В 1979 году на военной базе морской пехоты около города Бьюфорт, штат Южная Каролина, приземлился старенький транспортный самолет DC-3. На его борту был крайне необычный груз, на разгрузку которого пришли посмотреть даже военные, служившие на базе. Из самолета вынесли множество ящиков, заполненных орущими обезьянами. На следующее утро их погрузили на лодки и отправили на необитаемый остров Морган, расположенный у побережья штата. Сейчас он полностью закрыт для посторонних, потому что прибывшие и основавшие здесь многочисленную колонию животные могут быть смертельно опасны для человека. При этом они же являются расходным материалом для биологических экспериментов и играют свою немаловажную роль в многомиллиардном фармацевтическом бизнесе. Рассказываем, почему посещение «Острова обезьян» категорически запрещено.
Обезьяны — совсем нетипичные животные для обеих Америк (если, конечно, не считать особей, содержащихся в зоопарках, и людей). Кроме человека, в этой части света обитает лишь один вид приматов — так называемые широконосые обезьяны, которые попали туда, судя по всему, проделав невероятный путь из Африки через Атлантический океан на плотах из растений или, возможно, бревнах и сумев основать жизнеспособную популяцию. При этом северная граница ареала их обитания находится в джунглях Южной Мексики, то есть, например, в США колонии обезьян в дикой природе не встречаются вовсе (за парой исключений).
В 1930-е годы полковник С. Туи, владелец прогулочного кораблика, возившего туристов по небольшой речке Сильвер в центральной части штата Флорида, решил добавить впечатлений своим гостям и самовольно высадил на одном из речных островков нескольких макак. Эмоции туристов остались неизвестны, но обезьянкам в новом месте понравилось настолько, что они принялись стремительно размножаться и в конце концов с острова сбежали. Предприимчивый судовладелец не учел одного фактора: макаки-резусы умеют плавать.
Макаки-резусы, или бенгальские макаки, — это один из самых известных и многочисленных видов мартышковых. Если вы видели обезьянок, оккупировавших таиландские храмы или даже какие-нибудь азиатские города, то с резусами вы, скорее всего, знакомы. Они неприхотливы, живут в больших стаях, с охотой заводят потомство, защищают свои семьи, да и в целом вполне благополучны как животный вид. Резусами их назвал во второй половине XVIII века французский естествоиспытатель Жан-Батист Одбер — в честь фракийского царя Реса, сражавшегося на стороне Трои во время Троянской войны. На латинском, основном языке систематизации животных, имя царя писалось как Rhesus.
Как выяснилось позднее, резусы оказались весьма подходящими героями для разнообразных медицинских и биологических экспериментов — от испытаний вакцин до трансплантации органов. Поучаствовали они и в исследованиях сыворотки крови, благодаря чему была открыта система резус-фактора. Но в целом несчастные макаки стали одними из самых популярных подопытных животных, что даже потребовало их разведения в промышленных объемах.
Конечно, всегда можно было завезти необходимое количество макак из их естественного ареала, но это удорожало каждую особь, к тому же в какой-то момент страны-экспортеры (например, Индия) начинали вводить ограничения на закупку обезьян. Поэтому иногда колонии резусов создавались там, где была возможность расселить их в более-менее привычных условиях, но за пределами оригинальных мест обитания. Таковая появилась, например, на острове Пуэрто-Рико, зависимой от США территории в Карибском море.
Однако проблемой становилось близкое сосуществование макак и людей. Так, из того же Карибского центра исследования приматов на Пуэрто-Рико резусы постоянно сбегали, в результате чего и было принято решение о переносе исследовательской лаборатории куда-то на необитаемый остров: эти обезьяны оказались способны заражать людей опасной болезнью, что и побудило окончательно перевезти местную колонию к берегам Южной Каролины, на остров Морган.
Наверное, единственным недостатком резусов стало то, что значительная часть их популяции является носителем собственной разновидности герпес-вируса. У самих макак Macacine alphaherpesvirus 1, или вирус герпеса B (по начальной букве фамилии первой жертвы, укушенной обезьяной и погибшей от последствий), вызывает симптомы, схожие с обычным человеческим герпесом. Однако при попадании в кровь человека в результате укуса (или если слюна резусов окажется в человеческом организме каким-либо иным способом) эта вариация обезьяньего герпеса способна вызвать тяжелые нарушения работы центральной нервной системы — например, энцефалит.
При этом надо отметить, что риск заражения невелик. К примеру, в местах естественного обитания животных случаи инфицирования не зафиксированы вовсе. Практически у всех макак есть антитела к своей болезни, и лишь малый процент выделяет вирусы в какой-то определенный момент времени. Даже укус вовсе не предполагает непременное заражение. За всю историю флоридской колонии резусов зарегистрировано 18 случаев укусов, и ни в одном из них заражения человека обезьяньим герпесом не произошло. Правда, есть и другое «но». В случае если инфицирование все-таки случится, последствия, скорее всего, будут тяжелейшими. Летальность обезьяньего герпеса среди людей при отсутствии своевременного лечения составляет 80%. Именно поэтому принимаются меры по сокращению флоридской колонии резусов (через отлов и стерилизацию животных), а бывшую пуэрториканскую группу при переселении было решено максимально изолировать.
Площадь острова превышает 1800 гектаров, но бо́льшую часть этой территории занимают заболоченные луга и протоки. В одной из частей Моргана имеется поросшая лесом возвышенность на 250 гектаров, и этого участка вполне достаточно для размещения популяции. Резусы быстро освоились в Южной Каролине. В 1979 году сюда переселили примерно 1,4 тыс. особей, к настоящему времени их количество превышает 4 тыс. В среднем каждый год здесь рождается по 750 детенышей, поэтому макак постоянно изымает из дикой природы компания Charles Rivers Laboratories, получившая у Департамента природных ресурсов штата право на аренду этой территории. Несмотря на протесты защитников диких животных, резусов по-прежнему используют в медико-биологических целях, пусть и не в таких масштабах, как раньше.
Однако в остальном обезьяны чувствуют себя в местах, где они никогда не жили, как дома. Они питаются желудями, насекомыми, моллюсками и растениями, хотя естественных ресурсов на всю популяцию не хватает. На острове имеется специальное здание для смотрителей лаборатории, которые подкармливают животных по мере необходимости. Только им да получившим соответствующее разрешение ученым, оценивающим развитие колонии и ее влияние на растительность острова, позволено высаживаться на берег Моргана — естественно, после принятия всех мер безопасности, ведь шанс заразиться герпесом B пусть и невелик, но все равно существует, а значит, есть и смертельный риск. Обычным же людям разрешено лишь рассматривать обезьян с воды, проплывая мимо на лодке. В солнечные дни резусы охотно выходят на берег, занимаясь всем, чем положено заниматься диким обезьянам, и радуя сторонних зрителей. Кстати, несмотря на то что обезьяны умеют плавать, зафиксированы лишь единичные побеги на «большую землю». Видимо, макаки все же довольны всем в месте, которое, как они думают, принадлежит только им.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by