Самые жуткие места мира. Посмотрите на город, который буквально утопает в горах мусора

Источник: Валерий Волатович. Фото: flickr.com, pinterest.com, Wikimedia
18 декабря 2021 в 8:00

Индия, как принято было раньше говорить, страна контрастов. Редко в каком месте нашей планеты богатейшее историческое наследие и яркий этнический колорит так своеобразно, даже, может быть, неповторимо сочетаются со столь чудовищной человеческой неустроенностью. По крайней мере, в европейском понимании слова. Но даже на индийском фоне этот город выделяется. В мировом рейтинге качества воздуха он всегда среди лидеров. Находиться в нем попросту опасно для жизни, но при этом здесь постоянно как-то существуют около 2 миллионов человек. Среди мусорных гор и невыносимого запаха.

Рождение

Географическое расположение Газиабада стало одновременно его благословением и проклятьем. Аристократия увядающей империи Великих Моголов превратила городок, основанный лишь в 1740 году, в любимое место своего летнего отдыха. Сюда, на берега реки Хиндон, приезжали из соседнего Дели самые влиятельные люди могущественного некогда государства, и, возможно, из-за такой курортной репутации промышленные предприятия начали возникать здесь лишь после Второй мировой войны. Хотя, по сути, Газиабад был обречен задолго до ее окончания.

Уже во второй половине XIX столетия город превратился в важный железнодорожный узел, а благодаря близости блестящей столицы жемчужины Британской колониальной империи его будущее казалось определенно светлым. Как планета-гигант не может не оказывать гравитационного влияния на свои спутники, так и Газиабад не мог не почувствовать этого соседства с Дели. Вот только воздействие это порой бывает и катастрофическим.

Город-спутник

С разделением в 1947 году бывшей Британской Индии на два отдельных государства — преимущественно мусульманский Пакистан и в основном индуистскую и сикхскую собственно Индию — между частями прежде единой колонии началось и переселение народов. Дифференциация по конфессиональному признаку была сделана неспроста: различные народы, жившие на Индийском субконтиненте, за столько лет соседства устали друг от друга. Индусы, оказавшиеся после разграничения на территории Пакистана, предпочитали на всякий случай переезжать к братьям по вере, и наоборот. Как показали будущие индо-пакистанские войны, это было весьма мудрое решение.

Многие переселенцы из провинции Пенджаб выбрали для жизни именно Газиабад. Вместе с ними в городе стали возникать и первые промышленные предприятия. Это было неизбежно, ведь населенный пункт располагал тремя важнейшими преимуществами: железными дорогами, близостью к Дели и дешевой рабочей силой. Ну а то, что случилось дальше, стало лишь следствием особенностей индийского развития после получения независимости.

Превращение в клоаку

Всего за 70 лет население Индии выросло в 3,5 раза. Если во второй половине 1940-х, когда в Газиабад стали приезжать мигранты, в стране жило около 350 миллионов человек, то сейчас эта цифра приближается к колоссальным 1,4 миллиарда. В деревне такому количеству людей прожить было просто невозможно (периодический массовый голод с количеством жертв, исчислявшимся миллионами, случался еще при британской власти), поэтому в Индии началась стремительная урбанизация. Газиабад исключением не стал. Более того, из-за соседства со столицей он рос опережающими темпами, став не просто городом-спутником: он фактически сросся с Дели в единый организм, разделенный лишь рекой — тем самым упоминавшимся выше Хиндоном.

При этом Газиабаду была отведена роль промышленной окраины с металлургическими, текстильными, электронными производствами, среди которых нашлось место и сотням тысяч работников этих предприятий. Развитие обычной городской инфраструктуры, которая нами воспринимается как данность (например, обустройство водопровода и канализации), никак не успевало за ростом населения. Даже сейчас, после ряда чрезвычайных мер, лишь 36% местных домохозяйств имеют доступ к чистой воде, а к канализации подключено и того меньше (только 30%). Помимо человеческих отходов немало ядовитых стоков генерируют и многочисленные промышленные предприятия, зачастую использующие довольно устаревшие, а иногда и просто вредные технологии. Но главным бичом Газиабада стал мусор.

Failed City

Фактически городская власть не сумела (или не захотела) организовать в Газиабаде сколь-нибудь эффективную систему сбора, переработки и утилизации бытовых и прочих отходов. Вместо этого в разных районах были устроены мини-свалки, куда местные жители в лучшем случае выносили свой мусор. Здесь же в поисках чего-то ценного рылись люди, лишенные иного источника существования, здесь же проводили свой досуг дети, здесь же кормился скот, к которому в Индии особое, философское отношение. Все заботы муниципалитета сводились к тому, чтобы периодически эти мини-свалки опустошать и вывозить отходы на несколько макросвалок, где все вышеперечисленное повторялось в укрупненном масштабе.

В конечном счете Газиабад стал похож на одну огромную свалку, на которой по какой-то абсурдной причине выросли жилые многоэтажки и поселились люди. Мусорная пустыня, мусорные горные гряды, мусорные моря и мусорные реки создавали здесь сюрреалистическую картину со своеобразным ароматом, многократно усиливавшимся в сезон дождей из-за начинающегося гниения отходов.

Что будет дальше

По совокупности всех факторов (а среди них и ставшая ядовитой курортная река Хиндон, и делийский смог, который часто сдувает как раз на Газиабад) несчастный город часто занимает первое место в мировом индексе качества воздуха. То есть ту токсичную субстанцию, которой вынуждены дышать жители этого уже двухмиллионника, воздухом назвать сложно. А это имеет прямое отношение к количеству респираторных и сопутствующих заболеваний и в итоге — к увеличению смертности.

В последнее время городские власти пытаются предпринять шаги к исправлению хотя бы ситуации с отходами. В 2021 году запланирован пуск сразу трех мусороперерабатывающих заводов. При этом предполагается, что работу на них получат те жители, для которых сейчас свалки являются способом заработка. Прежние же полигоны планируется рекультивировать, избавив тем самым жителей Газиабада от их миазмов. Но как все получится в итоге, насколько эффективной окажется придуманная схема, спрогнозировать пока сложно. Слишком часто благие намерения, особенно в странах с такой приверженностью традициям, заканчиваются ничем.


Читайте также:


Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by