«Пенсионерка выиграла особняк стоимостью в $3 млн со своим теннисным кортом и бассейном», «Рабочий завода, купив билет за $10, стал владельцем роскошного дома на вершине скалы с видом на океан», «Семейная пара, жившая в социальной квартире, получила ключи от восьмикомнатных апартаментов, потратив всего $5». Заметки или новостные сюжеты с такими или похожими заголовками регулярно появляются в СМИ некоторых европейских стран. Действительно, розыгрыш дорогих объектов недвижимости в лотерею приобрел в последние годы большую популярность. Однако чем подобные акции являются на самом деле? Все ли обстоит так замечательно, как это преподносится в СМИ? Разбираемся в новом модном тренде.
Подобные истории особенно любит британская пресса. Для журналистов это выглядит сюжетом о гадком утенке, превращающемся в лебедя, или о Золушке, которая становится принцессой. Вот только утенком часто бывает суровый работяга, а Золушкой — седая бабушка. Для газет и телевидения подобные темы являются бездонным источником новостей. Сначала можно написать заметку, как за копеечную сумму есть шанс стать владельцем исторического дворца с несколькими спальнями, винным погребом и привидениями или двухэтажного модернистского пентхауса со стеклянными стенами под крышей какого-нибудь небоскреба. А затем, когда эти объекты найдут себе новых хозяев, сделать еще одну новость с фотографиями счастливых семей, переезжающих откуда-нибудь с рабочей окраины в престижные кварталы для респектабельной буржуазии. В случае необходимости цикл можно повторять и повторять.
Вот только на самом деле это лишь пусть яркая и блестящая, но всего лишь вершина айсберга совершенно новой отрасли на рынке недвижимости, играющей на человеческих страстях, азарте и желании разбогатеть, приложив для этого минимум усилий. За счастливыми единичными случаями стоят далеко не всегда прозрачные схемы, где нет практически никакого места благотворительности, а лишь трезвый расчет заработать на эксплуатации психологии людей.
Для начала объясним суть явления, получившего в английском языке название house raffle («розыгрыш домов»). В общих чертах это напоминает лотерею, главным призом в которой является дом или квартира стоимостью в миллионы (чаще всего, но порой речь идет и о более скромных объектах на сотни тысяч) долларов. При этом участие в таком розыгрыше (цена билета) на порядки дешевле и соответствует десятку-другому долларов, а то и меньше. Оговоримся, что далее речь пойдет не об откровенном мошенничестве, когда обман участников является изначальной целью организаторов акции. На рынке достаточно много и относительно честных схем, где у лотереи действительно будет победитель, который получит некий приз.
Это могут быть сайты-агрегаторы, проводящие розыгрыши на регулярной основе порой нескольких объектов одновременно, или частные мероприятия, где свой дом выставляет его конкретный владелец. Например, в 2020 году только в Великобритании в таких лотереях участвовало сразу 92 дорогих дома или квартиры. Впрочем, словосочетание «относительно честная схема» использовано выше неспроста.
Подобные лотереи пользуются популярностью, потому что выгодны и продавцам жилья, и тем, кто его ищет. Цены на недвижимость растут, а в Великобритании, где розыгрыши домов особенно распространены, и вовсе ставят рекорды. Многие хозяева решают избавиться от своей собственности сейчас, когда рынок разогрет, однако зачастую процесс этот занимает очень много времени. В том числе из-за завышенной, как полагают многие эксперты, стоимости недвижимости. Владельцы квартир и домов в такой ситуации не хотят месяцами или даже годами дожидаться того покупателя, который согласится с их ценой, а предпочитают воспользоваться лотереей, чтобы побыстрее избавиться от собственности на пике цен. Еще одной категорией участников лотерей становятся хозяева недвижимости, оказавшиеся по тем или иным причинам в сложной финансовой ситуации (например, не могут более обслуживать ипотеку). Они тоже заинтересованы в скорейшей продаже.
С другой стороны, многие покупатели также стали заложниками высоких цен. Приобрести себе жилье на сегодняшнем рынке для них непосильная задача, а вот купить «лотерейные» билеты за относительно скромные деньги они пока еще могут себе позволить. Тем более когда приз многократно превышает вложения. По крайней мере, теоретически.
Проблема для покупателей состоит в том, что рынок «розыгрышей домов» пока еще довольно серый. Никакой прозрачности в проведении лотерей в большинстве случаев нет. Ее участник, приобретая билет, не представляет, каковы его шансы на выигрыш. Между тем в проведении розыгрышей есть важнейшее условие. Организатор акции обязуется передать победителю главный приз (дом или квартиру стоимостью в миллионы) только в случае, если продаст определенное количество билетов. Для организатора (компании или частного лица) лотерея — прежде всего бизнес. Помимо стоимости собственно объекта недвижимости, в его расходы добавляются издержки на рекламу в медиа и социальных сетях (очень существенные суммы, ведь порой кампании весьма агрессивны), прочие административные расходы и процент, который будет отчислен на благотворительность. Последнее, например, в той же Великобритании — обязательное условие со стороны государства.
Для примера: только для того, чтобы окупить дом стоимостью в $1 млн, организатор должен будет продать 500 тыс. билетов по $2 или 50 тыс. по $20. То есть необходимо привлечь очень большое количество участников. И только в таком случае какой-то один из них в качестве приза получит этот заветный дом. Если нужное число покупателей билетов не наберется, то организатор оставляет за собой право провести розыгрыш в объеме привлеченных средств и в качестве приза выплатить победителю лишь относительно небольшую денежную сумму. В свое время одиозным примером стал розыгрыш дома в британском графстве Хемпшир, в результате которого победитель получил вовсе не особняк стоимостью в $3,6 млн, а деньги в размере $130 тыс. Это, конечно, тоже неплохо, но вовсе не то, на что наверняка рассчитывал этот счастливчик. Именно такими результатами заканчиваются большинство розыгрышей домов, ну а в газеты и на телевидение попадают лишь единицы, которые все-таки получают заветное жилье.
Даже счастливчика, уже попозировавшего для парадных фотографий с ключами на фоне выигранного дворца, могут поджидать неприятные сюрпризы. Во-первых, став наконец владельцем заветного дома, он может выяснить, что тот является проблемным. Например, в одном случае пенсионерка получила здание, которое несколько раз затапливалось в результате проливных дождей. Решение проблемы потребует значительных финансовых инвестиций.
Также победителям надо иметь в виду, что обслуживание подобных роскошных особняков ежегодно обходится в кругленькую сумму — по оценкам специалистов, в среднем в 1% от стоимости жилья. То есть для содержания даже безупречного дома ценой, скажем, в $2,5 млн придется выкладывать $25 тыс. в год. У многих победителей, которые ранее с трудом сводили концы с концами, просто нет таких денег. В такой ситуации возникает закономерное замечание: но ведь выигранный дом можно продать, положив в карман круглую сумму. Можно, но, увы, зачастую в такого рода лотереях участвуют именно объекты, которые уже годами были выставлены на продажу и по тем или иным причинам так и не смогли найти покупателя. То есть новому владельцу придется столкнуться с той же проблемой. Или годами искать покупателя, готового заплатить рыночную цену, или избавиться от выигрыша с существенным дисконтом.
Так что привлекательно «розыгрыши домов» выглядят только на газетной бумаге или на телевизионном экране, а жизнь, как обычно, оказывается куда прозаичнее.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by