Минск, конечно, бесконечно далек от небоскребов с садами на крыше, но террасы с цветочными кадками на макушках домов в последнее время появляются и у нас. Многие люди, изголодавшиеся по строительным ноу-хау, готовы доплачивать за такую роскошь большие деньги. Ведь как приятно провести наши 20 солнечных дней в году на собственной эксплуатируемой крыше, насладиться приватностью и роскошным видом на город. С чем придется столкнуться в остальные 340 дней? Об этом мы спросили людей, которые успели испытать это удовольствие на своей шкуре.
Жилой комплекс «Славянский квартал» — это детище архитектора Валерия Ронделя, автора ландшафтно-растительно-экологической концепции в архитектуре. Его задумка включала не только террасы, но и водопады с зимними садами, однако реальность, как это часто бывает, оказалась гораздо прозаичнее. Крышные террасы в «Славянском квартале» покрыты обычной бетонной плиткой, вместо водопадов и зимних садов — инженерные сооружения, которые немного подпортили вид на проспект Победителей и парк Победы. Однако у террас есть проблемы и посерьезней.
Председатель товарищества собственников ЖК «Славянский квартал» Оксана Боровко предупредила, что владельцы крышных террас в составе комплекса — люди важные и меньше чем с президентом не общаются, а потому нам вряд ли удастся добиться их аудиенции. Но согласилась прокомментировать ситуацию сама.
— Террасы — это такая вещь… на фиг никому не нужная. Просто у главного архитектора проекта Валерия Ронделя никогда не было дачи. А путешествуя по разным странам, он видел, как люди выращивают у себя на террасах в мини-ящиках всякие мини-деревья. И он решил воплотить эту голубую мечту в нашей климатической зоне. Только не подумал о том, что их технологии и наши технологии — это две большие разницы, — не скрывает разочарования Оксана Ивановна.
— Наш кровельный ковер — 80 см. Сверху кладется плитка, под ней — дренаж, дальше — гидроизоляция, дальше — бетонные перекрытия. Кровельный ковер вбирает в себя осадки, соответственно, все продукты выщелачивания бетона и цемента попадают в саму систему ливневой канализации и успешно там гниют. Поэтому каждый владелец террасы должен как минимум 3 раза в год вызывать химочистку, два раза гидропромывку и под огромным напором воды промывать и прочищать эту ливневую канализацию. А месяц назад случилось вообще поразительное: жильцы залили террасу битумом, чтобы она не впитывала влагу и ее было проще эксплуатировать. Но это уже не технология Ронделя, это народный креатив.
— Поэтому, исходя из количества солнечных дней в году, террасы — это головная боль, не более. Шашлыки, барбекю и прочие развлечения, связанные с открытым огнем, на террасах строго запрещены, а отдых на шезлонге совершенно не оправдывает все эти материальные и трудовые затраты.
— Пару раз заливало жителей квартир, расположенных под террасами. Когда случается затекание, мы выдаем собственникам террас предписание, чтобы они прочистили ливневую канализацию. Обычно причина в ней. Эксплуатация террасы — дорогое удовольствие. Промывка систем стоит $200—300. Но нужно понимать, что владельцы террас — это состоятельные люди, и они, конечно, могут себе это позволить.
Ситуацию согласился прокомментировать директор застройщика КСО «Внешэкономстрой» Николай Апацкий:
— Квартиры с террасами мы давно продали, а по гарантии к нам жильцы не обращались. Просто многие собственники начинают все переделывать: менять плитку, конструкцию, гидроизоляцию — и, конечно, после этого возникают какие-то вопросы. А вообще, эксплуатируемую кровлю нужно в самом деле эксплуатировать: постоянно прочищать воронки, трубы, смотреть, чтобы они не засорялись. А если терраса 5 лет стоит бесхозной и жильцы за ней не следят — со временем в ливневку забивается мусор, солевые отложения и, в принципе, может случиться течь.
Что действительно хорошо на крышных террасах в «Славянском квартале» — так это недосягаемость для глаз. Даже поднявшись на кровлю соседних зданий, невозможно разглядеть, что происходит на макушке «Славянского квартала», который на три головы выше соседей.
Новостройка на Победителей, 133 — проект экспериментальный. Дом сдали еще в 2015 году, с тех пор застройщик «Экспосити» успел подать на ликвидацию, но многие квартиры и офисы так и остались непроданными. Репутация у дома спорная: СМИ уже писали о трещинах и протекающем паркинге.
Сергей — счастливый обладатель «однушки» на втором этаже с просторной террасой. Площадь его квартиры — 41,5 кв. м, а террасы — больше 50 кв. м. За те же деньги можно было купить двухкомнатную квартиру с окнами во двор, но Сергей сделал ставку на ликвидность: убежден, что «однушка» с террасой, из которой открывается вид на водохранилище Дрозды, будет пользоваться более ощутимым спросом при продаже.
— Сама по себе терраса стоила около $20 тыс., и я пока что толком не распробовал ее прелести: мы с друзьями здесь тусовались не больше пяти раз. Конечно, есть проблемы. Например, с жителями верхних этажей, которые бросают сюда бычки. Надеюсь, если зашить здесь все террасной доской, то они поймут, наконец, что здесь живут люди. Боковинки тоже хочется зашить деревом, чтобы меньше дуло и соседей не было видно. Сверху сделаю навес, чтобы создать некое ощущение приватности. Да, он будет затенять квартиру, но летом солнце не в дефиците, так что обойдусь. А на зиму навес будет убираться.
По словам Сергея, соседняя терраса относится к социальной квартире, но в ней пока никто не живет. Нуждающиеся не в восторге от такого креатива, как открытая терраса на крыше офисной части здания, и предпочитают традиционную планировку жилья.
— Привели какую-то женщину, она посмотрела, говорит: «Это что такое? Вы сказали, у нас будет балкон, а это нам для чего? Не годится», — развернулась и ушла.
— Конечно, за террасой нужно ухаживать. Хотя бы эти растения убирать. В этом году за меня работу сделал застройщик: я проснулся и увидел в окне какого-то мужика, который ходит и выдергивает эти растения. Подождал, пока он приберет, и спросил: «Что за фигня? Это частная собственность». Выяснилось, что мужика нанял застройщик, чтобы привести в порядок террасы к непроданным квартирам. Рабочий не знал, какие именно, поэтому решил убрать все. Но я его спугнул и в социальную квартиру он уже не полез.
— Террасы задуманы так, чтобы их можно было не чистить от снега: талая вода должна сливаться в ливневку. Но это не всегда работает. Есть место, где постоянно образуется лужа. А под ней — непроданные и неэксплуатируемые офисы, которые пару раз заливало. После этого пришел застройщик и устранил недоделки. Надеюсь, терраса больше протекать не будет. А если будет, то я рассчитываю, что это ответственность застройщика, а не моя.
В доме на Победителей, 133 есть и эксплуатируемые крыши, которые принадлежат жильцам верхних этажей. На одной из таких крыш жилец построил отдельный домик. Конструкцию в готовом виде поднимали на крышу подъемным краном, и Сергей запечатлел процесс на фото.
Нам удалось рассмотреть домик с крыши соседнего здания. Он не впечатлил ни размерами, ни формами. По слухам, в нем будет свой санузел и летняя кухня, чтобы жильцам не приходилось спускаться по винтовой лестнице вниз за каждой мелочью. На фото заметно, что жители верхних этажей не спешат эксплуатировать свои крыши: работы ведутся только на двух террасах, остальные пока даже не начали благоустраивать.
Делать гремучий микс из белорусских железобетонных панелей и европейских стандартов городской жизни у нас умеет только один застройщик — «А-100 Девелопмент». Несколько лет назад он с блеском презентовал эксплуатируемые крыши в ЖК «Новая Боровая», которые призваны скрасить жизнь обитателям последних этажей. У жильцов, с которыми мы общались, особых нареканий к крышам нет. Чего не скажешь о квартирах под ними, которые унаследовали некоторые черты своих панельных прародителей.
Мы побывали на эксплуатируемой крыше в одном из домов «Кедрового квартала», который был сдан около двух лет назад. С тех пор жильцы успели сделать ремонты в своих квартирах и испытать все прелести и недостатки крышных террас. Александра живет в «Новой Боровой» полтора года и говорит, что все вопросы с эксплуатацией крыши берет на себя товарищество собственников, жильцам остается только поливать цветы.
— Очистка от снега зимой, ливневой канализации летом — все на совести товарищества. Эту работу в равной степени оплачивают все жильцы дома. Если что-то не так (например, гирлянда из лампочек перестала работать), даешь заявку, они быстро все чинят. Правда, в последнее время начали шуметь жители других этажей — мол, чего это мы должны оплачивать электричество, которое жгут собственники эксплуатируемых крыш. И вынудили нас поставить сюда отдельный счетчик на лампочки. Про остальное пока речи не шло.
Каждая терраса на эксплуатируемой крыше в «Новой Боровой» принадлежит сразу двум подъездам, а это — 10 квартир. Казалось бы, в ясный летний вечер буднего дня здесь должна быть толпа народу. На деле большинство крыш пустует, встретить отдыхающего — большая удача.
— Формально мы имеем всего пару метров на этой крыше, — говорит Александра. — Стоило это копейки — меньше $1000. Конечно, это приятный бонус: если летом возникает вопрос, где потусоваться, сразу приходит в голову наша крыша. Как-то раз жильцы даже приносили проектор и транслировали фильм на белую стену. Ну а мы планируем таким же образом посмотреть здесь финал чемпионата мира по футболу.
— Две тусовки на крыше редко пересекаются. Бывает, что жильцы поднимаются сюда покурить, высадить цветы, но, видя, что здесь «движ», надолго не задерживаются. Если намечается какое-то серьезное мероприятие, то принято предупреждать соседей в Viber. Мы так делали, когда праздновали второй день свадьбы наших друзей.
— Я из разряда чернокнижников, хорошего ничего вам не скажу, — пообещал жилец одной из квартир с эксплуатируемой крышей, предпочтя сохранить анонимность. — Считаю, что от эксплуатируемой крыши здесь одно название. Просто продали доступ на кровлю и нагрузили жильцов заботами о ее эксплуатации. А то, что здесь лавки поставили, — ну, извините, это можно сделать на любой крыше. Отдел продаж нам рассказывал, как мы здесь будем устраивать барбекю. А по законодательству разжигание огня на крыше запрещено. Здесь можно пользоваться только электрогрилем.
— С инженерной точки зрения у меня претензий нет. Была паника из-за влаги на потолке в нашей и других квартирах, но выяснилось, что крыша здесь ни при чем. Конденсат — это проблема всех верхних этажей: плохая вытяжка, обратная тяга. Окна открыли — и все само собой выветрилось.
— Никаким добрососедством здесь, конечно, не пахнет: приведешь постороннего на крышу — посыплются претензии от соседей. Но это больше человеческий фактор. В остальном ничего плохого сказать не могу. К счастью, «А-100» не из тех застройщиков, которые построили, продали и забыли. Компания принимает активное участие в жизни квартала. Например, когда нам понадобилось снова покрасить террасную доску, застройщик сам обработал эти деревянные настилы свежей пропиткой.
И напоследок — самая «озелененная» крыша «Боровой»: тут уж поистине недалеко до сингапурских садов на небоскребах. В лежаке и под музыку отдыхает молодая женщина, рядом ее маленький сын гремит металлическим ведром, из которого только что поливали растения.
— Никакого дежурства, — расслаблено объясняет молодая мама. — Цветы как хобби, как лебеди из покрышек. Кто хочет — тот и занимается. Я вот в декрете, например, а сыну прикольно с водой поиграть. Все началось с рекламной игры «Краіна вітаміна», в магазинах дарили семена, и нужно было что-то с ними делать. А туи купила соседка себе на балкон, но не учла, что им нужен прохладный климат. Зимой, наверное, снова заберет домой.
— С мангалами вопрос нерешенный: вроде бы крыша эксплуатируемая, но открытый огонь на ней все равно запрещен. Был инцидент с шашлыками в соседнем квартале, и кто-то из жильцов стукнул в МЧС. Кому выписали штраф? Конечно же, товариществу собственников. И его равными долями разделили между теми, кто жарил шашлыки в неположенном месте, теми, кто настучал, и остальными собственниками, которые вообще никак не участвовали в этой истории.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by