Это было одно из самых комфортных мест для существования европейца того времени. Прохладный климат сполна компенсировался избытком пищи, благодаря чему людей здесь становилось все больше, а жили они все дольше. Быт и образ жизни не менялся десятилетиями, столетиями, и, может быть, лишь самые наблюдательные из обитателей этой территории замечали, что постепенно море все упорнее наступает на сушу. Однако даже они не поняли, что случилось в день, точную дату которого ученые никогда не установят. Просто однажды из-за горизонта пришла огромная волна, на десятки километров проникшая вглубь благодатной земли. Спустя некоторое время за ней последовала еще одна. И еще. А после вода отсюда уже не уходила. Доггерленд, некогда соединявший континентальную часть Европы с нынешней Великобританией, утонул как доисторическая Атлантида, и сейчас на его месте рыбаки ловят треску, а суровые бородатые мужики в комбинезонах добывают газ. Серию мегацунами, изучение которой специалисты, по сути, только начинают, назвали Стурегга. Возможна ли подобная катастрофа сейчас, когда ее потенциальными жертвами могут стать уже не десятки тысяч, а миллионы человек?
Это было недавно, это было давно. По планетарным меркам период в 8500 лет, отделяющий нас от того времени, слишком мимолетный, даже незаметный, но с точки зрения нашей цивилизации в него уместилась практически вся ее осмысленная история. Именно в седьмом тысячелетии до нашей эры, когда и случилась Стурегга, в развитии человечества начало происходить ключевое событие, которое принято называть «неолитической революцией». От присваивающего образа жизни, когда люди с помощью охоты и собирательства просто забирали себе то, что позволяла им природа, они перешли к производящему хозяйству, то есть к земледелию, и через начало одомашнивания полезных парнокопытных — к животноводству.
Значение этого перехода принципиально. Если ранее размеры человеческой популяции были ограничены возможностями окружающей среды, то после появления обработанных полей и стад скота той или иной степени тучности тот же условный по площади участок территории уже мог прокормить гораздо больше людей. К концу седьмого тысячелетия (до нашей эры) на Земле жило около десяти миллионов человек, а к концу следующего, шестого, — уже в четыре раза больше.
Впрочем, процесс распространения быта нового типа был постепенным. И если на Ближнем Востоке и в Малой Азии жившие там люди уже вовсю сеяли, пасли и даже строили первые города, такие как Иерихон в нынешнем Израиле или Чатал-Хююк на территории современной Турции, то европейцы в массе своей жили еще по старинке. Даже привычные нам сейчас контуры этой части света еще не сложились до конца. Например, Британские острова (Великобритания и Ирландия) не были отделены не то что от континентальной части Европы, но даже друг от друга. По месту, где сейчас существует пролив Ла-Манш, текла широкая река, образованная в том числе современными Рейном и Темзой, а на территории, ныне занятой водами Северного моря, существовала перемычка, которую сегодня принято называть Доггерлендом.
Последняя ледниковая эпоха закончилась лишь за 2—3 тысячи лет до Стурегги, поэтому климат здесь все еще был прохладным. Но жить на Доггерленде было, в общем-то, очень удобно, прежде всего потому, что не было проблем с пропитанием. Эта заболоченная территория давала местной человеческой популяции, все еще занимавшейся охотой и рыболовством, достаточно трофеев для относительно безбедного существования. И, возможно, доггерлендцам казалось, что так будет всегда, но на самом деле они были обречены.
Главной проблемой Доггерленда было то, что высота территории над уровнем моря была очень невелика. С той же проблемой уже много столетий борются и жители современных Нидерландов, некогда примыкавших к исчезнувшей земле. Между тем соленая вода неумолимо наступала. С окончанием ледникового периода ледяные панцири, прежде сковывавшие континенты, начали таять все быстрее, уровень Мирового океана стал заметно повышаться. Незадолго (относительно) до Стурегги или, по мнению некоторых ученых, даже одновременно с ней в океан вылилось огромное пресноводное озеро Агассис, существовавшее некогда на границах Лаврентийского ледникового щита, покрывавшего большую часть Канады и северные штаты нынешних США.
Так или иначе, Доггерленд не смог бы противостоять наступающему морю. Рано или поздно эти благодатные для жизни земли оказались бы под водой. Причем в данном случае у местных жителей было бы время, чтобы отойти в глубь континента, однако история им такого шанса не дала.
Точную дату или даже приблизительный год этого катастрофического события установить, конечно, невозможно. По большинству оценок, оно произошло между 6200 и 6000 годами до нашей эры. Зато есть понимание, что конкретно случилось. В 100 километрах от современного побережья Норвегии под водой на кромке (отсюда название «Стурегга» — «большая кромка» на древненорвежском) континентального шлейфа произошло три грандиозных оползня общей протяженностью в 290 километров. Объем обрушенной породы достиг 3500 кубических километров.
Продолжаются споры по поводу того, что могло стать спусковым крючком катастрофы. Существуют две самые распространенные версии. Согласно одной из них, произошло накопление огромных масс ледниковых отложений, принесенных на кромку континентального шельфа из Скандинавии, после чего в результате землетрясения вся эта масса обрушилась. Второй вариант предполагает внезапное высвобождение большого объема гидрата метана, который в охлажденном состоянии напоминает спрессованный снег, а с повышением температуры распадается на газ и воду с эффектом, напоминающим взрыв. В случае если в процессе были задействованы большие объемы гидрата, в достатке имеющегося у побережья Норвегии, это могло стать дестабилизирующим фактором, приведшим к оползням.
Как бы то ни было, мегацунами оказало катастрофическое влияние на Доггерленд. Точное количество жертв, по понятным причинам, сейчас установить нельзя, но в зоне воздействия волны выжить было практически невозможно, особенно в условиях плоского рельефа. Отложения со следами цунами были обнаружены на территории Шотландии в десятках (максимальные оценки — до 80) километрах от побережья. Большинство исследователей считают, что Доггерленд в результате Стурегги или вовсе ушел под воду, или сохранился в виде архипелага, со временем также затопленного. Сейчас на его месте расположена т. н. Банка Доггер, песчаная отмель, ставшая раем для траулеров, вылавливающих треску и сельдь. Великобритания отделилась от континента и стала развиваться обособленно.
Возможно ли повторение таких катастрофических оползней сейчас, в условиях, когда континентальная Европа больше не защищена Доггерлендом, а ее побережье густо заселено? Во-первых, при современном понимании спускового механизма Стурегги ее повторение вероятно лишь после очередного ледникового периода и его окончания, когда произойдет очередное накопление ледниковых отложений на шельфе. Во-вторых, даже в случае повторения этого сценария разные регионы Европы пострадают по-разному. Шотландии при этом не позавидуешь, а вот континентальной части, прежде всего побережью Нидерландов, мало что угрожает: потенциальное цунами будет направлено преимущественно в открытый океан, к тому же нидерландское побережье уже защищено дамбами или другими гидротехническими сооружениями от наступающего моря. Хотя в любом случае лучше эти прогнозы на практике не проверять, слишком много в них гипотетических предположений.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by