Держатели жилищных облигаций прогоревшего «Тамбаза» не оставляют надежды достучаться «наверх». Правда, теперь люди, которые испробовали, пожалуй, все и действовали максимально смело, возлагают надежды только на президента — чиновники им уже «помогли». Со стороны ситуация, в которой сейчас находятся семьи, не такая уж и критичная: по указу, подписанному главой государства полтора месяца назад, всем минчанам, вложившимся в строительную пирамиду, должны выплатить страховые компенсации — примерно по 600 рублей за каждую жилищную облигацию. Этих денег вполне хватит, чтобы без лишнего потрошения своего кошелька покрыть выставленные новым застройщиком доплаты. Однако есть одно важное но: компенсации получит хорошо, если половина семей: остальным даже некому предъявить свои требования, ведь обязательства по защите их интересов в случае ЧП в какой-то момент были переведены на фирмы, имеющие в активах, условно говоря, стол и стул.
Накануне несколько держателей жилищных облигаций снова пришли к своим недостроенным домам, чтобы рассказать, в какой ситуации они оказались.
Вячеслав начал строить 80-метровую «двушку» в «столбике» еще в сентябре 2014 года — тогда, когда о проблемах никто и не помышлял. Заплатив за каждый метр порядка $1150 по курсу, мужчина твердо верил в силу своих жилищных облигаций: гарантом погашений их номинальной стоимости выступала не какая-нибудь компания «Рога и копыта», а уважаемый игрок страхового рынка — «Промтрансинвест». Куда уж серьезнее.
— На тот момент, когда я покупал жилищные облигации, все пять выпусков ценных бумаг были обеспечены сильными игроками на страховом и банковском рынке, — вспоминает, почему поверил обещаниям и решил вложить деньги, Вячеслав. — Такие имена, как «Технобанк» и «Промтрансинвест», кому хочешь внушат доверие. При стоимости «квадрата» чуть более 12 миллионов старыми деньгами, номинальная стоимость одной облигации составляла 6 100 000 — чуть меньше половины от моей цены метра. В силах «Промтрансинвеста» погасить эту сумму, если вдруг что-то пойдет не так, я не сомневался.
В течение трех лет (с 25 сентября 2014 года по 14 октября 2017-го), пока шла стройка и пока облигации были в обращении, «Тамбаз» исправно переводил страховые выплаты «Промтрансинвесту». И, думаю, суммы там были совсем немаленькими. Однако за два месяца до завершения срока обращения жилищных облигаций застройщик, у которого, видимо, уже совсем не ладились дела, прекратил страховые выплаты.
Соответственно, «Промтрансинвест» по закону в одностороннем порядке досрочно прекратил договорные отношения с «Тамбазом». При этом «Тамбаз», чтобы создать видимость контроля над ситуацией, перевел обеспечение наших жилищных облигаций на аффилированное лицо — компанию «АльТерраСтрой» (на период всего два месяца — с 07.11.2017 по 31.12.2017), которая, как мы убедились, просто неспособна произвести выплаты владельцам жилищных облигаций. К примеру, я уже подавал заявление в «АльТерраСтрой» о выплате мне компенсации. Знаете, какой результат? Ноль.
А даже если у «АльТерраСтрой» и найдутся какие-то средства, то их быстрее вычерпает «Тамбаз», ведь это его «дочка». У «Тамбаза» огромные долги перед всеми, и погашать он будет их в первую очередь, а о держателях облигаций и не подумает.
«Тамбазовцы» уверяют, что в такой ситуации, когда за жилищными облигациями вроде стоит юридическое лицо, но взять с него нечего, оказалась почти половина семей. По их подсчетам, 30% от всего количества жилищных облигаций обеспечивалось договорами поручительства и залогом недвижимого имущества «дружественных» компаний, которые сейчас не располагают средствами для выплат. Еще 19% жилищных облигаций на момент их покупки хоть и обеспечивались банками-страховыми, но сейчас точно так же «гарантируются» фирмами-пустышками.
— Указ, который был подписан президентом, должен был по его же поручению максимально защищать интересы граждан. Но чиновники подготовили совсем другой документ. Впрочем, все исправить еще можно. Мы предлагаем такой вариант: разделить ответственность между компаниями, которые выступали гарантом по срокам действия договора. Почему все обязательства повесили на «АльТерраСтрой», если она «обеспечивала» нас только два месяца?
Выходит, что «Промтрансинвест» три года получал огромные страховые суммы, а как дошло до выплат, остался ни при чем, потому что по указу выплата возмещения производится по условиям договоров, которые были актуальны на день погашения жилищных облигаций, то есть на 31.12.2017 для «столбика». Примерно такая же ситуация и у двух выпусков жилищных облигаций, по которым гарантом изначально выступал «Технобанк», а потом всего один год аффилированная компания.
Но это же несправедливо. Страховщик три года снимал сливки, получал деньги, а потом остался в шоколаде, так как ничего не надо платить — все водрузили на «АльТерраСтрой». Мы же предлагаем пропорционально разделить ответственность: «Промтрансинвест» погашает держателям жилищных облигаций сумму компенсации, которая причитается за три года, а «АльТерраСтрой» — за два месяца (в «столбике», в «стене» свои пропорции). Вот это надо прописать в указе. Только в таком случае мы, держатели пяти выпусков жилищных облигаций, можем увидеть какие-то деньги и более-менее безболезненно достроить уже оплаченные один раз квартиры, — предлагает вариант Вячеслав.
— К примеру, я заключал договор с «Тамбазом» только потому, что гарантом выступал «Промтрансинвест», — дополняет картину еще один минчанин. — Именно его участие в деле стало для мня решающим, а сейчас оказалось, что страховщик только наварил на нас деньги, а мы остались ни с чем.
— Как мы можем рассчитывать на деньги от «АльТерраСтрой», если в компании никого нет, кроме управляющего, — возмущены люди. — Даже заявление на выплаты подать смогли не все: секретарь заболела — и все, ничего не движется. Вообще, есть большие сомнения относительно того, существуют и существовали ли когда-нибудь у них активы. Пусть бы КГК это проверил: что было в «загашнике» у компании на момент передачи ей обеспечения наших облигаций.
— Какие деньги, если даже ответ на заказное письмо не пришел — ни в установленный законом срок, ни в любой другой. Обратились к ним еще 26 ноября, до сих пор ни ответа ни привета, — возмущены Вадим с супругой, которые строят «однушку» в «стене» еще с 2012 года. — Мы были одними из первых, кто вступил в стройку. Внесли всю сумму сразу. Только за это время все знакомые, кто даже позже нас начинал, уже получили ключи, а мы все ждем. Да к тому же в УКСе обрадовали: доплаты будете делать по нынешней коммерческой цене. И это несмотря на то, что в договоре написано: лишние «квадраты» считать по расценкам 2012 года, то есть 8 миллионов за метр. Но никого это не волнует.
С учетом таких «надежных» обеспечителей (одна из компаний вообще подала на банкротство), минчане переживают, что многие из них просто не потянут доплаты и вынуждены будут отказаться от квартир. Деньги взять просто неоткуда. Диана — одна из тех, кто не представляет, как выкрутиться из ситуации.
— Когда поднялся вопрос о том, что УКС будет достраивать дома, нас предупредили: доплаты неизбежны, — переживает девушка. — Мы и не против доплачивать, но, простите, нас кинули дважды — сначала со стройкой, потом с выплатами. Сейчас еще выставят счет на $30 000—40 000. А где взять такие деньги? В свое время я отдала застройщику $64 000, по номиналу мне положена компенсация в размере $15 000. Но и этих денег, похоже, не увижу.
Я в разводе, одна воспитываю двух маленьких детей, живу на съемной квартире. В «стене» строила 60-метровую «двушку» с 2013 года, взяла кредит чтобы рассчитаться с застройщиком. Это мое первое и единственное жилье, запасных вариантов нет. Сейчас плачу за аренду, за кредит под 16% годовых, еще жить на что-то надо. Где мне взять деньги на доплату? Кредит уже не дадут, в долг такие суммы не попросишь. Да и как отдавать? Получается, меня сейчас просто выставят на улицу вместе с детьми — денег нет, идите куда хотите. Я понимаю, что госструктуры не страдают никогда, но надо же и о людях думать. Даже не предполагала, что в нашем государстве мы настолько не защищены и пожаловаться некуда. Сейчас мы надеемся только на президента, остальной власти неинтересны наши проблемы, нас никто не слышит.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!