Две недели назад во дворе многоэтажки на проспекте Любимова спилили деревца и начали бетонировать металлоконструкции. Бдительная общественность вмешалась и быстро разобралась, в чем дело: в подъезде живет инвалид-колясочник, государство создает ему безбарьерную среду. Некоторых жильцов подъезда конструкция пандуса решительно не устроила: мешает ходить и портит вид. Утвердившись в мысли, что пристройка не соответствует нормам, люди начали писать жалобы и тревожить телефонными звонками чиновников. Вчера во дворе дома разгорелся конфликт. Председатель кооператива командным голосом приказал монтажникам «сворачиваться».
Приехав на место, мы застали у подъезда двух монтажников. Отложив болгарку и сварочный аппарат, они покуривали в ожидании начальства.
— Странные люди. Это же не с бухты-барахты делается, — недоумевает один из рабочих. — Есть госпрограмма, есть конкретный проект, все согласовано. По всему городу такие пандусы ставят, а в этом районе 10 штук.
Дом на проспекте Любимова — типовая панелька начала 1990-х, коих во всем Минске сотни. Архитекторы, приложившие руку к проекту, наверняка испытывали нелюбовь ко всему человечеству. Чем еще объяснить тот факт, что попасть в лифт здесь можно только со второго этажа, преодолев 31 ступеньку. Для инвалида-колясочника квартира в таком подъезде — это тюрьма.
Пандус возле входа — только начало работ. Для создания безбарьерной среды предстоит установить еще три электроподъемника с откидными платформами вдоль стен, которые будут работать по такому же принципу, как в переходах метро.
В подъезде общаемся с одной из жительниц дома. Она просит ее не фотографировать, но охотно рассказывает, почему недовольна происходящим:
— Мне не хочется фигурировать в вашей статье. Потом все перекрутят и обвинят, что мы против инвалидов. Это не так. Мы двумя руками за безбарьерную среду. Идея хороша. А вот реализация… Во-первых, пандус мешает ходить. Они оставили проход шириной 80 сантиметров, а должно быть 120 по нормам. На мой вопрос в ЖКХ ответили: мол, мы госорганизация и нам все согласовали. Во-вторых, почему не проводили общее собрание жильцов? Почему не поинтересовались нашим мнением, не предложили варианты? Уверена, можно было найти компромисс, чтобы и инвалиду было удобно, и у остальных жителей подъезда не было претензий.
— Решение принято без согласования с кооперативом. На каком основании? Кто будет отвечать за надежность этих подъемников? Если меня включат в комиссию по приемке, им придется все переделывать, потому что я 30 замечаний напишу сразу, — подключается к разговору председатель кооператива Александр Кашко. — В государственном доме творите что хотите. Случись что, там найдут начальника ЖЭСа, а здесь будут спрашивать с председателя.
Беседу поддерживают еще несколько жителей дома. Они также настроены негативно.
— К стене моей квартиры прибьют рельсы подъемника? Ну уж нет. Это частная собственность! — категорична женщина, проживающая на первом этаже.
— Ваши только внутренние перегородки, — поправляет ее председатель. — Стены подъезда кооперативные.
— Дети будут с этими подъемниками баловаться. Да и где здесь место для платформы? Она же заблокирует мне выход из квартиры, — переживает еще одна женщина.
Далеко не все жильцы подъезда солидарны с протестующими. Кому-то все равно, кому-то пандус во благо. Мамы с колясками даже возликовали, увидев пристройку к крыльцу.
Разговор продолжается на улице.
— Ну это ни в какие ворота не лезет. Что вы тут нагородили? — председатель открывает и закрывает дверь, показывая руками ширину прохода.
— А что мешает ходить по пандусу? — задают логичный вопрос монтажники.
— Обледенеет, человек упадет, кто будет отвечать? — нервничает председатель. — В городе Сочи такой пандус можно поставить, но не здесь.
— Надо с подогревом делать, как в Москве, — замечает женщина.
— Не дожили еще до такого.
— Так не надо ставить, раз не дожили.
Конструкция пандуса выглядит действительно громоздко. Кто-то из жильцов внес резонное предложение: почему бы не подвести пандус сбоку, переделав конструкцию опоры козырька. Конечно, обойдется дороже, но чем не компромисс?
— Под моими окнами? Чтобы воры стали на перила и залезли в квартиру? — тут же запротестовала женщина с первого этажа.
Мы связались с Вероникой, дочерью инвалида, проживающего на седьмом этаже.
— Мой папа, Викентий Казимирович Манкевич, лежит девять лет, передвигается только по квартире, — рассказала девушка. — Первый год, когда это случилось, мы с сестрой, две девочки 20 и 16 лет, спускали его в лифте на второй этаж. Потом усаживали на стул и вручную сносили по лестницам. Затем спускали коляску, которая весит не меньше 25 кг. Сейчас нам это не под силу. У меня маленький ребенок, мне еще рожать, сестре еще рожать. Мать тяжело больна, она не в состоянии помочь. Единственная возможность спустить папу на улицу — вызывать наших мужей.
Пандус и подъемники нам очень нужны. Мы ждем их много лет. Соседка по подъезду переживает, что дети будут баловаться. А для моего папы, живущего взаперти, это единственная возможность нормально существовать: не только выглядывать в окно, а самостоятельно спускаться и дышать свежим воздухом.
Честно говоря, шокирована тем, как соседи отнеслись к чужому горю. Знаю, они приходили к моей маме и просили ее отказаться от подъемника. Знаю, что жалуются в инстанции. Выдумывают какие-то проблемы: что плитка в квартире отлетит, что цены на квартиру упадут и они не смогут ее продать. Но это же смешно.
Что касается пандуса на улице, то я его видела. Да, возможно, конструкция чересчур громоздкая и неудобная. Тоже думала о том, что могли бы сделать заезд и сбоку, разобрав часть стенки. Но это же не к нам вопрос. Если конструкцию согласовали пожарные, другие службы, значит, такой она и должна быть.
Ситуацию прокомментировал Игорь Бурш, заместитель директора ЖКХ №1 Московского района — эта организация отвечает за установку пандусов и подъемников для инвалидов.
— На каждый такой объект разрабатывается проектно-сметная документация, размещение конструкции согласовывается в различных инстанциях, проводится экспертиза. Пять объектов в районе экспертизу по различным причинам не прошли, по пандусу и подъемникам на Любимова все разрешительные документы получены. Строительные нормы там соблюдены, расстояние от стены до стойки пандуса — 85 см, к тому же никто не запрещает жильцам пользоваться самим пандусом. Другой технической возможности обеспечить безбарьерный подъезд к двери на данный момент нет.
В дальнейшем на каждом из трех лестничных маршей установим электроподъемники. Пусть люди на первом этаже не переживают. Похожий случай недавно был по другому адресу, вместе с подрядчиком мы выезжали и показывали жильцам, что двери квартир свободно открываются и платформа никому не мешает. Иначе МЧС не пропустило бы такой проект.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by