В 1974 году в американском журнале National Geographic были опубликованы фотографии, сделанные Рагнубиром Сингхом. На фоне стены изумрудного тропического леса маленькие, но весьма агрессивные люди в одних набедренных повязках грозили прибывшим к ним экспедиционерам копьями и луками. Так про существование в Индийском океане острова Северный Сентинел и населяющий его народ узнала вся планета. С тех пор практически все попытки установить с сентинельцами контакт заканчивались бегством «цивилизованных» землян, а порой и их гибелью. Племя упорно защищает свое право жить в полной изоляции от остального мира — так, как это у них заведено на протяжении тысяч лет. Сейчас сентинельцы уже стали легендой антропологии, а их остров — своеобразной полевой лабораторией. Вот только совершенно непонятно, когда ученые смогут оценить результаты проводимого там эксперимента.
Казалось бы, эпоха не только Великих, но и вообще сколь-нибудь значительных географических открытий давно позади. Не до конца познанным остался разве что Мировой океан, но вот суша, где живут практически все жители Земли, выглядит полностью исследованной. До большинства уголков планеты можно относительно легко добраться. Вопрос лишь заключается в наличии достаточного количества времени и денег. Даже экстремальные точки, например полюса или высочайшие вершины мира, остающиеся в большинстве случаев уделом профессионалов, так или иначе изучены.
Однако недоступные для посещения районы все же остаются — в основном из-за того, что заселены они ребятами, не желающими видеть на своей малой родине чужаков. Более того, эта самая родина, часто ограничивающаяся несколькими десятками квадратных километров, и составляет для них весь мир. Другого они не знают. Просто не подозревают об идущих где-то войнах, росте международной напряженности, смартфонах, Илоне Маске и Джеффе Безосе, инфлюэнсерах и тиктокерах. Изучающие такие племена специалисты прозвали их неконтактными народами.
Практически во всех случаях речь идет о человеческих сообществах, проживающих в тропических регионах. Труднодоступные, малонаселенные и почти не подвергшиеся разрушительному воздействию цивилизации территории где-нибудь в Амазонии или в горах Папуа — Новой Гвинеи чрезвычайно удобно подходят для изолированного существования в соответствии с традициями, завещанными дедами. Например, в Бразилии существует специальный отдел в Управлении по делам индейцев, который занимается исключительно неконтактными индейскими племенами. То есть в стране их достаточное количество, чтобы существовала целая бюрократическая структура, посвященная им. При этом основной задачей подобных организаций становится не столько обнаружение таких народов, сколько защита их от нежелательного внешнего воздействия.
Дело даже не в том, что по каким-то причинам с «дикарями» не хотят делиться достижениями научно-технического прогресса. На самом деле, любой неподготовленный контакт представляет большую опасность. У таких племен обычно нет иммунитета к распространенным на «большой земле» инфекционным заболеваниям, и знакомство культур может просто привести к стремительному вымиранию одной из них. Существует достаточное количество примеров подобного развития событий.
Больше половины представителей колумбийского племени нукак погибли от респираторных заболеваний после знакомства с группой христианских миссионеров, желавших обратить их в свою веру. Дружелюбные индейцы охотно вступили в контакт, переселились поближе к цивилизации, после чего у них начались конфликты с облюбовавшими джунгли наркокартелями. В итоге колумбийское правительство было вынуждено переместить их в ближайший город, где они ведут полунищенское существование, спиваются и в чужеродных условиях забывают свою традиционную культуру.
Именно исходя из соображений защиты неконтактных племен, в большинстве случаев ученые ограничиваются удаленными исследованиями, насколько они бывают возможны. Их поселения осматривают издалека или с борта вертолета, пытаясь понять традиции и нравы на расстоянии. В некоторых же случаях сами такие народы агрессивно отстаивают свою изоляцию, и как раз обитатели Северного Сентинела являются самым известным среди антропологов и этнографов примером такого крайне замкнутого и враждебно настроенного сообщества.
Северный Сентинел является частью Андаманских островов. В архипелаге, расположенном между Индией, Индонезией и Мьянмой, их примерно двести штук. Это достаточно густонаселенный район мира, однако народы, в конце концов их заселившие, на протяжении длительного времени (специалисты говорят о трех десятках тысяч лет) развивались изолированно от остальной планеты. Европейцы же всерьез взялись за освоение архипелага и вовсе в конце 18-го века. Из-за стратегического расположения британцы разместили на Андаманах свою военно-морскую базу, ну а изолированность стала поводом создать здесь тюрьму довольно строгих нравов. Пенитенциарное учреждение работало на Андаманах вплоть до окончания Второй мировой, когда Соединенное королевство решило оставить Южную Азию, предоставив ее странам независимость.
К этому моменту европейцы, как это часто бывало, в процессе несения «бремени белого человека» успешно извели большую часть коренных андаманских народов. Произошло то, чего так опасаются сейчас специалисты, работающие с неконтактными племенами. Если в начале XX века на островах еще жило около 5000 аборигенов, то к настоящему моменту их число сократилось до нескольких сотен. Не считая сентинельцев.
Удивительно, что, при всей замкнутости сформировавшегося на Северном Сентинеле сообщества, именно этот остров не является каким-то богом забытым тупиком в сотнях километрах от ближайшей цивилизации. Во-первых, он достаточно крупный (площадь составляет около 60 квадратных километров). Во-вторых, хоть он и находится несколько в стороне от основной части архипелага, образующей достаточно плотный кластер, но все же это расстояние не является сколь-нибудь критическим. До большого острова Южный Андаман всего 36 километров, а в 50 километрах к западу расположена столица всей этой территории — город Порт-Блер со стотысячным населением.
Но британцам и сами Андаманы были малоинтересны, что уж говорить про один из сотен островков, к тому же окруженный коралловым рифом, без естественных бухт и мест возможной высадки.
В 1771 году с борта гидрографического судна Британской Ост-Индской компании Diligent наблюдатели зафиксировали на Северном Сентинеле множество огней. Спустя почти сто лет, в 1867-м, на местный коралловый риф напоролся индийский торговый корабль Nineveh. Его команда из 106 человек была вынуждена высадиться на берег. Отразив несколько попыток нападения сентинельцев, экипаж в конце концов был эвакуирован. В 1880 году первую попытку серьезного изучения острова предпринял Морис Портман, сотрудник андаманской колониальной администрации. Он провел на нем несколько дней, но нашел лишь брошенные поселения, обитатели которых, по всей видимости, попытались укрыться в джунглях. В конце концов Портман сумел захватить семью из шести человек, которых перевезли в Порт-Блер для дальнейших исследований. Случилось то, что и всегда. Взрослые быстро чем-то заразились и умерли, а оставшихся в живых детей британцы предпочли вернуть на родину с подарками. После еще нескольких безуспешных попыток установить контакт про Северный Сентинел все забыли на несколько десятилетий.
Лишь в 1967 году после долгого перерыва на острове высадилась группа индийских антропологов (к этому моменту Андаманский архипелаг стал частью Индии). Как и сто лет назад, сентинельцы предпочли уйти в джунгли, оставив пришельцам лишь свои брошенные хижины. О враждебности аборигенов современные исследователи узнали лишь во время той самой экспедиции National Geographic. Пока фотограф Сингх делал свои ставшие впоследствии знаменитыми снимки воинственных аборигенов, кинооператору журнала, параллельно снимавшему документальный фильм, в лодку прилетело копье, ранив чужака, после чего журналисты предпочли ретироваться.
Лишь в 1991 году индийским антропологам удалось впервые в истории установить с сентинельцами мирный и, главное, относительно близкий контакт. Они впервые приблизились к ученым без оружия и милостиво приняли дары, в основном состоявшие из кокосов. Экспедиции продолжались следующие три года, но особенного прогресса в отношениях двух культур не случилось. Обычно все заканчивалось тем, что антропологи оставляли на пляже, опоясывающем остров, свои подарки, а сентинельцы их забирали или оставляли. Логику их реакции на то или иное подношение понять было сложно. Например, они охотно приняли кокосовые орехи (но не догадались попытаться их выращивать). При этом подаренную им свинью они немедленно убили и закопали. Им нравился металл и красные пластиковые ведра, но зеленые ведра были категорически отвергнуты.
В середине 1990-х экспедиции на Северный Сентинел были прекращены. На это решение повлияла и стагнация в отношениях (островитяне принимали подарки — и все), и желание оградить племя от чужеродного влияния. Индийское правительство запретило любой несанкционированный доступ на остров, лишь крайне неохотно разрешая удаленные исследования в случае форс-мажорных обстоятельств. Например, после катастрофического землетрясения в Индийском океане в 2004 году возникло опасение, что сентинельцы полностью погибли. Однако, как оказалось, цунами не причинило особого вреда жителям острова, хотя из-за тектонических сдвигов тот поднялся на полтора-два метра. Даже разрушение прежних рыбных угодий аборигенов (из-за того, что риф оказался на поверхности, исчезли мелководные лагуны, где сентинельцы прежде ловили рыбу) не повлияло на их образ жизни. Они научились выходить на каноэ за пределы рифы и рыбачить в открытом море.
Что же сейчас известно о Северном Сентинеле и его обитателях из этих редких и во многом случайных контактов? Можно достоверно сказать, что островитяне по-прежнему живут в каменном веке. Их основными занятиями являются охота, рыбная ловля и собирательство. Выплавлять металл они не умеют, но обрабатывать его научились. Правда, наконечники для копий и другие орудия они делают из материала, подаренного пришельцами с «большой земли» или извлеченного из потерпевших кораблекрушение судов на рифе, что иногда случается и сейчас. Похоже, у них проблемы с добычей огня, однако сохранять его они научились. Живут сентинельцы одним или несколькими поселениями из навесов-хижин без пола и стен, но с крышей, крытой листьями. В качестве оружия используют копья и луки с тремя видами наконечников (для охоты, рыбной ловли и «предупредительные» тупые для отгона чужаков), есть также ножи. А вот одежды, за исключением набедренных поясов, практически нет.
Точно можно сказать, что пока неизвестно ученым: непонятна общая численность сентинельцев. Судя по оценкам размеров острова, он может поддержать относительно комфортное существование около сотни человек, но опять же данная оценка лишь условная, ведь точный состав фауны и флоры Северного Сентинела также неизвестен. Также совершенно непонятен и их язык, кроме того факта, что он существует. Во многом это племя, ведущее абсолютно независимый от остального мира образ жизни, остается загадкой.
Понятно и то, что островитяне вновь стали враждебны к внешнему миру. После периода относительно мирных контактов они снова перешли к очевидной агрессии, пытаясь закидать своими копьями даже вертолеты. В 2006 году они убили двух индийских рыбаков, случайно заплывших на Сентинел, и похоронили тела прямо на пляже. Ну а в ноябре 2018 года в ленты всех мировых СМИ попала история 26-летнего американца Джона Аллена Чау, который всерьез решил заняться миссионерской деятельностью среди сентинельцев. Судя по записям в его дневнике, молодой человек прекрасно осознавал все риски, которые нес. Он заранее сделал прививки и отсидел на Южном Андамане карантин, чтобы не заразить ничем сентинельцев, но те не оценили такой его заботы. Чау сделал два (естественно, нелегальных) визита на остров. В первый его попытались отогнать теми самыми стрелами с тупыми наконечниками. Предупреждение не помогло. Во время второго визита американец был убит. Рыбаки, привезшие его на остров, видели, как островитяне уволокли тело в лес, и после ни Чау, ни его труп никто не видел.
Естественно, обычные нормы морали и букву закона в данном случае никто применять не собирался. Наказание понесли лишь контрабандисты, в обход действующего эмбарго доставившие несчастного миссионера на Северный Сентинел.
Естественно, сентинельцы прекрасно знают о существовании инопланетной с их точки зрения цивилизации. Они видят прилетающие к острову вертолеты, проходящие мимо корабли. Они знакомились с чужаками-учеными, принимали их подарки. При физической возможности доплыть до соседнего острова они отказываются это делать. Более того, они активно противостоят и любым попыткам проникнуть на их родину. Почему уже столетиями, а может, и тысячелетиями они предпочитают изоляцию, ведь человек по своей сути существо крайне любопытное? Ответа на этот вопрос пока нет, а значит, наша планета так и остается не до конца познанной.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. dm@onliner.by