Мы не раз писали про дома с причудами: архитекторы то оставляли мусоропроводы в квартирах, то делали ванны в виде бассейнов, да мало ли еще что. Но не весь потенциал минских многоэтажек раскрыт! Побывали в нескольких домах, где вы точно будете озадачены.
Дом по Одоевского, 36, серия М-335, построен в 1974 году. Казалось бы, что в себе может таить обычная девятиэтажка? Но не торопитесь с выводами.
Первая лифтовая площадка здесь расположена на полпролета выше первого этажа. Ничего удивительного: от постройки 70-х еще не ожидаешь безбарьерной среды. А вот внутри кабинки гость девятиэтажки увидит, что кнопок только пять. Местные жители приписали возле кнопок новые цифры, но не сказать, что с ними понятнее, куда ехать.
Жительница восьмого этажа, чтобы попасть к себе домой, нажимает верхнюю кнопку. Лифт ее привозит на площадку между восьмым и девятым.
— Да, лифт странный, старенький, но в целом нормальный. Недавно мои друзья в нем застряли, но это так, техническая неполадка, обычно такого не происходит, — говорит девушка.
Можно подумать, что в лифт есть доступ с каждой площадки между этажами, но не тут-то было. Кое-где стена шахты замурована и выхода из нее просто нет. Более-менее разобраться в логике можно только прошагав по лестнице.
Итак, лифт в этой девятиэтажке останавливается:
Между вторым и третьим, четвертым и пятым, шестым и седьмым — замурованные площадки. Интересно, каким образом жители этих этажей объясняют гостям, как к ним добраться?
Вот как жители спасают ситуацию в другом подъезде этого же дома:
Пенсионерка, которая живет здесь с момента постройки дома, рассказала, что строили жилье здесь для сотрудников завода отопительного оборудования. Почему так хитро расположили лифты, женщина не знает: когда очень нужен свой угол, на такие мелочи внимания не обращаешь.
Рядом стоит дом по Одоевского, 32. С виду он такой же, разве что после капитального ремонта. Заглянули и в него.
— Этот дом кооперативный. Здесь квартиры получали люди со всего города, с разных предприятий. Например, я работал на автобазе связи в Зеленом Луге, — рассказывает Евгений. — Первый взнос был 1200 рублей, для 1974 года — немаленькие деньги. Пятнадцать лет выплачивал за жилье. Последним из тройки построили дом №30, от райисполкома. Тогда еще история вышла: кран упал!
А что с лифтами?
— У нас в лифте восемь кнопок. Он останавливается на каждой площадке, — говорит Евгений. — А вот в четвертом подъезде — тоже не каждый раз…
— Можа, грошай не хваціла, — выдвигает предположение второй местный житель.
Вряд ли дело в экономии, но странность с лифтами на Одоевского, 36 мы не разгадали. Если вы знаете, почему когда-то решили пожертвовать несколькими остановками, пишите.
Едем дальше. На улице Притыцкого стоят два похожих дома — под номерами 48 и 54. Один построили в 1974-м, другой — в 1975-м, оба серии М-464. Стоят на холме, ландшафты здесь для часто «плоского» Минска непривычные.
Если смотреть с улицы Притыцкого, у каждого из этих зданий по десять этажей. А если обойти со двора, по окнам насчитаешь только девять. Один из местных говорит:
— Просто у нас есть нулевой этаж...
Заходим в подъезд дома №54. Справа, чуть выше по лестнице, видна лифтовая площадка и квартиры первого этажа. А вниз и налево — тот самый «нулевой».
Похоже на вход в подвал, но там прячутся квартиры, в одной из которых живет Сергей.
— Я работаю в агентстве недвижимости, но такого, как в наших двух домах, больше в Минске нигде не видел, — говорит мужчина. — У нас этаж не нулевой, а первый — по техпаспорту. Кстати, я сейчас продаю квартиру уровнем выше — так вот она по техпаспорту тоже на первом.
Итого, уверяет Сергей, в этом доме вполне официально уживаются два первых этажа.
— Вот вы говорите, мы как в подвале, а сейчас зайдете внутрь и удивитесь, — рассказывает. — Посмотрите, у нас не просто первый этаж, а еще и высокий первый!
Действительно, балконы (их в квартире аж два) расположены на высоте, масштаба добавляет и склон холма.
— В Израиле много таких домов. Бывает, что и два этажа с одной стороны уходят «под землю», потому что местность гористая, — объясняет хозяйка квартиры.
Близкие Сергея построили квартиру здесь в 1974 году, это было кооперативное жилье.
— Сначала не хотели соглашаться на этот вариант, как раз из-за «подвала». Но нам сказали, что тогда придется еще долго своей очереди ждать. Так что взяли эту квартиру, — рассказывает хозяйка.
Все окна этого первого этажа выходят на одну сторону.
— Сначала было жарко очень, но с тех пор деревья выросли — теперь прохладно! — добавляет собеседница.
Дома на холмах, где с одной стороны удалось устроить цокольные помещения, в Минске еще найдутся. Но обычно там оборудуют магазинчики и парикмахерские, жилье на этих уровнях — дело редкое.
Еще один необычный дом прописался по Богдановича, 116. Это приметная многоэтажка на пересечении с Некрасова, в пристройке к которой поселился «Евроопт». Построен дом в 1997-м, в справочниках сказано, что высота переменная: 13 и 14 этажей.
В справочнике photobuildings.com стиль здания описан так: капиталистический романтизм, или капром. Архитектор — Элла Левина. Она же проектировала, например, многоэтажки по Логойскому тракту (№29, 31, 33), дома по проспекту Победителей, 3 и 5, работала над кинотеатром «Вильнюс».
О загадке Богдановича, 116 нам рассказал читатель. Он обратил внимание, что с нумерацией квартир в третьем и четвертом подъездах что-то не то.
— Как я понимаю, по архитектурному решению это вообще один подъезд, но с разными входами, — удивил минчанин.
В одном из подъездов только лестница до четвертого этажа, в другом — только лифт от четвертого.
Отправились смотреть. Подъезд №3 на первый взгляд показался обычным. А вот в четвертом «чертовщина» сразу бросилась в глаза.
Лифта там нет, к квартирам нужно подниматься по лестнице. Третий этаж выглядит последним, дальше хода нет. Но стоп, ведь с улицы четко видно: окна продолжаются и выше. Как же люди попадают в квартиры наверху?
— Четвертый подъезд действительно без лифта, и квартиры в нем только до третьего этажа, это двушки, — подтвердил местный житель. — А третий подъезд — с лифтом, но квартиры там начинаются с четвертого, это трехкомнатные.
Когда ты в лифте третьего подъезда нажимаешь кнопку второго этажа, не верь глазам своим: по факту ты приедешь на четвертый. Об этом можно догадаться, только обратив внимание, что слишком долго едешь с первого на «второй».
А «третий» этаж — на самом деле пятый. Вы уже запутались? Мы тоже.
Местный житель обращает внимание, что коридоры в этом подъезде длинные. И в квартире в глубине — тоже.
Благодаря такой конструкции получается, что над третьим этажом четвертого подъезда — окна квартир третьего подъезда. И не пытайтесь это понять.
Еще кое-что: в четвертом подъезде есть вторая дверь. Она ведет на лестницу, которая идет мимо… пустоты. Только на уровне четвертого этажа можно выйти на балкон, а оттуда уже перейти на четвертый этаж подъезда с лифтами.
Квартиры в кооперативном доме середины девяностых достались сотрудникам «Белтелекома». Местные объясняют: половину стоимости оплачивало предприятие, вторую часть — сами.
— В остальных подъездах никакой путаницы. Правда, наверху есть двухуровневые квартиры, их давали многодетным, — заключает житель странного дома.
Если вы тоже знаете необычные дома или квартиры в Минске (и по всей Беларуси), пишите в наш чат-бот в Telegram.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by