Жители Боровлян выступили против строительства магистрали через участки и лес. Архитекторы уверены, что этого не избежать

Автор: Дмитрий Мелеховец. Фото: Максим Тарналицкий
30 325
26 июня 2017 в 18:02
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Тихий загородный поселок Боровляны ожидают большие перемены. По новому генплану там хотят построить четырехполосную магистраль, которая, конечно, создаст некоторый дискомфорт местным жителям, искавшим тишины и спокойствия за городом. Архитекторы же уверены, что такое решение транспортного вопроса весьма разумно: ведь думать надо об удобстве нескольких населенных пунктов, а не только Боровлян. Пробуем разобраться в непростой и противоречивой ситуации.

2 июня в Боровлянах началось общественное обсуждение по вопросам благоустройства поселка. Привычной презентации проекта местные органы власти почему-то не проводили. Активисты утверждают, что о вероятных изменениях они вообще узнали случайно.

— Большинство местных жителей до сих пор не знает, что скоро наш тихий поселок может стать каменными джунглями. О проведении общественного обсуждения мы узнали через несколько недель после его начала, сразу побежали в сельсовет. Там на нас посмотрели квадратными глазами: «Вы что, районную прессу не читаете?», — удивился заместитель председателя. Конечно, не читаем! Я вообще о существовании такой газеты от него и услышала, — возмущена активистка Наталья. — Объявлений никто не видел, нас никто не предупредил ни о чем, а потом все сделали вид, что так и надо. 

— Когда мы обратились в сельсовет с жалобой, нам назначили встречу на 29-е число — то есть ровно в тот день, когда заканчивается общественное обсуждение. Какой тогда смысл в такой встрече, если изменить уже ничего будет нельзя? Мало того, мы узнали, что в этот день (по случайному стечению обстоятельств, конечно) председатель уходит в отпуск! — иронизирует Наталья

Чтобы доказать свои слова о плохо донесенной информации, активисты ведут по одной из улиц, на которой дома должны быть реконструированы. На одном из участков трудится мужчина средних лет. Подходим к нему с вопросами об общественном обсуждении.

— Вы что-то про развитие поселка слышали?

— Ну, что-то говорили тут вчера или позавчера.

— А что будут делать, знаете?

— А бог его знает. Раньше ничего такого не слышал, — пожимает плечами мужчина без майки.

Сейчас местные жители пытаются самостоятельно разобраться в градостроительных тонкостях. Возле местного магазина собралось несколько десятков недовольных граждан со стопками документов и распечатанными детальными планами — старым и новым.

Поскольку презентации проекта не было, у людей накопилась масса вопросов к архитекторам и местным властям. По их мнению, поселку хотят придать статус города, что многое меняет.

— В пояснительной записке несколько раз фигурирует слово «город», хотя никакой конкретики не дается. Поскольку сейчас Боровляны имеют статус поселка, люди получают много льгот, надбавки к зарплате, могут вести сельское хозяйство и растить скот. Если нас сделают городом, ничего этого не будет. Нас хотят превратить в Каменную Горку, — коллективно заявляют активисты на встрече.

Недовольны люди и самим фактом строительства дороги в поселке: по их мнению, появление магистрали в принципе необоснованно.

— Недавно у нас уже положили такую дорогу через центр города, и я бы не сказал, что она оправдывает себя. Посмотрите, сколько машин в крайней полосе припарковано: если бы было движение, им бы там никто не позволил стоять, — делится Сергей. — Ладно, даже если дорога действительно нужна, почему бы не проложить ее таким образом, чтобы ради нее не приходилось вырубать пять с лишним гектаров леса и сносить дома? У нас много пустырей, есть старая дорога, которую просто надо реставрировать, но нет же! 

— Нам анонсируют снос 34 домов и реконструкцию 280. Что такое реконструкция коттеджей — вообще непонятно! А некоторые участки им придется сократить ради этой дороги. Зачем это нам? — возмущен мужчина.

Владельцы коттеджей, многие из которых когда-то выбрали Боровляны из-за обилия зелени и тишины, крайне недовольны и строительством новых многоэтажек, ведь уже сейчас устроить детей в сад или школу практически невозможно.

— На сегодня в Минске на одну школу приходится около 8,5 тыс. жителей, а в Боровлянах — больше 17! А они планируют настроить панелек еще на 10 тысяч жителей. Мы не против новых домов и людей, но мы просим для начала создать нужную инфраструктуру, а потом уже строить жилье, — объясняют свою позицию местные.

Новый генплан подразумевает строительство нескольких детских садов и школ, но местные уверены, что этого все равно будет недостаточно. Недовольны они и выбором места для их размещения: одна из школ будет прямо возле магистрали, да и подъезжать к ней крайне неудобно.

Есть у местных и толика недоверия к обещаниям архитекторов и властей: старый генплан тоже подразумевал школы, детсады, спорткомплекс и общественный центр, а на деле — ресторан, офисы, многоэтажки...


Сейчас активисты пытаются успеть рассказать о возможных изменениях как можно большему количеству людей, чтобы мотивировать их обратиться в исполком с замечаниями и предложениями. По словам людей, они собрали уже больше четырехсот подписей против такого плана развития поселка.

— Мы требуем продления сроков общественного обсуждения и проведения презентации проекта, как происходит всегда. Мы считаем, что общественное обсуждение проводится со значительными нарушениями, о чем мы уже сообщили в прокуратуру, — резюмируют активисты, которые продолжают собирать подписи и, конечно, составили петицию.


За разъяснениями мы обратились к заместителю председателя комитета по архитектуре и строительству Миноблисполкома, главному архитектору Минской области Вадиму Николаенко.

— Сейчас вопрос придания Боровлянам статуса города не обсуждается. Вероятно, однажды такое решение будет принято, но не сейчас. 29-го числа мы проведем встречу с местными жителями и постараемся ответить на все возникшие вопросы. Сейчас они могут оставлять все свои пожелания в сельсовете — для того общественные обсуждения и проходят. Возможно, по окончании обсуждения мы внесем некоторые корректировки в план в связи с пожеланиями людей, их мнение будет учтено.

Я понимаю, что среди жителей есть недовольные происходящим, это нормально, но, возможно, люди не совсем правильно оценивают предложение о строительстве магистрали. Минск и поселки вблизи столицы разрастаются очень быстро. Эта дорога строится на перспективу, когда существующая дорога не сможет справляться с потоком автомобилей.

Подобные мероприятия — это всегда сложно. Да, возможно, придется снести часть домов, урезать некоторые участки, но этого невозможно избежать. Проекты составляют профессионалы, без надобности никто не будет сносить дома. Зачем? В слове «реконструкция» подвоха искать не стоит — под ним подразумевается только рекомендация к благоустройству домов и участков. 


Более подробно о планах и возможных решениях архитектор пообещал рассказать на встрече, которая пройдет 29 июня в 18:00 в актовом зале Дома культуры (а/г Лесной, 2а).

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by