Если студии в современных новостройках кажутся вам тесными, то к такому варианту жизнь вас точно не готовила. Перед вами официальный минский рекорд — самая маленькая отдельная квартира. Не комната в коммуналке, не номер в бывшей гостинице, не часть блокированного дома, а настоящая, официально зарегистрированная квартира с удобствами общей площадью 14,83 кв. м. До прошлой субботы здесь жила молодая пара с собакой.
О том, что самая миниатюрная квартира в Минске расположена на Свердлова, 24, и имеет площадь меньше 15 «квадратов», Onliner писал еще в прошлом году. Но найти это архитектурное чудо было непросто, ведь Свердлова, 24, — большой шестиподъездный дом, многие жители которого даже не подозревают о том, что роскошная «сталинка», которую они населяют, прячет в себе такие секреты. К тому же самая маленькая квартира в Минске имеет отдельный вход с улицы, и это крылечко с железной дверью ничем себя не выдает. Многие принимают квартиру за подсобное помещение, в качестве которого она, видимо, и строилась.
Микроквартира расположена в «сталинке» 1952 года постройки. Когда дом сдавался в эксплуатацию, здесь не было ни кухни, ни санузла — только двухметровый коридор и 13-метровая комната. Как поясняли в БРТИ, сейчас такое помещение даже не зарегистрировали бы в качестве квартиры: по актуальным нормам, жилье должно быть с удобствами, а удобства здесь появились гораздо позже.
— Я купил эту квартиру девять лет назад, — рассказывает ее хозяин Дмитрий. — На момент продажи в ней не было ни одной перегородки, прямо в комнате стояли рукомойник и унитаз. Состояние было удручающим: старые обои, старый паркет. До меня здесь всю жизнь прожил одинокий мужчина, а квартиру мне продали его родственники. Бывший собственник жил здесь еще с пятидесятых годов, то есть с момента постройки дома.
Смутно припоминаю слова риелтора, который рассказал, что эту квартиру отдали дворнику, как было принято в Советском Союзе. Тогда коммунальщики могли претендовать на бесплатное жилье за выслугу лет. Скорее всего, эту комнату строили как подсобную, но возникла необходимость обеспечить дворника жильем, и помещение перевели в жилой фонд.
Микроквартира в центре города — это очень молодежный вариант жилья. Люди постарше обрастают вещами, устают от тесноты и спартанских условий, задумываются о детях, стиральных машинах и кухонных комбайнах. А 23-летний Никита и 24-летняя Катя из Барановичей полгода прожили здесь вместе с мопсом и особого дискомфорта не почувствовали.
— Мы с Катей снимали эту квартиру за $200, — рассказывает Никита, теперь уже бывший квартирант Дмитрия. — Полгода назад за эту сумму вообще ничего не сдавалось. По крайней мере из того, что мы нашли, это был самый адекватный вариант. Аккуратно, близко к работе, низкая цена. До этого мы полгода не могли найти работу в Барановичах, там вообще с этим напряженка. Поэтому решили переехать в Минск.
Тесно нам не было, поскольку и я, и моя девушка работаем допоздна и в квартире, по сути, только ночевали. Я продаю запчасти для машин, девушка — HR-менеджер в IT-компании, оба работаем с девяти утра до восьми вечера. Съезжаем отсюда лишь потому, что хозяин решил продать квартиру. Нашли съемный вариант в Зеленом Луге и переезжаем туда.
Поскольку здесь высокий потолок — больше трех метров, то места для вещей на антресолях достаточно. Наша кухня состояла из холодильника, мобильной электроплитки, микроволновки и электрочайника. Плитка стояла на подоконнике, микроволновка с чайником — на холодильнике. Да, условия спартанские, но их вполне достаточно для того, чтобы сварить пельмени или что-то разогреть. Обедали мы в столовых и кафе, а здесь только ужинали. К тому же на выходных ездили в Барановичи и готовили там еду чуть ли не на неделю вперед, а потом привозили в Минск и просто разогревали в микроволновке.
— Эту квартиру я купил по двум причинам, — рассказывает ее хозяин Дмитрий. — Во-первых, я разводился, мне нужно было где-то перекантоваться, и тут подвернулось недорогое решение. Во-вторых, мне понравилось расположение: центр города, дом с историей. Ну и как вложение она показалась мне неплохим вариантом.
С тех пор квартира почти все время сдавалась в аренду. Два человека и собачка — рекорд для 15-метровой студии. В основном все арендаторы жили поодиночке, только последние — семьей. Даже хозяин «микросталинки» Дмитрий не решился жить здесь вдвоем с девушкой — когда пришла пора съезжаться, предпочел снять жилье попросторнее.
— В этой квартире я прожил буквально пару месяцев, а потом у меня появилась девушка, и я переехал вместе с ней на съемное жилье. Вскоре мы купили квартиру побольше, за год сделали в ней ремонт и переехали, а эту сдали в аренду. На это я решился не сразу. Поначалу мне было жалко совсем свежего на тот момент ремонта, в который я вложил душу.
Дмитрий делал ремонт вместе с подрядчиком: отделил санузел перегородкой, заменил старое окно на стеклопакет и в остальном привел квартиру в порядок. «Плацкартную полку» со спальным местом, какую часто делают в микроквартирах, решил не строить: говорит, что потолок хоть и высокий, но не до такой степени. Разделить три метра на два уровня — это слишком.
— Вот эта огромная деревянная дверь — единственная оригинальная вещь, которая осталась в этой квартире, — говорит Дмитрий. — Она установлена здесь с 1952 года, с момента постройки дома. Мы сняли коричневую краску, отреставрировали дверное полотно, украсили его дополнительными декоративными элементами, приклеили резные наличники, вставили красивую фурнитуру и витражное стекло.
Еще немного аутентики квартире придают почтовые марки из разных стран мира.
— В детстве я менялся монетами: отправлял их за границу и получал в ответ те монеты, которые были актуальны в то время для других стран. А вместе с ними коллекционировал заграничные марки с конвертов, в которых мне присылали эти монеты. Переехав сюда, я решил использовать эти марки в декоре квартиры.
Решение продать квартиру Дмитрий связывает с рождением ребенка и необходимостью расширяться. Деньги, вырученные от «микросталинки», пойдут на первоначальный взнос.
— Сейчас мы с женой живем в «однушке», появился ребенок, и стало мало места. Решили продать две маленькие квартиры, чтобы построить одну большую.
Минская «микросталинка», в которой мы побывали, бесконечно велика по сравнению с мировыми рекордсменами. Есть мнение, что самая маленькая квартира в мире расположена в Китае, ее площадь — всего 4,5 кв. м. В китайском городе Ухань таких вариантов много. Иногда в них живут по трое человек.
Недалеко от мировых рекордов ушла наша соседка Россия, а точнее город Краснодар. Год назад здесь продавалась квартира площадью всего 6,1 кв. м. Такие варианты, как минский рекорд, в Краснодаре даже не редкость.
Москва каждый год ставит новый рекорд на первичном рынке жилья. Еще в 2012 году самые маленькие квартиры в московских новостройках имели площадь 29,5 кв. м. Затем этот показатель постепенно снижался и недавно достиг 11 кв. м. Правда, сейчас речь идет не совсем о новостройке, а о бывшем общежитии, которому предстоит пережить реконструкцию, в результате которой каждая маленькая комната станет отдельной квартирой.
Наблюдается ли такая тенденция в Минске, сказать трудно. Все зависит от того, какой временной отрезок брать в расчет. С брежневскими малометражками на Чигладзе, каждая из которых имеет площадь 21 кв. м, пожалуй, не поспорило ни одно из творений современных застройщиков. Ближе всего подобрался «10 УНР», который в 2015 году возвел возле метро «Михалово» дом с «малосемейками» общей площадью от 28,18 кв. м. Правда, в том же кризисном году анонсировали дом «Молодежный» в столичном спутнике Фаниполе с квартирами от 25 кв. м. Еще один дом с малометражками возвел «СИ-Трейдинг» в пристоличной деревне Копище — там площадь студий стартует от 27 кв. м. Да и знаменитый «А-100 Девелопмент» не уступил конкурентам: в «Новой Боровой» есть студии общей площадью всего 26,3 кв. м.
Многие урбанисты считают, что микроквартиры — это жилье будущего. Но так считали еще в 1972 году, когда в Токио построили футуристическую башню с квартирами-капсулами площадью всего 10 кв. м каждая. Снаружи такая капсула напоминает микроволновку, изнутри — центр управления полетами, то есть выглядит максимально круто и стильно даже спустя 37 лет.
Но в 2007 году жильцы капсульной башни проголосовали за ее снос: жизнь в микроквартирах оказалась слишком неудобной, да еще и отравленной асбестом. Башню до сих пор не снесли, но ее будущее оказалось совсем не таким, каким рисовал его блистательный японский архитектор Кисе Курокава.
Живете в микроквартире или комнате с удобствами? Пишите на se@onliner.by.
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by