Большая прогулка по Раковскому предместью. Что успели построить у хлебозавода и какие артефакты нашли

Источник: Надежда Конон. Фото: Александр Ружечка
28 февраля 2023 в 8:00

В Минске продолжается реконструкция Раковского предместья, основные работы идут на месте бывшего хлебозавода. Одни дома уже отреставрированы (или даже построены с нуля), в них обосновались кофейни и учреждения, работа над другими еще идет: разрыты ямы, стоят строительные леса, доносятся звуки стройки. Onlíner погулял по историческому району со знающими людьми, осмотрелся вокруг, зашел в некоторые здания и посмотрел на удивительные артефакты, которые сберегли.

Гэты тэкст можна прачытаць на беларускай мове

Это большой репортаж. Если лень читать и смотреть все, можете сразу перейти к нужному.

Улица Раковская — одна из старейших в Минске. Ее не видно с центральной магистрали, она скрывается за плечами дома Мусинского — советской громадины с торговым домом «На Немиге».


Раковская и прилегающие к ней улицы составляют знаменитое Раковское предместье. Еще во второй половине XV века здесь появился жилой квартал с еврейскими ремесленными мастерскими, пишут исследователи. Потом местные работали на небольших еврейских заводиках и в мастерских, а к началу ХХ века здесь уже появились и крупные производства.

Многие минчане ностальгируют по запаху хлеба, который разносился по старой Раковке. На неуловимый аромат, которого больше нет, и пойдем.

Как восстановили старый корпус хлебозавода и нашли там стропила и печи из XIX века

Территория бывшего хлебозавода №1 занимает два гектара, эта сторона Раковского предместья сейчас переживает самую большую трансформацию. Часть заводских построек снесли, несколько зданий сохранили и отреставрировали, другие строят с нуля. По плану здесь должен появиться малоэтажный квартал с магазинчиками, кофейнями, офисами.

Бывшее административное здание хлебозавода

Работы по хлебозаводу планировали закончить в 2023 году, но по строительным лесам тут и там, а кое-где и по котлованам под фундамент видно, что дел еще невпроворот.

Заказчик по кварталу — «Минская спадчына». Научно-практический центр «Рестабилис», где работает архитектор-реставратор Роман Забелло, участвовал в разработке концепции регенерации квартала, занимался научным руководством реставрацией исторических корпусов и разрабатывал архитектурные решения некоторых новых зданий.

Начнем со стильного двора по Раковской, 25. К нему многие минчане успели привыкнуть, ведь строительный забор здесь убрали еще в 2021-м. Место обживается: уже работают пекарня, ресторан и не только.


Сейчас на Раковской, 25/1 поселилась школа иностранных языков «Стримлайн». В прошлом, с 1925-го, здесь был корпус хлебозавода, а еще раньше, с конца XIX века, — обойная фабрика Шифмановича.

— Короткая двухэтажная часть завода, которая является наиболее старой, всю свою историю обрастала пристройками, надстройками, — рассказывает Роман. — Перестройки были чисто утилитарные: тут добавить корпус, там пробить вентиляцию. Нашей задачей было разобраться в строительной истории здания, выявить и сохранить все ценное, решить, в каком виде его презентовать. Это было непросто.


По старому снимку видно, в каком состоянии был бывший заводской корпус, когда реставраторы приступили к работе

Советский корпус, пристроенный к заводу в 1960—70 годы. Реставратор говорит, что качество кладки тут было плохое, кирпич весь растрескался, а швы рассыпались. Но это здание — тоже этап развития завода, оно дает представление о производственной стилистике своего времени

Исследования показали, что изначально красное здание не было оштукатурено.

— Мы сначала планировали чистить и реставрировать все, но кладка была в таком плохом состоянии, что стоимость реставрации за «квадрат» увеличилась в несколько раз. Так что расчистили и отремонтировали все, но для реставрации и экспонирования выбрали наиболее ценные и самые сохранившиеся фрагменты, а остальное заштукатурили и покрасили в цвет, близкий к кирпичу. 

Позже, когда появится необходимость и деньги, можно будет снимать штукатурку и метр за метром раскрывать и реставрировать родной фасад.


Интересный вид открывается с другого фасада, где над бывшим производственным корпусом возвышается колоритная заводская труба — ее сохранили и отреставрировали.


— Такой вот характерный уголок получился. Выбирали такие точки для экспонирования, чтобы у прохожих формировалось целостное восприятие о застройке.

Заходим внутрь. Интерьеры современные, но в них есть уникальные вкрапления из прошлого.


Например, эти красные кирпичи — часть исторического фасада конца XIX века, который после перестройки в 1950-х оказался внутри здания.

— Видите, нормально вписались в интерьер! — говорит Роман сотруднице языковой школы Ксении, которая нас сопровождает.


А этот старый металлический рельс советские строители использовали для укрепления здания, когда делали очередную пристройку. Указан год производства и название мануфактуры: STEEL.TOZER.& HAMPTON LIMITED.SHEFFIELD.MAY 1877 7МB

Старый фасад выходит наружу и на втором этаже.

Над зданием надстроили мансарду, это было условием инвестдоговора.

— Решение про надстройку принималось не нами, но нам нужно было определить ее внешний вид и сохранить то ценное, что выявили во время исследований и строительства.

В результате в нескольких учебных классах под современной крышей — исторические стропила.



— Когда обследовали крышу, обнаружили деревянные фермы XIX века. Из семи наиболее сохранившихся, как из конструктора, собрали четыре. Кроме самогó старого дерева стропила дают нам понимание про габарит первоначального корпуса, можно изучить их конструктивные особенности, как соединялись элементы.

Этот же заводской корпус хранит еще одну тайну. В подвале нашлись старинные печи, о которых никто не знал.


— Какая тут была с ними загадка? Когда делали обследования и разрабатывался проект реконструкции, эта часть подвала нигде не была обозначена. Все эти проемы были замурованы и спрятаны, входы перестроены. Только когда началась стройка, здесь вскрылись каморки с отдельными входами. Обнаружилось, что внутри каждой — печка. И таких — целый ряд! 

Предположительно это печи конца XIX — начала XX века. Оказалось, что во время советской реконструкции в дымоходы просто вставили железобетонные колонны.


— После обнаружения печей мы остановили строительные работы и даже скорректировали проектные решения. Провели обмеры, зафиксировали все в документах, разработали проект реконструкции. Все это передали в «Минскую спадчыну». Когда судьба этих помещений определится, печи должны будут восстановить и экспонировать.

Во время строительных работ на исторических зданиях крайне важно регулярно находиться на объекте, чтобы не утратить ценные детали, не выявленные при исследованиях.

Как выглядит новая Раковка, которая еще строится

То, что можно считать новой Раковкой, начинается в том же дворе. Вот это стильное красное здание — полная новостройка.



— Один из выводов наших исследований по предместью — архитектура здесь была по большей части из красного кирпича, — продолжает специалист. — Только единичные здания имели оштукатуренный и окрашенный фасад. Послевоенные перестройки сильно исказили восприятие этого исторического пространства. Поэтому у нас была задача — вернуть кирпичные фасады и их терракотовый цвет в городское пространство. И он потихоньку возвращается.



Раньше уже писали, что новые здания Раковского предместья нарочно возводят в современном стиле. Роман за такой подход.

— Строить в двадцать первом веке в стилистике девятнадцатого — неправильно, всегда получается обман, имитация, фальшь.

— Но критики скажут: какое же это будет историческое предместье, если теперь здесь столько новостроек?

— Современная архитектура в составе исторической застройки — дело нормальное. Ведь не везде была ценная застройка: например, до войны на месте нового кирпичного здания стояло несколько деревянных сараев.



Другое дело, что новая архитектура должна быть сомасштабной старой.

— По первоначальной концепции тут могли появиться фахверковые домики, достаточно свободная планировка. Мы провели исследования и убедили коллег из «Минскпроекта», что новую застройку нужно вести с соблюдением планировочной структуры исторического квартала, чтобы показать его компактность. И планировка воссоздана: новые здания садятся на те места, где раньше были постройки, четко читаются границы самого квартала. Сами здания должны быть определенной высоты и ширины, чтобы не искажалось восприятие всего района и памятников архитектуры, чтобы здесь не выросли какие-то немасштабные, дисгармоничные объекты. Также зарезервировали место для воссоздания фрагмента земляного городского вала с бастионом.

Рассматриваем новые здания. Например, эта новая трехэтажка по улице Юрово-Завальной должна была превратиться в джаз-клуб, но пока его судьба неизвестна.



А это будущий государственный арендный дом, на первом этаже которого хотят разместить фитнес-клуб и кафетерий. Чтобы длинное здание не воспринималось громадиной, его построили из ломаных объемов разной высоты.

Роман по поводу архитектуры современных зданий отзывается сдержанно — говорит, что лично ему нравится не все. Но и в критику не впадает.

— В историческом окружении строить непросто. Профессионализм архитектора тут определяется тем, насколько умело он впишет свое здание, ведь главным должно быть не его произведение, а подлинный исторический контекст.

Новая заплатка должна быть фоновой. Хотелось бы большей архитектурной согласованности между новыми зданиями. Но градостроительно подход к работам на территории хлебозавода правильный.

Как восстанавливают старую Раковку и какие артефакты нашли буквально под ногами

За большими переменами в Раковском предместье наблюдает старинный краснокирпичный «дом с мезузой» на углу улиц Раковской и Освобождения. Его, достаточно осторожно, привели в порядок еще в 2000-х.


— Не все работы делаются в рамках большой реконструкции Раковского предместья. Разные проекты, разные заказчики — так что все меняется постепенно, — поясняет Роман.

«Рестабилис» выполнял научное руководство работами по соседнему зданию (Освобождения, 13), ремонт закончился летом 2022-го.



— Это был обычный ремонт, но получилась почти реставрация фасада. Очистили его, восстановили утраченные лекальные кирпичи. Найти готовые нужного качества не получилось, поэтому выпиливали каждый кирпичик болгаркой или доформовывали специальным раствором.

На этом снимке видна синагога Зальцмана, однажды перестроенная в кинотеатр «Беларусь». Фасады отремонтировали пару лет назад, но видны проблемы со штукатуркой. Собеседник объясняет: это потому, что не решены проблемы с протекающей кровлей. Зданию, к слову, вернули конструктивистский вид, близкий к 1930-м

Историю старой Раковки собирают по кусочкам. Роман показывает наверх: на одном из зданий висит кронштейн 1940 года.

— Еще до начала работ по хлебозаводу его случайно сбила техника, и он висел погнутый, поломанный. Я позвонил в «Минскую спадчыну» и попросил: снимите, сохраните, потом восстановим. Так и получилось. Восстановили, вернули.

Непонятно, часы висели на этом кронштейне или флаг там устанавливали, но исторический элемент — есть!


А вот внизу отремонтированного здания — старая ступенька.

— Она была глубоко под землей закопана, про нее никто не помнил уже. Когда делали благоустройство, ее достали и выбросили. Мы настояли, чтобы ее поставили на прежнее место. Она подчеркивает, что здесь, на месте окна, когда-то был вход. А вот там получилось расчистить родную отделку фасада и геодезический маяк 1925 года… 

Таких «мелочей» немало. Например, на Раковскую, 14 в каменные ворота вернули деревянные двери.


— Проектный институт начинал проектировать кованую ажурную ограду для этих ворот. Но мы предположили: раньше здесь была частная усадьба, въезд в нее наверняка был скрыт от посторонних глаз, так что ворота должны быть глухими. Это больше соответствует историческому характеру улицы. И подозрения оправдались: когда разбирали замурованные проходы, в каменной ограде нашли исторические дубовые перемычки. Использовали их для новых деревянных дверей, находка продиктовала нужные габариты.

Как на Раковской, 17 открыли старинные росписи. Их использовали в Минске вместо обоев

Здание по Раковской, 17 уже успело открыться после реконструкции. Здесь прописались выставочный зал музея истории Минска и конференц-зал управления культуры Мингорисполкома, есть небольшое помещение под кофейню.

Более ярким цветом выделен первоначальный объем дома конца ХIХ века, более светлая часть — надстройка 1920-х

В 1895-м на этом месте построили Дом свадеб — тогда здание было одноэтажным с повышенной центральной частью, принадлежало оно семейству Абрама Черчеса. В 20-х годах ХХ века тут разместился советский кинотеатр «Рекорд». В наше время постройка долго пустовала.

— В 90-е годы здесь была реконструкция, — рассказывает Роман. — Исторические элементы здания к тому времени плохо сохранились, а сохранившееся частично было уничтожено во время работ в 90-х. Сейчас мы во многом исправляли те ошибки. 

Какими точно были вазы, неизвестно. Их форму брали из специальных каталогов XIX века. Руст, нанесенный по штукатурке в 90-е, не совпадал по масштабам с историческим. Сейчас это исправили

Старых фото с этим зданием не сохранилось. Но есть изначальный проект и обмерочный чертеж 1925 года.

— Ориентируясь на проект, мы возобновили кованые навесы на входах, вазы и, самое главное, обозначили карниз исторического здания.

Архитектура конца ХIХ века — это во многом повторение стандартных, каталогизированных элементов.

Общая стилистика кованых навесов была ясна по чертежам. А что касается узоров, то тут снова на помощь пришли каталоги.

— Поставили задачу кузнецам повторить технологию по кованым навесам. Важно было все: ширина полос металла, способы соединений. Вообще обращали большое внимание на стилистические особенности и детали, ведь здание на узких исторических улицах воспринимается в первую очередь вблизи. 

Воссоздали и деревянные двери. Ручки — дореволюционные, из антикварного магазина.

Но самое интересное — внутри будущей кофейни. Тут к нашей прогулке присоединяется художник-реставратор Федор Сорока, руководитель мастерской «Басталия».


Роман поясняет, почему на объект позвали специалистов оттуда.

— Когда мы впервые пришли исследовать здание, году в 2016-м, бросилась в глаза родная штукатурка на стенах. А это сразу сигнал: надо проверять на росписи. Дело в том, что в центре Минска интерьеры во многих случаях были расписаны. Обои были дорогими, так что проще было сделать трафареты, какие-то стеновые панели для украшения помещения. Поэтому при любой возможности мы стараемся такие росписи раскрывать. Но сейчас в Минске есть и вредная тенденция — мода в кофейнях на голый кирпич. У дизайнеров сложилось мнение (под влиянием фильмов, мультфильмов, какой-то «замковой» моды), будто кирпич в интерьере — это старина.

Бывает, арендаторы просто сбивают штукатурку без исследований, а потом вытаскиваешь из мусорки куски с историческими росписями.

Но тут все сложилось как надо. Росписи в бывшем Доме свадеб действительно нашли.

Как узнал Onlíner, собственник помещения под кофейню решил его продавать, так и не открывшись

— Мы открыли пять слоев XIX—XX веков, изучили и сделали на одной стене такой исторический пэчворк, — говорит Федор Сорока. — Наша задача была — показать интерьерную культуру Минска того времени, но не восстанавливая ее полностью. 


Выбрать один слой и раскрыть его, уничтожив остальные, было бы плохим подходом, уверен специалист.

— Есть такая молитва Фомы Аквинского со словами «по маленькому фрагменту увидеть целое». И это правда.

Нетронутые отчищенные кусочки отделки немного отличаются по цвету от восстановленных реставраторами. Это сделано нарочно.

А на другой стене показали, как выглядел каждый из пяти слоев — это современная реконструкция.



— Важно, чтобы человек заинтересовался. Конечно, сначала строители думали, что тут мы занимаемся ерундой, спрашивали: «Ну что, Джоконду нашли?» Но отношение меняется, когда людям рассказываешь.

Росписи обнаружили и на втором этаже, в конференц-зале, которым распоряжается управление культуры Мингорисполкома. К сожалению, туда в рамках этого репортажа попасть не удалось.

— Интересно, что на втором этаже есть трафареты 20—30 годов ХХ века, — добавляет Роман. — То есть аж до войны у нас была распространена такая технология росписей.

Так вышло, что за стенкой кофейни, в выставочном зале музея истории Минска, исторических артефактов в интерьере не нашли. Но реставраторы настояли, чтобы лестничные ограды там были сделаны по канонам и каталогам XIX века

Федор Сорока надеется, что сотрудники этой кофейни и экскурсоводы будут объяснять подтекст минчанам и туристам.

— Единственное, раньше говорили, что здесь будет белорусская кухня. Но, учитывая историю улицы, я бы здесь бублики пек под песни на идиш, — улыбается реставратор.

Картина на тему еврейских свадеб в здании бывшего Дома свадеб на Раковской, 17

29", рама 20", горный, сталь Hi-ten, вилка амортизационная с ходом 80 мм (сталь Hi-ten), трансмиссия 21 скор. (3х7), переключатели: задний Microshift/передний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 18 кг

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by