из помещений — техническая галерея уходит глубоко под землю. Было бы грешно не воспользоваться атмосферной локацией.

— Откровенно говоря, этот тоннель Чеславу Вацлавовичу было бы проще закопать, чем облагораживать, — считает Павел. — Страшно даже представить ту сумму, которую он сюда вложил, ведь раньше на этом месте было лишь отверстие в земле.

Но все же, несмотря на все трудности, было решено, что «метро» должно появиться. И со временем превратиться в гастробар, музей, экспахолл. Здесь же в рамках фестиваля Lidbeer и 700-летия города Лида мы будем проводить блюз-фестиваль. А потому вскоре начнем активно готовиться к этому событию. Планируем сделать все стильно и красиво.


Как только мы спустились в будущее лидское «метро», в голове сразу же зазвучал голос из минской подземки: «Наступны прыпынак — станцыя „Хiпстарская“». А Павел продолжал свою экскурсию и рассказ о грандиозных планах:

Вот здесь будет party-зона, там появится закрытая беседочка, а потом вот там откроется «лидский Лувр». Еще хотим насытить это место легендами, одной из которых будет эфемерный пивопровод от лидского метро к пивзаводу и к мельнице в деревне Дворище в 15 км от города.

А еще вот там, сверху, планируем открыть хостел, чтобы у гостей Лиды была крыша над головой. Вообще, планов много. Но главное — найти инвестора. Скажу, что к проекту присматривается один человек, готовый вложить примерно $50 тысяч. Но это будет именно инвестор, а не спонсор.

Разговор с Павлом продолжился уже на брутально-индустриальной улице, которую энтузиаст непременно видит «сестрой» минской Октябрьской. В будущем, конечно.


Наша задача теперь — создать культурно-деловой хаб. Культуру мы уже продвинули. Хочется продвинуть и бизнес. Надеюсь, что здесь будут регулярно проходить бизнес-встречи, тренинги. Планируем также территорию раскрасить в граффити, сделать много всего интересного.

— Павел, не проще было все силы бросить на Минск, где окупаемость любого проекта будет выше и быстрее?

Минск, конечно, манит, и я бы мог там остаться. Но я коренной лидчанин. И думаю, что наши корни — это главное, — заключает молодой человек.


55" 3840x2160 (4K UHD), матрица OLED (WOLED), частота матрицы 120 Гц, Smart TV (LG webOS), HDR10, Dolby Vision, HLG, Dolby Atmos, AirPlay, Wi-Fi, смарт пульт

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by