Коронавирус в Беларуси протекал совершенно не так, как в других странах: полную самоизоляцию здесь мог позволить себе не каждый. Тем не менее хватало и у нас счастливчиков, которым не нужно было ездить в офис в другую часть города. Спальные районы стали центрами активности и передвижений горожан в большей степени, чем до начала пандемии. Как COVID-19 изменил отношение белорусов к окружающему городскому пространству (особенно рядом с домом), к виду из окна и к собственному жилищу — ответы ищем в исследовании Минской урбанистической платформы.
В онлайн-опросе поучаствовали 508 человек из 22 населенных пунктов Беларуси (большинство — из Минска). Возраст от 18 до 45 лет. Кроме того, урбанисты анализировали и данные из открытых источников: фото в Instagram, объявления на сайтах недвижимости и «Яндекс.Карты».
В основном впечатления от изоляции у людей не очень приятные. Долгое сидение в замкнутом пространстве вызывало у них чувство одиночества, тоски, усталости, депрессии и даже раздражения от шума соседей и «алкоголиков под окнами» — вплоть до ненависти.
Многие отмечали, что им стало не хватать воздуха и у них возникало желание выйти на улицу чаще, чем обычно. Приходилось гулять на балконе либо во дворе. Психологический дискомфорт усугубляло и ощущение «дня сурка», когда каждый день похож на предыдущий.
У кого-то, напротив, пребывание дома было связано с позитивным опытом. Дом перестал быть местом, куда человек возвращался просто чтобы поспать после рабочего дня. Он стал островком безопасности, уюта и даже радости. У некоторых опрошенных появилось желание и время, чтобы сделать свой дом более комфортным, наполненным индивидуальными деталями и «частичками души», чаще убираться и держать вещи в порядке. Кто-то посадил или пересадил цветы, кто-то решил завершить ремонт или вообще начать его, чтобы изменить надоевший интерьер.
Среди респондентов были и те, чье долгое нахождение дома стало катализатором для решения сменить съемное жилье либо вообще переехать в другой район города.
Люди замечали, что у них накопилось много лишних вещей, что им не хватает места для их хранения; их комнаты, кухни, балконы и коридоры оказались слишком малы, и хотелось бы их «расширить». Можно предположить, что при повторении периода самоизоляции возрастет спрос на жилье с бóльшим пространством и количеством комнат, где можно уединиться.
Во время самоизоляции люди стали уделять больше внимания не только обустройству жилья, но и окнам, подоконникам, балконам. Обустраивали их комнатными растениями, букетами цветов, фоторамками, игрушками, вазами, книгами и даже котами.
Естественно, белорусов начал волновать и вид из окна. Большинство респондентов отметили наличие зелени как наиболее желательную и ожидаемую составляющую пейзажа за окном.
А вот вид на большие дороги, стройки и другие подобные сооружения людей угнетает, а другие высокие дома рядом, закрывающие небо, вызывают клаустрофобию.
Некоторые указали, что уродливый вид из окна — это одна из причин, почему они хотели бы сменить нынешнее место проживания на лучшее.
Из постов в Instagram урбанисты увидели, что люди находят новые центры притяжения: тропинки, спортивные площадки, другие красивые места в городе для прогулок и смены обстановки. Часто эти места расположены рядом с домом. Многие готовятся к тому, что летом не поедут на отдых на море, как обычно, и заново открывают для себя Беларусь. Нашлись и те, в чью жизнь смена рабочего места на домашний офис привнесла разнообразие: в обеденный перерыв они стали кататься на велосипеде.
Пандемия и замедление рынка аренды жилья, о которой писали аналитики, не помешали белорусам продолжать искать и сдавать квартиры и комнаты. В конце апреля цены в объявлениях на рынке недвижимости оставались на том же уровне, а количество объявлений в день достигало 300 штук. Проанализировав 100 объявлений об аренде в июне, исследователи увидели, что в трети из них были фото вида из окна или балкона, благоустройства во дворе. Они предполагают, что пандемия повлияла и на то, как стал выглядеть рынок недвижимости в объявлениях. Вид из окна теперь осознается как значительная и ранее недооцененная характеристика жилья.
В качестве наиболее важных критериев при выборе жилья респонденты чаще всего выбирали стоимость (81%), удобное транспортное сообщение (81%), лес/парк/сквер поблизости (65%) и вид из окна (58%), планировку (51%).
Также опрошенные писали, что при покупке квартиры старались найти жилье по карману и большей площади, поэтому другие критерии отходили на второй план. Но после покупки их требования изменились: появилось желание иметь и сквер поблизости, и красивый вид из окна, и «адекватных соседей», и велодорожки, не занятые авто и не огороженные заборами.
Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь