Коммуналка по-европейски: как французы научились жить в согласии с соседями

Источник: Юлия Ружечка
25 026
03 августа 2017 в 8:00

Генетический код белоруса еще хранит память о прелестях соседских будней в коммуналках. Предложи повторить этот опыт, вряд ли можно будет услышать другой ответ, кроме «Спасибо, не нужно, пробовали». Тем более удивительными кажутся модные в западных странах поиски «новых форм соседства». Даже корректного перевода французского habitat partagé в русском языке пока нет. Англицизм «кохаузинг»? Соседское сообщество? Чем такая жилищная организация отличается от привычной нам и почему она привлекает все больше французов? Попробуем разобраться.

«Жилье, которое способствует встрече соседей, но не делает ее обязательной»

Больше 30 лет Роберт живет в пригороде Гренобля Мейлане в трехъярусном доме в тесном соседстве с еще шестью семьями. «Если бы тогда, в 1984-м, мне сказали, что и после 70 лет я буду здесь жить, не поверил бы», — пожимает плечами он.

Тогда такой тип организации жилья был чем-то новаторским. В 1978 году мэр городка Мейлан решил обновить пустующие пространства и создать новый район сообща с его будущими жителями. Участники общественных обсуждений подружились и стали вместе думать над тем, как сделать свой район удобным и приятным для жизни. Изучая тенденции урбанизма, они как-то увидели выставку об альтернативных формах соседства: несколько семьей, объединившись в группы, вместе проектируют свое жилье и, помимо индивидуальной жилплощади, вскладчину строят и несколько общих пространств. Каких? Все зависит от конкретной ситуации: сегодня в таких жилищах фрилансеры обустраивают общий домашний офис-коворкинг, а 30 лет назад речь шла, скорее, о большом зале для совместных праздников, комнатах для гостей, ателье для рукоделия, общей прачечной.

Общий зал соседей

Общий зал соседей

«Семейное древо» Helix

Общий зал соседи украшают своими рисунками и фотографиями, на которых видно, как все начиналось

Общий винный погреб, в котором у каждой семьи есть свое отделение

Гараж для соседских велосипедов

Выставка, посвященная такому новому способу соседства, вдохновила Роберта и его друзей. Они нарисовали свой жилищный проект и получили разрешение мэрии на постройку согласно нормам урбанизма их пригорода. Через шесть лет там появился Helix — такое название придумали своему проекту сами соседи. Во-первых, это одно из названий улитки. Моллюск, который носит на спине свой дом, показался им отличным символом. Во-вторых, в переводе с греческого Helix обозначает «спираль». Соседи подумали, что фигура, которая развивается по кругу, отделяясь от отправной точки, станет красивой метафорой для их проекта.

— Такой тип жилья способствует встрече соседей, но не делает ее обязательной. Это не коммуна хиппи и не община: у каждого из нас есть свое жилье и личное пространство, но огромный плюс нашей организации жилья — это добрососедские отношения, — объясняет Роберт. — Сейчас все по-другому. Мы все пенсионеры, наши дети разъехались. Но 33 года назад сюда заселилось 7 семей с 20 детьми, и жизнь просто кипела! Дети вместе играли, родители по очереди забирали их из школы и готовили обеды. Что осталось из того времени? Сейчас раз в месяц мы собираемся вместе, чтобы сообща что-то почистить, починить, смастерить. Есть, правда, и неудавшиеся инициативы. Например, мы собирались сделать большую мастерскую, в которой работали бы с деревом. Но вот уже 30 лет пространство этой мастерской используем как склад для не очень нужных вещей.

Есть в таком жилье и экономический, и креативный бонусы: за цену квадратного метра меньше рыночной соседи получили оригинальное и качественное жилье, которое каждый из них смог организовать соответственно своим запросам и воображению.

— У многих из нас жилье в несколько ярусов, но оно не многоэтажное в классическом понимании. Спустившись на несколько ступенек вниз или поднявшись вверх, мы получаем дополнительное пространство к основному уровню квартиры, — говорит Роберт. — У кого-то закругленные стены… Фантазия не ограничена!


Еще один обитатель Helix — социолог Жиль.


А как же справляться с конфликтами, которые неизбежны в любом коллективе?

— Мне не нравится сама формулировка «разрешать конфликты», — не соглашается Роберт. — Здесь мы предпочитаем их предотвращать. С самого начала мы прописали четкие правила совместного проживания и общие цели. Это и служит основой для нашего соседства. И лучшее подтверждение тому, что наш метод работает, — это то, что спустя 35 лет после начала нашего приключения, мы все еще живем здесь, а как только намечается торжество, съезжаются все наши дети, а теперь и внуки!

Добрососедское жилье по цене значительно ниже рыночной

Жители другого соседского объединения — Androsace (в переводе «проломник») — встречают меня вместе в общем зале. В комнате площадью около 50 кв. м есть уголок с детскими игрушками, небольшая кухня, диван и большой стол, за которым можно собрать добрую часть здешних жителей. Соседи заселились в трехэтажный дом в сентябре 2016-го, через год после первых встреч с застройщиком нового района Гренобля. Именно застройщик захотел, чтобы в этом доме организовалось добрососедское сообщество.

Пока район еще достраивается. Скоро, кроме жилых домов, в нем появятся парк, школа и детский сад. Постепенно будет развиваться инфраструктура, которой пока так не хватает жителям Androsace

Общий зал соседей

Общий зал соседей

К застройщику присоединилась местная общественная организация, которая как раз популяризирует такой тип совместной организации жилья и помогает группам, решившимся на такое приключение, все грамотно оформить. Они и собрали вокруг себя заинтересованные семьи, отдельные из которых в итоге покинули проект: кому-то банк не выдал кредит на покупку жилья, кто-то начал бороться с тяжелой болезнью и новый проект отошел на второй план.

Из «зачинщиков» осталась семейная пара пенсионеров — Милен и Франсуа. Раньше они жили в собственном доме, дальше от города, в горах. Но дети выросли и разъехались, а паре стало не хватать общения и активной жизни. Так они решили перебраться в город и организовать соседское сообщество. Им и предстояла важная задача по отбору претендентов на проживание в новом доме. Ведь главное в таких проектах — общие взгляды на добрососедские отношения.


— Часто такое жилье организуют друзья, люди, которые знают друг друга много лет. В нашем случае все было не так: мы познакомились именно для того, чтобы создать проект. Конечно, были какие-то страхи и опасения, но в один момент нужно все же решиться, а узнать друг друга получше мы еще успеем, — объясняет Жан-Мишель, переехавший в новостройку с женой и маленькой дочкой.

Жан-Мишель во дворе своего дома

— Мы все искали именно такое жилье, в котором вместе мы сможем разделить общее пространство, организовывать общие мероприятия, вместе проводить время, — добавляет его соседка Фанни. — Мы подумали, что раз эта идея нас объединяет, значит, у нас есть отличная база для такого проекта и вместе у нас все получится.

Квартира Фанни:

— Как и все подобные сообщества, мы написали свод правил, к которому можно будет обратиться в спорных случаях, — уточняет Жан-Мишель. — Но основа нашей жизни под одной крышей — доброжелательность. Да, у каждого из нас своя квартира, но мы часто встречаемся вечером за бокалом пива или ужинаем вместе. Милен несколько раз забирала нашу дочку из школы и вообще любит с ней поиграть.

Милен одобрительно кивает:

— А на Рождество, например, почти все наши соседи разъехались, а мы, наоборот, принимали гостей у себя. Стульев в общем зале нам не хватало, и некоторые соседи отдали нам ключи от своих квартир, чтобы мы могли у них позаимствовать недостающую посуду или мебель. Это отлично характеризует наши взаимоотношения.

Название своему сообществу — Androsace — придумали Милен и Франсуа.

— Помимо красивого слова, нам понравилась и символика: это маленький горный цветок, который растет, несмотря на все сложности и неблагоприятные условия.

Соседи пускаются в размышления о том, в чем же суть их необычной формы сожительства.

— В современном обществе каждый человек замкнут в своем мире. А люди начинают все больше стремиться к развитию социальных связей. Соседство — это как раз отличный способ расширить свое окружение и пересмотреть свои взгляды на общество.

Свою — хоть и не главную — роль в выборе такого формата жилья сыграл и финансовый аспект.

— Мы живем в квартирах, поэтому ограничены в пространстве, — рассуждает Фанни. — Вскладчину мы оплатили этот зал, который при надобности служит комнатой для гостей, вместе мы организовали компост для отходов и небольшой садик во дворе, как минимум раз в месяц мы собираемся за каким-то общим делом, недавно вместе поставили спектакль, который показали другим соседям. Мы объединяем усилия, чтобы сделать свое жизненное пространство более эргономичным. У большинства квартир площадь составляет 70 кв. м. В нашем доме квадратный метр стоит €2600, притом что средняя цена в районе — €3500, да и средняя рыночная стоимость жилья в Гренобле значительно выше. Правда, одним из условий застройщика было учесть социальный аспект. То есть доходы каждой семьи не должны превышать определенную сумму.

С какими сложностями можно столкнуться, живя здесь? Соседка Присцилла оживляется:

— Нужно привыкнуть к тому, что никогда нельзя спешить. Соберешься выйти из дома, но по дороге встретишь пару соседей, заговоришь с ними, кофе выпьешь — и точно куда-то опоздаешь!

— Вот и вечером то же самое, — добавляет Жан-Мишель. — Идешь с работы уставший, а в общем зале соседи собрались, общаются, аперитив пьют. Или вот журналист придет. Ну как тут мимо пройти?

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by