«Скоро пойду кассиром работать», — говорит владелица маникюрного островка в торговом центре, болтая с подружкой. Ситуация в индустрии красоты в целом описана одной фразой. Это и объяснимо: многие девушки сегодня дали возможность «отдохнуть» ногтям, ресницам и волосам, сидя на удаленке, чем очень расстроили своих мастеров. При этом арендная плата для большинства салонов осталась прежней, услуги подешевели, а закупку косметики и расходников никто не отменял. Onliner поинтересовался у студий красоты и барбершопов, как они справляются с «издержками» пандемии и выживут ли после.
Владелица студии Аделина говорит, что ее бизнес — это семейное дело и почти что ребенок, поэтому сдаваться она не собирается:
— У нас в студии запись уменьшилась на 60%. За две недели, начиная с конца марта, отменилось 80% записей. Мы оказались в сложной ситуации, но закрыли месяц и выполнили все обязательства перед поставщиками и арендодателем.
Все бы ничего, но некоторые поставщики, наоборот, решили поднять цены — доллар-то растет:
— Стоимость товаров они увеличили на сумму от 20 до 50%. Мы не ждем никаких уступок с их стороны и со стороны арендодателя, так как понимаем, что даже если нам предоставят отсрочки по платежам, в один прекрасный день нам нужно будет произвести все оплаты, и эта отсрочка может привести к кассовому разрыву.
Положительный момент для пользователей салонов — безопасность там теперь на первом месте, ведь никто не хочет рисковать жизнями:
— К работе допускаются мастера без симптомов простуды, температура тела измеряется перед началом работы и в конце. Все мастера используют перчатки, маски, респираторы, защитные экраны, шапочки (в зависимости от процедуры). В каждом кабинете для клиентов есть антисептики. После каждого клиента мы проводим полную обработку кабинета. Для этого мы увеличили время между записями.
Чай, кофе, воду подаем в одноразовых стаканчиках, 20% от бюджета студии тратится на пополнение всех одноразовых материалов, дезинфекторов и антисептиков.
Что мы еще изменили? Максимально снизили стоимость услуг. При записи на две услуги и более в один день мы бесплатно предоставляем водителя, который забирает клиентов из дома и затем отвозит обратно.
И самое главное: мы создали в «АМстудии» арт-пространство. Я творческий человек, люблю рисовать. Сейчас вдохновлена знакомством с необычайно талантливым скульптором Александрой (Alexandra Luminor Art). Я решила показать нашим гостям ее работы. Отныне в студии мы ежемесячно будем проводить выставки работ разных творческих людей. Также каждое воскресенье с 10 до 12 утра мы устраиваем «акварельное утро» — мастер-классы по рисованию акварелью.
Стоит отметить, что изменились не только салоны, но и люди:
— После определенного периода самоизоляции люди стали более эмоциональными, заботливыми, мы вышли на новый уровень общения с гостями! Мы стараемся оградить клиентов от тревожного информационного состояния, не затрагивая тему пандемии.
Я до слез была растрогана откликом на акцию «Поддержи наш семейный бизнес»: сертификат на услуги сейчас доступен с возможностью использовать его в течение года. Вы не поверите, сколько людей откликнулось на наш призыв о помощи!
Я уверена: если делаешь свою работу от сердца, то она обязательно найдет отклик в душе людей. Мы всеми силами постараемся не просто выжить, но и расцвести.
Салоны этой сети находятся в торговых центрах, которые сейчас стали не лучшим местом для людей, предпочитающих соблюдать социальную дистанцию. Руководитель Кристина Вечеркина констатирует:
— Спад клиентов наблюдается существенный: трафик упал на 50—70%. Ранее у нас была полная запись. В апреле — мае услуги салонов красоты всегда пользовались спросом. В этот период выручки вырастали. В наступившем сезоне тенденция обратная. Средний чек снизился: если раньше люди позволяли себе излишки, баловали себя, то сейчас все экономят.
Если раньше популярным было долговременное покрытие ногтей, которое в среднем стоит 50 рублей, то сейчас девушки чаще снимают покрытие и уходят со словами: «Неизвестно, когда я приду в следующий раз, какая будет ситуация в мире и с работой».
В салоне в Dana Mall ситуация более-менее удовлетворительная: постоянные клиенты продолжают нас посещать, но, конечно, не в том объеме, что раньше. Второй салон, расположенный в Palazzo, более уязвим. Там изначально было немного посетителей, а сейчас стало в три раза меньше. По согласованию с арендодателем мы сократили время работы — было с 10 утра до 22 вечера, стало с 11 до 21.
Суши и роллы, чтобы негрустно и вкусно проводить апрель в изоляции. Есть в наличии
— Самая сложная тема — разговор с арендодателем. Мы благодарны американскому арендодателю в Palazzo, который весомо снизил арендную плату.
Сербский арендодатель в Dana Mall не подвинулся ни на копейку, аргументируя это тем, что ситуация в стране нормальная, пандемия не объявлена и поводов для снижения арендной платы нет.
Соседние магазины испытывают серьезные проблемы: у всех сумасшедшие убытки, у многих физически нет денег, чтобы платить за аренду, а за неуплату предусмотрены немалые штрафы. Многих данная ситуация сплотила. Например, мы с арендаторами Dana Mall партнеримся: придумываем программы лояльности друг для друга, покупаем что-то, помогаем друг другу как можем.
Санэпидемстанция рекомендует мастерам работать в масках, и, надо сказать, в большинстве мест этой рекомендации придерживаются:
— Посетители стали обращать пристальное внимание на меры дезинфекции и стерилизации, хотя раньше далеко не все спрашивали об этом.
Это очень хорошо: теперь уровень уборки и дезинфекции в индустрии красоты улучшится.
Масочный режим, рекомендация по соблюдению которого пришла в салон из санэпидемстанции, мы также жестко соблюдаем. Маски — больная тема. Их катастрофически не хватает, цены на них увеличились. Эта статья расходов увеличилась в 2—3 раза в бюджете салона. Каждые полчаса мы проводим дезинфекцию поверхностей, рабочих мест и ресепшена. Всех сотрудников проверяем: при малейшем симптоме ОРВИ они не выходят на работу.
Кристина признает, что салоны и кафе — это разные вещи и, например, доставка услуг на дом просто невозможна в отличие от еды.
— Зато придумали услугу: бесплатная бесконтактная доставка косметики по уходу за волосами и лицом на дом, — говорит руководитель сети салонов. — Продержимся ли мы до конца пандемии? Я оптимистично смотрю на вещи и думаю, что да: благодаря постоянным клиентам. Но хотелось бы максимального понимания наших проблем и арендных послаблений от арендодателей. Не представляю, как себя чувствуют молодые компании, у которых пока нет клиентской базы. Выживут сильнейшие салоны и магазины. Предстоит чистка индустрии, потому что в последнее время она была перенасыщена.
В салоне «Бьюти Бар» придумали интересную услугу — безопасный выезд мастеров на дом.
— Посетителей стало существенно меньше, — делают вывод владельцы. — Но мы не унываем, пытаемся предложить приятные акции. Постоянные гости продолжают приходить к нам. Они стараются быть в масках.
Как и везде, в салоне мастерам измеряют температуру:
— Делаем это в начале и конце рабочего дня. Администраторы и мастера работают в перчатках и масках. Чай, кофе и вода — в одноразовой посуде. Раз в два часа дезинфицируем все ручки, выключатели и поверхности. После каждого клиента обрабатываем место. Между клиентами оставляем промежуток в 10—15 минут. Стоят средства для обработки рук. На входе можно надеть перчатки и маску. Обходится это достаточно дорого.
Еще два месяца назад покупали литр антисептика за 15 рублей, сейчас жидкость той же фирмы в том же объеме стоит 48 рублей. Пятьдесят штук трехслойных масок раньше покупали за 4 рубля, сегодня — за 53.
Владельцы придумали еще один приятный способ привлечь посетителей:
— Сейчас, например, мы дарим стрижку при окрашивании. Всегда стараемся быть лояльными.
С арендодателем салону повезло:
— Он сразу пошел на уступки в снижении арендной платы и предложил отсрочки по выплате. Некоторые поставщики и партнеры проводят какие-то акции, например предлагают товары по прайсу 2019 года, начисляют больше бонусных баллов, чем обычно. Но кто-то, наоборот, поднял цены.
К сожалению, без убытков не обойтись. Но выдержат сильнейшие, и мы готовы быть среди них. План один: продолжать работать, делая это качественно и с душой.
В барбершопе Brock поделились удручающими цифрами: минус 70—80% посетителей и, соответственно, прибыли.
— После начала пандемии количество клиентов сократилось примерно на 70—80%, — говорит директор Марина. — На прибыли это отразилось соответствующе. Расписание работы пока не меняли, но, если так будет продолжаться и дальше, рано или поздно вынуждены будем пересмотреть его.
В барбершопе стараются выдерживать дистанцию, меньше стали пить кофе и чай, которые мы предлагаем бесплатно.
Еще в марте многие клиенты просили подстричь покороче и прощались с любимыми мастерами, уходя на самоизоляцию. Но сейчас некоторые, особо заросшие, понемногу возвращаются.
Мы и до этого проводили уборку рабочего места и обработку инструментов после каждого клиента и ежедневную влажную уборку всего барбершопа. Этого требуют как наши стандарты, так и санитарные нормы. Но с февраля также стали после каждого клиента обрабатывать все антисептиком. Персонал в масках, одноразовые маски предлагаем и клиентам.
Для экономии владельцы оптимизировали расходы, пересмотрели подход к рекламе:
— У нас негосударственные арендодатели, поэтому последний указ о поддержке бизнеса нас не коснулся. Но наши арендодатели и до него вошли в положение и снизили арендную плату, за что им большое спасибо.
Часть поставщиков сделала скидку, но большинство, наоборот, увеличило цены вслед за курсом. Убытки пока не подсчитывали, так как апрель еще не закончился. Март же вытянули за счет января и февраля.
Владелец «Тайги» Сергей отмечает, что ситуация пошла по наклонной с середины марта:
— Как только начали появляться первые случаи заболевания в стране, люди стали меньше посещать общественные места, в том числе и барбершопы. Сильно упала прибыль. На смене стало работать меньше мастеров.
Меры безопасности, как видим, у всех заведений одинаковые, что похвально:
— Клиенты стали более осторожны. Многие приходят в перчатках или масках. Интересуются по телефону или спрашивают в Instagram, как мы дезинфицируем помещение и инструмент. Раньше мы точно так же все дезинфицировали и пользовались перчатками, но не так регулярно.
Каждое утро работники измеряют температуру. Клиентов в обязательном порядке просим пользоваться антисептиком. Мастера перед каждым клиентом и после обрабатывают руки, инструмент и свое рабочее место.
В течение дня стойка администратора, дверные ручки, мойка обрабатываются каждые 30 минут. Помещение регулярно проветривается.
Барбершоп запустил благотворительную акцию с бесплатными стрижками для врачей:
— В это время мы не думаем о дополнительном заработке. Стараемся не оставаться в стороне и решили сделать благотворительную акцию для врачей — бесплатные стрижки по определенным дням.
А вот партнеры по бизнесу менее сердобольные:
— Поставщики и партнеры, наоборот, стали повышать цены. Косметика, инструмент, антисептик, маски и перчатки — все подорожало втрое.
Арендодатель пошел на уступки, но, к сожалению, совсем небольшие. Сейчас наши планы направлены на дальнейшее развитие и расширение, несмотря ни на что.
Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь
Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by