«Не платила аренду и „коммуналку“, давила на жалость». Сдали квартиру бизнесвумен, а она оказалась вся в долгах

Автор: Анастасия Данилович. Фото: герои материала
13 декабря 2021 в 8:00

На Onlíner вышел уже не один десяток статей, в которых квартиросъемщики и собственники этих самых квартир жалуются друг на друга. История, которую мы расскажем, куда сложнее и не ограничивается лишь долгами по аренде и «коммуналке» и испорченным ремонтом в новеньком жилье. Тогда о чем же она? О презентабельной на вид бизнесвумен, которая оказалась должна больше $40 000 людям, поверившим в ее чудо-способности по организации тренингов, коучингов и других подобных мероприятий. Вернуть свои кровно заработанные они не могут: в августе женщина эмигрировала в Польшу. Позже в своем Instagram она объявила, что денег у нее нет даже на покупку куртки для собственной дочери. Так что ждать «кредиторы» могут сколько угодно. Onlíner попытался разобраться в этом непростом конфликте.

Сразу оговоримся: в распоряжении редакции есть ряд документов, подтверждающих слова всех наших собеседников. Но опубликовать мы можем лишь некоторые из них.

Новая квартира испорчена, а денег нет

— Квартира, о которой пойдет речь, принадлежит моему брату. В данный момент он живет и работает за границей. Я сдавала ее по доверенности, — вводит в курс дела Светлана. — Жилье четырехкомнатное, с современным качественным ремонтом. На тот момент было абсолютно новым.

Стоимость аренды нельзя было назвать космической — $500 в месяц. В Минске столько могут стоить двушки и даже однушки. Конечно, они сметаются с рынка недвижимости куда охотнее, но и на этот объект свой квартиросъемщик нашелся.

— Приехала презентабельная на вид женщина, представилась Натальей. Вела себя вежливо и не вызывала никаких подозрений. После встречи я нашла ее страницы в соцсетях и узнала, что она организовывает в Минске выступления различных спикеров… В общем, производила впечатление успешной бизнес-леди. Планировала жить вместе с двумя дочерьми. Так как внутри из мебели была только кухня со встроенной техникой и барными стульями, разрешили перевезти с собой еще и животных — котика и маленькую собачку. Условились, что оплачивать каждый следующий месяц она будет заблаговременно, до первого числа. Плюс исправно будет переводить брату деньги за «коммуналку».

Обсудив все детали, женщины подписали договор найма на два года (до 31 мая 2022-го), а также договор залога на $500. По условиям этого документа, владельцы помещения могли не возвращать Наталье эту сумму, если та съедет раньше оговоренного срока — так собственники пытались застраховать себя от «залетных гастролеров», часто меняющих место жительства. Залог был нужен еще и на случай, если после выселения понадобится уборка, устранение каких-то неисправностей или даже ремонт.

— Когда мы сдавали квартиру, она была в отличном состоянии. Это подтверждает и акт приема-передачи: ни о каких дефектах, кроме неправильно открывающейся дверцы кухонного шкафчика, в нем не сказано.


После того как все юридические вопросы были улажены, бизнесвумен и ее дети переехали в четырешку. Первые шесть месяцев никаких проблем не возникало, а вот с ноября 2020-го начались задержки по арендной плате и «коммуналке». Поначалу они не превышали недели, потом увеличились до месяца.

— Наталья давила на жалость болезнью детей, то и дело возникающими финансовыми трудностями, постоянной занятостью на работе. Мой брат старался войти в ее положение: разрешил перечислять ему деньги на две недели позже указанного в договоре времени. Но у него тоже были свои расходы, и ждать целую вечность он не мог.

В апреле 2021-го ситуация ухудшилась: владелец чуть ли не с боем выбивал положенную ему сумму. Пришлось даже включить «злого полицейского» и напомнить о штрафных санкциях: за каждый день просрочки арендатор должна была еще 0,3% от тех самых $500. В ответ хозяин слышал очередные обещания, в том числе съехать уже в мае. Потом в июне, июле, августе… При этом с выплатами женщина по-прежнему затягивала.

— В июле я решила лично приехать и предупредить Наталью: если она в течение пары дней не вернет долги, мы обратимся в суд. На тот момент она не погасила аренду за два месяца и «коммуналку» — за три. За последний месяц она и вовсе отказывалась платить, считая, что эту сумму должен покрывать залог, хотя в договоре прописаны совершенно иные условия.

По словам Светланы, до этого она не проверяла состояние жилья: почти 15 лет она сдает еще и однушку, и ни разу с квартирантами проблем не возникало. Поэтому женщина немного расслабилась. Как оказалось, зря.

— Я увидела, что кухня в ужасном состоянии: абсолютно все было заляпано жиром, а из духовки, микроволновки и холодильника исходил неприятный запах. На мои замечания Наталья ответила, что не обязана убирать квартиру, поскольку и так отдает за нее большие деньги. Я в очередной раз попросила ее перечитать документы. Кроме того, напомнила о необходимости отремонтировать до отъезда стену, на которую она повесила фотографии.

В итоге бизнес-леди возместила только часть долгов. Чтобы взыскать оставшиеся средства, Светлана все-таки подала в суд. А Наталья тем временем неожиданно исчезла, перестав отвечать на сообщения и звонки. Хотя женщины договаривались, что, как только квартирантка вывезет все свои вещи, они вместе осмотрят помещения, подпишут акт приема-передачи, официально расторгнут договор и Наталья вернет ключи. К слову, на эту встречу арендатор зачем-то обещала пригласить адвоката.

— Из Instagram я узнала, что она уже в Польше. Ключи от квартиры я нашла в почтовом ящике. Зашла внутрь и поняла, что уборку и ремонт никто не делал. Более того, я нашла еще больше повреждений. Все стены нужно было чистить, грунтовать и перекрашивать, одна из них вообще вся в шурупах. У двери вырван наличник: судя по всему, кто-то пытался посадить его на клей, но у него ничего не вышло. Один шкафчик на кухне прожжен — возможно, рядом стояла горящая свеча. Другой просто поврежден. Столешница тоже. Барные стулья сломаны и поцарапаны.

Светлана вызвала независимых экспертов, которые оценили ущерб почти в 4500 рублей. После этого она переписала исковое заявление, в котором попросила расторгнуть договор найма и взыскать уже 12 900 рублей. В эту сумму, помимо невыплаченной за два месяца аренды и «коммуналки», вошла пеня, транспортные расходы, а также траты на уборку и оценщиков, материальный и моральный ущерб, упущенная прибыль.

На заседание ни Наталья, ни ее адвокат не явились. Суд в итоге вынес решение в пользу истца. Правда, своих денег он ждет уже три месяца, возвращать их женщина не спешит. Да и судебному исполнителю добраться до нее в Польше не так-то просто.

Пострадавший бизнес и серьезные долги

Как оказалось, Светлана и ее брат не единственные, у кого есть претензии к эмигрировавшей белоруске.

— Я много лет устраиваю в Минске концерты классической музыки. И как-то записалась к Наталье на курс по организации мероприятий (она привозила к нам с выступлениями Ирину Хакамаду, Михаила Лабковского), где мы и познакомились. И вот в середине апреля она попросила у меня деньги на то, чтобы провести бизнес-тренинг Радислава Гандапаса. Жаловалась, что из-за коронавируса с мероприятиями сейчас трудно. Я как коллега поняла ее и решила поддержать, — рассказывает Анна.

Сначала они заключили у нотариуса договор займа на сумму $3600, а уже через неделю новая знакомая взяла в долг еще $2400, на этот раз оформив расписку. По обоим документам вернуть средства она обязалась до 1 июня, однако этого не произошло.

— Наталья дважды переносила тренинг. В итоге он должен был состояться 17 июля. Деньги она обещала вернуть мне уже после. Но за пять дней до ивента Наталья просто его отменила. И узнала я об этом не от нее, а от билетного оператора. Я сразу же ей позвонила. Она сказала, что билеты продавались плохо, поэтому пришлось все свернуть. А еще пообещала, что отдаст долг, как только получит назад от Гандапаса выплаченный ему гонорар.

Шли недели, а денег все не было. Причем ждала их не только Анна, но и зрители, купившие билеты на мастер-класс. А Наталья в это время в своем Instagram (в настоящий момент профиль заблокирован. — Прим. Onlíner) обвиняла во всех бедах приглашенную звезду: мол, вернул бы он гонорар, и проблем бы не возникло.

— По договору она должна была выплатить Радиславу 1 500 000 российских рублей (около $20 500) еще до выступления. Была устная договоренность, что это будут личные средства, а не вырученные с продажи билетов. В итоге она перевела только 400 000 рублей. А потом сообщила, что тренинг лучше отменить из-за плохих продаж, и попросила вернуть деньги. Но в договоре четко прописано, что в случае отмены мероприятия самим заказчиком Радислав вправе удерживать 50% гонорара. Так что это Наталья должна ему еще 350 000 рублей, а не наоборот. Но мой клиент не требует этих денег, он просто хочет, чтобы она не порочила его честь, — пояснил нам адвокат Гандапаса Егор Редин.

Что до Анны, то ей удалось вернуть лишь часть своих средств — $3600.

— Остальное она отдавать отказалась. Мне пришлось идти в суд, который вынес заочное решение в мою пользу.

Денег, естественно, как не было, так и нет. Должница на связь не выходит.

«Из $38 000 вернула только $1000»

Еще одна пострадавшая — Анастасия, владелица онлайн-бизнеса и инвестор. Ситуация у нее и того хуже: она одолжила Наталье $38 000.

— Знаю ее давно, уже лет семь. Изучали вместе ведическую культуру. Кроме того, я работала вместе с ее бывшим мужем. Отношения были приятельские и с течением времени даже переросли в дружбу, — вспоминает женщина. — В 2018 году Наташа решила развивать свой бизнес по организации мероприятий и подписала контракт с Ириной Хакамадой. После этого обратилась ко мне с просьбой дать денег на предоплату, бронирование зала. Кажется, $7000. Обещала вернуть их вместе с процентами.

По словам Анастасии, тренинг прошел успешно, и ее подруга на нем хорошо заработала. Тут же построила планы на следующие ивенты (составила список спикеров и т. д.) и предложила нашей собеседнице оставить деньги в обороте. Та согласилась, а после вкладывалась еще и еще. Так и набежала кругленькая сумма — $38 000. Вернуть всё Наталья обещала в начале 2020 года — это подтверждают расписки. Однако этим планам помешал ковид: тренинги стали отменяться один за другим.

— Я относилась с пониманием: все-таки этот бизнес очень сильно пострадал от коронавируса. Поэтому не торопила. Потом у Наташи умерла мама, я, естественно, вошла в положение и ни на чем не настаивала. Она говорила, что будет отдавать долг небольшими частями до июля 2021 года, а когда вступит в наследство, вернет оставшееся. Мы дистанционно подписали договор займа (на тот момент я уже жила во Франции). Тем не менее за все это время я получила только $1000. Когда Наташа вступила в наследство, оказалось, что ей вместе с братом достались доли в частном доме, где живет их отец. И чтобы продать этот дом, нужно сначала купить родственнику квартиру. В тот момент я поняла, что рассчитывать мне не на что.

Вскоре заемщица перестала выходить на связь. Анастасия попыталась обратиться в один из районных судов Минска, но в рассмотрении дела ей отказали. Нужно приезжать в Беларусь и подавать заявление по месту регистрации ответчика, т. е. в Пинске.

Если вы думаете, что это все, рискнем вас расстроить. Нам известно еще о десятке людей, имеющих претензии к героине этой статьи. И все они готовятся к подаче коллективного заявления в прокуратуру.

А что ответит другая сторона?

Onlíner попытался связаться с Натальей, чтобы узнать ее видение ситуации. К сожалению, известные нам телефонные номера были отключены, а сообщения в мессенджерах так и не были прочитаны. Мы также отправили официальный запрос на ее электронную почту, но ответа пока не получили. Если Наталья все-таки захочет выйти на связь, мы всегда готовы опубликовать ее точку зрения и дополнить статью. Просим связаться с нами, написав на daa@onliner.by.

Ну а если эта история показалась вам очень знакомой, тоже напишите нам. Мы свяжем вас с другими пострадавшими.


искусственная сосна, ПВХ, 1.8 м, цвет зеленый, шишки
искусственная ель, литая, 0.9 м, цвет зеленый

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by