Полтора года назад Onlíner рассказал об одном удивительном месте, расположенном совсем недалеко от Минска. Крутые обрывы, перекидные мостики, прекрасная природа — все эти красоты вобрала в себя Ислочь. Однако по истечении времени одна из шикарных полян для отдыха может исчезнуть. И виноваты в этом не люди, как можно было бы подумать, а бобры. Минчане Артем и Катя, часто бывающие за городом, заметили, что грызуны нацелились на местные дубы. И, похоже, не отстанут, пока не повалят все.
— Мы с друзьями уже несколько лет любим отдыхать в одном прекрасном месте в 40 километрах от Минска, — рассказывает Катя. — Уникальность этой точки заключается в том, что на большой поляне растут вековые дубы и все это украшает река Ислочь.
Однако с недавних пор заметили, что огромные здоровые деревья начали подвергаться «нападкам» бобров. Они обрабатывают деревня с большой скоростью: еще летом ничего такого не было, а вот уже два дуба подточены, как карандаши, еще с двух содрана кора, причем на приличной высоте. Пострадали и другие деревья.
Нам просто жалко, что вековые дубы могут исчезнуть — просто так, как будто их и не было. Конечно, мы начали бить тревогу. Для начала позвонили в Воложинский лесхоз, но там мне сказали, что хоть и в курсе этой ситуации, но ничего страшного не видят, мол, естественный процесс. Но я этого не понимаю: погибают дубы, ценная порода! Надо же следить за численностью бобров или попытаться защитить деревья.
Это же зона отдыха. Вы сами недавно там установили беседки-скамейки, свои таблички разместили, а на дубы все равно, получается?
Не удовлетворившись ответом воложинских специалистов, девушка позвонила еще и в Минприроды. Говорит, там ей ответили, что лесхоз должен дать охотничьему хозяйству установку заняться регулированием численности популяции.
Чтобы хоть как-то притормозить атаку бобров на дубы, минчане купили в строймагазине сетку-рабицу, медный купорос и краску на основе олифы.
— Мы уже обернули и обработали несколько деревьев. Было бы очень здорово, чтобы к нам присоединился кто-то еще: место популярное — наверняка не только нам будет жалко потерять его особенность.
Как видно по фото, два дерева действительно серьезно пострадали. Скорее всего, они уже не восстановятся и через некоторое время засохнут. Но что по этому поводу думают в Воложинском лесничестве?
— Вообще, это естественный процесс: бобры грызут сейчас, грызли и раньше — это их образ жизни. Только в нашем районе где-то тысяча особей этого грызуна. Представьте, сколько за год они стачивают деревьев, — говорит главный лесничий Сергей Барановский. — Никаких обязательств по охране деревьев в законодательстве нет. Я знаю другие места, где деревьев испорчено гораздо больше.
Я со своей стороны уже позвонил директору Белорусского общества охотников и рыболовов, чтобы была проведена охота, бобра изъяли.
Больше я ничего не могу сделать. А с другой стороны, сейчас же начнутся жалобы, что бобры тоже имеют право на жизнь и надо их оставить в покое. Каждый ратует за что-то свое.
Главный лесничий подтверждает, что дерево, в котором по кругу обглодана кора, уже не жилец. Так что минус два дуба в этом месте — уже точно. Относительно судьбы потенциально поваленных стволов специалист говорит, что, вероятнее всего, они останутся лежать на месте, увозить их никуда не будут. Это тоже элемент природы — спиленный бобром и упавший ствол.
— Вообще, я не возражаю, чтобы люди пришли и сами огородили сеткой деревья, если хотят помочь этим дубам.
Рассказать про бобров и их образ жизни мы попросили специалиста «Аховы птушак Бацькаўшчыны» по природоохранным вопросам Максима Немчинова.
— Бобер — это самый крупный грызун в европейской фауне, — уточняет он. — Еще в 80-х годах прошлого века это был охраняемый государством вид животного: мех бобра высоко ценился, поэтому обычный охотник не мог получить законного разрешения на его добычу. Только промышленная заготовка артелями. Но эпоха синтетических материалов внесла свои коррективы.
Бобр стал не так нужен: у меха появилась альтернатива, мясо в обиход не вошло, целительные свойства бобровой струи тоже под большим вопросом.
В какой-то момент даже возникла проблема с перенаселенностью бобра. Тогда экстренно взялись за его «прореживание».
Максим отмечает, что нынешнее господство бобра на белорусских территориях связано не только с тем, что зверь не востребован у охотников, но и с тем, что волков — хищников, которые могли бы контролировать популяцию, — крайне мало. На всю страну около двух тысяч особей. (Как помните, только в Воложинском лесхозе бобров около тысячи.) Рысей еще меньше.
— Бобра действительно стало много. И с позиции человека местами он начинает вредить: если естественной глубины рек и каналов ему не хватает, то грызун их запруживает, подтапливая участки леса. Надо понимать, что бобер ведет полуводный образ жизни: прячется под воду при опасности, там же готовит себе запасы на зиму, и поступает он так вовсе не из вредности! Такова его природа, — объясняет Максим Немчинов.
Бобер, готовящийся к потенциально суровой зиме, делает запасы. Валит деревья, чтобы добраться до молодых побегов с нежной корой (именно она является кормом). А испорченная древесина — просто побочка. При этом самые любимые породы грызуна — осина (это топ), за неимением лучшего зверь переключается на березу, ольху и различные виды ив.
Тогда почему страдают дубы на Ислочи? Они же невкусные. Все дело в том, что у бобра есть зубы!
— Передние зубы у него растут в течение всей жизни. Более того, они самозатачивающиеся, поэтому грызуну их надо постоянно стачивать, иначе они вырастут до таких размеров, что рот не закроется. Именно поэтому под зубы бобра попадают дубы и хвойные породы, растущие на берегах водоемов, где он бывает. В качестве пищи бобр их не использует, так как сосна смолистая, а в дубе дубильные вещества. Но поточить зубы — в самый раз. Важно понимать, что при сваливании дерева или заточке резцов бобр не ест и не пробует на вкус древесину и кору.
По фото я понимаю, что крупные дубы и ольхи явно подточены лишь для поддержания остроты резцов. Видно, что вокруг есть как минимум более пригодные для еды ивы.
Что касается борьбы с грызуном своими силами, то нет такого материала, который смог бы надежно и гарантированно остановить бобра. Сетка на стволе дерева вполне может отвадить бобра на некоторое время, заставив его переключиться на другие варианты, если, конечно, альтернатива есть. А вот протравка медным купоросом, олифой — это по части самоуспокоения, эстетики и поддержания состояния дерева, чтобы в «рану» не попадали вредители, не шло разрушение. Для бобра они не являются препятствием или проблемой, так как он либо точит зубы, либо пытается свалить дерево, чтобы добраться до тоненьких сучков с неогрубевшей корой и молодых веток, — предупреждает специалист по природоохранным вопросам.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро