Редкий арендодатель сдаст хорошую квартиру без залога. Оно и понятно: заселяешь незнакомых людей (а даже если и знакомых), мало ли что они могут поломать-испортить. Ищи потом, доказывай. Поэтому пара сотен, как правило, всегда лежат на виртуальном счету и ждут момента выселения. Но резкий рост курса доллара способен внести сумятицу даже в те дела, где он, казалось бы, ни при чем. «Экономической» задачкой поделился один из пользователей нашего форума.
«Столкнулся с проблемой: 11.07.2019 года был заключен договор найма жилого помещения с собственником квартиры. Также к договору было составлено приложение, в котором фигурирует фраза: „Взята залоговая стоимость 100 у.е. по курсу Нацбанка на день заключения договора. Залог не возвращается, если имуществу нанесен ущерб“. В тот же день я отдал хозяйке квартиры 200 белорусских рублей, что было эквивалентом 100 у. е. В основном договоре стоимость аренды была прописана точно такой же формулировкой, и я больше двух лет платил аренду с привязкой к доллару.
30.12.2021 договор найма жилого помещения был расторгнут без каких-либо претензий с обеих сторон. Залоговую стоимость хозяйка квартиры мне не вернула, но дала расписку: „Я, ФИО, обязуюсь вернуть залоговую стоимость в феврале 2022 года, после оплаты коммунальных услуг. Число. Подпись“. После нескольких звонков собственнику квартиры с просьбой встретиться и вернуть залоговую стоимость мы встретились только 02.03.2022.
При этом собственник квартиры соглашалась вернуть только 200 белорусских рублей за вычетом платежей за коммунальные услуги, хотя на момент встречи 100 у. е. было эквивалентно более чем 300 белорусским рублям. От возврата 200 белорусских рублей за вычетом платежей за коммунальные услуги я отказался. Подскажите, законно ли я требую вернуть мне залоговую стоимость 100 у. е. по курсу Нацбанка на день возврата денег?» — задается вопросом молодой человек.
Ситуация действительно непростая: если бы доллар не взлетел, то и проблем бы таких не было. А тут — поди разберись. Вот если взять наших застройщиков, которые страсть как любят привязку к доллару, то в случае досрочного расторжения договора выплаты дольщику будут вестись по тому курсу, который выставил Нацбанк в день внесения средств (хоть этот день мог быть и три года назад). И это отдельной строкой прописано в договоре. В нашем же случае этот момент в договоре аренды и приложении к нему не уточнялся.
С другой стороны, рассчитывался квартирант с хозяйкой хоть и не долларами, но с привязкой к курсу. И раз уж за это время два рубля «превратились» в три с лишним, может, и можно требовать вернуть полную сумму. Хотя любопытно, что было бы, если бы курс просел и два трансформировались в полтора. Неужели жилец бы с пеной у рта требовал вернуть 150 рублей, а не 200? В общем, задачка со звездочкой.
А как думаете вы: какая сумма должна вернуться в кошелек бывшего квартиранта? Голосуйте, как велит вам ум и душа, а позже, когда соберем достаточно мнений, добавим комментарий юриста, который объяснит, как надо считать в таком случае.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро