Спецпроект

«Мертвые не платят аренду». Что ждет столичные торговые центры в результате кризиса

Автор: Дмитрий Мелеховец. Фото: Максим Тарналицкий
15 мая 2020 в 8:00

Последствия «коронакризиса» коснутся каждого, и спорить с этим сегодня не решаются даже самые отчаянные. Опытные бизнесмены говорят, что в скором времени торговые центры здорово поредеют, и масштаб трагедии зависит лишь от умения договариваться, уступать и объективно оценивать ситуацию — а с этим, увы, проблемы. Поговорили со столичными бизнесменами о сложных и хрупких отношениях с арендаторами, поисках компромиссов и будущем, которое наступит не для всех. Рассказываем о ситуации в бизнес-среде вместе с сервисом обмена документами с электронной цифровой подписью Podpis.by.

О ситуации в целом 

Этот сценарий уже написан, а фильм по нему вот-вот доснимут. Роллеты на дверях хорошо известных вам магазинов опущены, любимые бренды исчезли, окна заколочены старыми досками. Пустота, тоска, одиночество. По грязному кафелю перекатываются опавшие осенние листочки (неважно, откуда они здесь — это же просто кино!) и стопорятся о грязный ботинок когда-то успешного бизнесмена, сидящего с протянутой рукой у закрытого магазина.

Согласны, сценарий сырой и слабый, но довольно реалистичный (не считая листочков). Во всяком случае, такой прогноз составляют понимающие в этих делах люди. И даже арендодатели не особенно спорят.

По словам представителей нескольких «сетевиков», которые выскажутся ниже, ряд крупнейших минских торговых центров так и не предоставил арендаторам достойных скидок, которые помогли бы комфортно работать в это непростое время. Часть магазинов уже закрылась, еще часть — в раздумьях. Некоторые владельцы площадей все же решили пойти на уступки и предложили бизнесменам подписать допсоглашения, дающие временные преференции.

— Это не доброта, а дальновидность. Дать скидки в конце концов придется всем, это вопрос времени. Но можно и не успеть. Сейчас задача каждого арендодателя — не допустить закрытия магазинов. Если роллеты начнут опускаться, все станет намного хуже и для посетителей, и для арендодателей, и для нас, — признается владелец Green City и соучредитель «Технобанка» Игорь Курач.

Green City: «Мы придумали честную формулу, поэтому у нас не закрылся ни один магазин» 

Заместитель директора Green City Александр Курач показывает любопытные графики, составленные накануне. На них зафиксирована посещаемость торгового центра за последние два с половиной года.

— Тут хорошо видно, как у нас увеличивалась посещаемость. Мы очень бодро начали 2020-й, а потом случился резкий спад. В последние две недели, конечно, чуть получше (вот это плато на графике), но в целом ситуация всем понятна, и мы не можем закрывать глаза на происходящее. Мы должны реагировать, — говорит замдиректора.

Мы поднимаемся на второй этаж. Здесь многолюдно: на довольно большой площади нет (или почти нет) закрытых магазинов. Учредитель Игорь Курач объясняет:

— Мы придумали честную формулу, поэтому у нас не закрылся ни один магазин. Мы временно привязали арендную ставку к выручке. То есть если у человека выручка упала на 80%, то на 80% упала и аренда. Мы ввели это с 1 мая.

Дополнительные соглашения пока заключили на три месяца, потом будем продлевать помесячно, если ситуация не наладится. Каждый договор рассматривается отдельно, потому что у кого-то выручка упала на 90%, а у некоторых вообще возросла (речь идет, например, о продаже алкоголя, аптеках, ремонтных мастерских. — Прим. Onliner). Когда арендаторов много, ситуация плавающая.


Собеседник говорит, что сейчас главная задача любого торгового центра — не объем выручки, а наполненность товаром: закрытые магазины потянут на дно всех остальных.

— Если покупатель пришел и увидел закрытые или пустые витрины — это хуже не придумаешь. Лучше пускай они стоят бесплатно, чем закрываются, — считает Игорь Курач. — У нас, кстати, есть такие примеры, когда люди только за «коммуналку» стоят. Это вынужденная мера. 

Покупатель не должен чувствовать, что в жизни что-то пошло не так. Он должен приходить в торговый центр и чувствовать, что все хорошо.

Учредитель «Букваешки»: «Мы пытаемся договориться, но руководство Dana Mall даже встречаться не хочет» 

Эта сеть детских книжных магазинов есть во всех уголках Минска. Соучредитель компании Дарья Резько говорит, что сегодня арендаторы разделились на два лагеря и побеждающих пока нет:

— У нас, например, есть магазин на третьем этаже Dana Mall. Там закрылся кинотеатр, фуд-корт пустой, посещаемость никакая. В итоге оборот у нас уменьшился в три-четыре раза. Руководство скинуло нам 20%, и это вообще не спасает ситуацию: у нас аренда равна выручке. То есть работаем в минус.

Пока работаем, потому что он был одним из наших лучших магазинов и нам не хочется его терять. Многие арендаторы уже планируют оттуда уходить, но у всех очень жесткие договоры: уйти можно только через полгода. Мы пытаемся договориться, но руководство даже встречаться не хочет — отправляет нас к менеджерам. 


Дарья говорит, что безобразно себя повел гомельский арендодатель, который без предупреждения снял деньги за два месяца. В других торговых центрах ситуация получше: на днях дал скидку «Титан», помогают сводить концы с концами «Замок», Green City, «Раковский кирмаш», Palazzo.

Dana Mall: «Абсолютное большинство наших арендаторов удовлетворены условиями»

После критики арендаторов мы направили в компанию ряд вопросов с просьбой прокомментировать ситуацию. Представители торгово-развлекательного центра постарались ответить на претензии своих коллег.

— Безусловно, в сложной ситуации падения покупательского спроса руководство ТРЦ Dana Mall делает все возможное, чтобы помочь арендаторам сохранить бизнес и не закрывать свои магазины. Все вопросы с ними решаются в индивидуальном порядке в зависимости от реального трафика, исходя из выручки и других факторов. Условия заключения договоров с каждым из наших арендаторов являются коммерческой тайной.

Понятно, что в первую очередь мы предлагаем меры поддержки нашим старым, наиболее лояльным арендаторам. Несмотря на то, что на некоторые помещения у нас и сейчас сохраняется очередь потенциальных арендаторов.

Надеемся также, что предпринимателям, работающим в сфере розничной торговли, наряду с арендодателями на принципах солидарности могли бы помочь банки и поставщики товаров.

В этой ситуации трудно ожидать, чтобы все были довольны принимаемыми мерами, но абсолютное большинство наших арендаторов удовлетворены условиями нашего взаимовыгодного сотрудничества. Даже во времена пандемии ТРЦ Dana Mall остается самым посещаемым торговым центром в городе. 

В ТРЦ Dana Mall предприняты все необходимые меры антивирусной безопасности, и в последнее время трафик покупателей начал расти. В этом мы видим приметы скорого выхода из кризиса покупательского спроса, — прокомментировали в компании.

Ресторатор Константин Хрусталев: «Мы только в солидарности можем вылезти из этой ямы»

Этажом ниже работает большой и узнаваемый ресторан сети Terra Pizza, открывшийся чуть больше двух лет назад. Владелец и соучредитель заведения Константин Хрусталев говорит, что сегодня у него получилось договориться практически со всеми арендодателями, на уступки не идет только государство.

— Как дела, Константин? 

— Лучше всех, но только потому, что у других не очень. А если серьезно, то с середины марта резкое падение, а с 1 апреля плавный рост, как ни странно. На прошлой неделе я удивился: вокруг меня в «Литвинах» уже было занято семь столов. Но средний чек очень упал, потому что народ боится тратить. Урезав все расходы, делаем ставку на недорогие блюда, но...

Нам лично повезло с арендодателями. Да, в апреле никаких скидок не было, и нам приходилось сокращать сотрудников, уменьшать зарплаты и так далее, но теперь будет легче. 


— Кто из ваших партнеров отказывается идти на уступки? 

— Частники нам скинули от 50 до 100%. А вот государство, и в частности торговый дом «Восточный», до сих пор думают над тем, чтобы скинуть цену на 30%, но без отсрочки. 

Идти на уступки — это мудрые шаги, поскольку мы только в солидарности можем вылезти из этой ямы. Я, конечно, могу говорить про честь и совесть, но тут дело в адекватности и дальновидности. Я понимаю, что арендодателям тоже нужно выживать, что им тяжело и необходимо искать баланс между «скинуть все» и «не скинуть ни рубля». Но всем нам нужно думать наперед.


Учредитель Salateira: «Массово заведения начнут закрываться летом» 

Еще один ресторатор, учредитель сети ресторанов Salateira, убежден, что этот кризис принесет много жертв: закрываться бизнес начнет этим летом, а уже в сентябре — октябре мы сможем увидеть реальную картину.

— Одни торговые центры предлагают условия, которые позволяют продолжать работу даже в сложившейся ситуации, другие стоят на своем, и разговаривать с ними тяжело, — отмечает собеседник. — Мы до сих пор не можем договориться с Dana Mall, но пока не закрываемся: я надеюсь, что здравый смысл все же возобладает. Как дальше будет — не знаю: исходя из ситуации, в мае будем принимать решения.

Еще у нас есть заведения в Galleria Minsk и Palazzo. Они предложили нам неплохие условия, потому что в хорошие времена мы составляли серьезную конкуренцию фастфуду и хорошо себя чувствовали. Заведение в DiaMond City мы пока решили закрыть, чтобы сократить расходы, но народ и туда возвращается — устали люди дома сидеть.

Директор Mark Formelle: «Мы начали волну закрытий»

Последние два с половиной месяца руководство Mark Formelle ведет переговоры с арендодателями и пытается найти общий язык с коллегами, которые не всегда бывают сговорчивыми.

— Условия заставляют некоторых арендодателей не идти на компромиссы: у них кредитные соглашения, бизнес-планы, условия. Причин может быть много, но мы их не знаем и видим только результат. Многие торговые центры весьма корректны, а некоторые говорят: «Мы ничего не знаем, нет никакого кризиса». Таких немного — буквально 3—4 на сотню, но они есть. Еще 10—15 арендодателей осуществляют имитацию скидок, которые несильно помогают выжить, — утверждает Андрей Сериков.

По его словам, продажи компании упали примерно вдвое, в результате чего все магазины стали убыточными.

— Маржи не хватает, чтобы покрыть издержки. Единственный выход — переходить на процент от продаж. Это достаточно честное решение, потому что в случае роста продаж растет и арендная ставка: эта схема работает в обе стороны. 

Наш собеседник говорит, что на данный момент Mark Formelle закрыл три магазина. Вероятно, будут закрываться и другие:

— В марте были высокие убытки, в апреле еще сильнее. Пока закрываем три магазина, но их, вероятно, будет больше: мы только начали эту волну.

Арендодателям нужно понимать, что мертвые аренду не платят. Мы сделали некоторым торговым центрам последнее китайское и ждем. Надеемся, «Титаник» не утонет.

Директор Fashion House: «Закрытие магазинов приведет к череде банкротств»

Fashion House — один из крупнейших фешн-ретейлеров Беларуси. Ему принадлежат давно знакомые всем бренды, такие как Mango, Boss, Women’secret, Gerry Weber и многие другие. Всего у компании около 30 магазинов в Минске, которые располагаются в различных торговых центрах. Операционный директор Алексей Абрамович попытался коротко рассказать о том, что происходит в сфере и к чему может привести кризис.

— У арендодателей непростая ситуация, я очень хорошо их понимаю, но давайте все же будем рассуждать с нашей позиции. В фешн-сегменте фиксируется снижение объемов реализации на 60—80%. Давайте представим, что арендодатели вообще не идут на уступки и говорят, мол, платите, нам на вас наплевать. Что в таком случае происходит в нашем сегменте? Наступает летний сезон, мы привозим новую коллекцию, потратив на нее все деньги. Продадим ли мы ее? Нет, не продадим. А как тогда купить зимнюю коллекцию? Никак. Банки вряд ли бросятся всех кредитовать.

В итоге к зимнему сезону значительная часть арендаторов оказывается не готова: прилавки пусты. И даже если будет спрос, предложить предприниматели ничего не смогут. Это ведет к гибели многих брендов, без сомнения. Возникает вакантность. Логика простая: кто перетерпит сейчас, будет испытывать большие сложности потом. 

Будут ли закрываться магазины? Будут. По факту мы имеем избыток площадей в нашем родном городе. 

И если произойдет увеличение вакантности даже в самых крупных торговых центрах вроде Green City и Dana Mall, стоимость аренды упадет. Ведь если рынок завален клубникой, цена на нее снижается.

Сейчас главная цель любого торгового центра — сохранить источник дохода, то есть магазины. Это позволит работать банкам, предпринимателям, арендодателям — всем. Иначе цепочка порвется и начнется череда банкротств.

А теперь давайте честно: мы, как самая крупная компания на рынке, заинтересованы в этих банкротствах? Да! У нас расчистится конкурентное поле, мы сможем заключать договоры аренды на своих условиях. Поэтому сегодня торговым центрам нужно этого не допустить.

Palazzo: «Мы несем убытки в связи с происходящим и делаем это осознанно»

Белорусские арендодатели пока ведут очень разную политику. Мы обратились в несколько торговых центров с предложением высказать свою позицию относительно происходящего. В Galleria Minsk отказались отвечать на наши вопросы. Директор по маркетингу ТРЦ Palazzo Екатерина Веряскина согласилась рассказать о принимаемых мерах, но без финансовых подробностей (это секрет):

— Мы понимаем, что ретейлеры испытывают недостаток покупателей и бизнес очень сильно просел. Мы применяем антикризисный подход как к существующим арендаторам, так и к новым: снижаем стоимость аренды, предлагаем бонусы, создаем более лояльные условия.


Конечно, мы несем убытки в связи с происходящим: на наших плечах оплата эксплуатационных расходов, налоги, кредиты, зарплаты и так далее. Мы все это понимаем и осознанно на все это идем, потому что сейчас важнее всего сохранить магазины. Наш собственник долгое время работал на Wall Street, а потому умеет вести бизнес по-партнерски. Этому многим стоит поучиться.


Podpis.by — бесплатный сервис обмена документами с электронной цифровой подписью для вашего бизнеса. Podpis.by позволяет в несколько простых шагов загрузить и отправить электронный документ, упрощая бумажный документооборот. Это удобно, безопасно и важно в формате удаленной работы.

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «ЮРСПЕКТР», УНП 101528828.

Покупай с оплатой онлайн по карте Visa и выигрывай iPhone каждую неделю

повязка, 1 слой, цвет: серый
Снят с продажи
Снят с продажи

Подписывайтесь на наши новости в Google News!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by