Провалы в земле (и воронки в воде) завораживают. Они кажутся бездонными, чем вызывают у людей практически животный ужас и столь же непреодолимое любопытство. Вероятно, многое в этой реакции — от впитанных сотнями поколений в подсознание представлений о хтоническом мире и чудовищах, его населяющих. Зачастую за подобные объекты ответственна природа собственной персоной, где-то она выступает лишь помощницей дела рук человеческих, но порой люди по собственной воле зарываются в землю, лед и воду в поисках чего-то, крайне для себя необходимого. Onliner.by уже писал об уникальной Кольской сверхглубокой скважине и попытках добраться до затерянного мира озера Восток в Антарктике, но этими примерами стремление человека попасть в глубины планеты далеко не исчерпано.
В абсолютном большинстве случаев люди проникают под землю с сугубо практическими целями: в ее недрах содержатся полезные ископаемые, принципиально важные для дальнейшего существования человеческой цивилизации в ее современном виде. Сейчас их добыча — высокотехнологический процесс, где на помощь нам приходят сложные механизмы и новейшие научные достижения. Тем удивительнее т. н. «Большая дыра», расположенная в южноафриканском городе Кимберли. Сверху она кажется пусть и довольно эффектным, но природным образованием: бирюзовое озеро в горной впадине с отвесными стенами. Между тем это в буквальном смысле поверхностное впечатление. На самом деле это грандиозное сооружение общей глубиной до 240 метров было создано человеком, причем с помощью лишь лопат и кирок.
Невероятное количество лет назад (возможно, речь идет даже о миллиардах) под огромным давлением на глубине в несколько сот километров атомы углерода формировали особую, кубическую, кристаллическую решетку. Впоследствии получившиеся минералы с потоками вулканической магмы выходили на поверхность, образуя вместе с окружающей породой т. н. кимберлитовые трубки. В южноафриканском городе Кимберли находилась самая известная из них. В течение всего 43 лет, с 1871 по 1914 год, десятки тысяч шахтеров с помощью подручных приспособлений извлекли на поверхность более 22 миллионов тонн породы. Среди этого чудовищного объема земли они обнаружили 3000 килограммов искомого ультратвердого минерала — алмаза. После исчерпания его запасов «Большая дыра» была частично засыпана, а потом затоплена, но по-прежнему остается самым ярким свидетельством того, на что может пойти человек, охваченный алмазной лихорадкой.
Озеро Берриесса — водоем, вытянувшийся на 42 километра в долине Сакраменто, — популярное место активного отдыха ее жителей. Трекинг по окрестным горам, пикники, и, конечно, плавание ежегодно привлекают сюда тысячи туристов, но главной местной достопримечательностью остаются вовсе не природные красоты, а будоражащая нервы воронка правильной круглой формы у южной оконечности Берриессы. Вода, кажется, уходит прямо в бездну, но за всем этим удивительным объектом стоит абсолютно стандартное инженерное сооружение 1950-х годов.
Озеро по сути является искусственным водохранилищем, созданным в результате строительства в 1957 году плотины ГЭС для орошения земель окрестных ферм. Каждый такой гидротехнический объект обязательно оборудуется специальным водосбросом, в случае необходимости позволяющим планово или экстренно понизить уровень воды в хранилище. На гидроэлектростанции Монтичелло был использован далеко не самый частый, но определенно самый впечатляющий вариант водосброса. Он представляет собой большую бетонную трубу, своей воронкой выходящую прямо на гладь озера. При высокой воде она завораживает, а когда уровень воды падает, все выглядит куда прозаичнее.
В Центральных Андах, на севере Чили, на высоте без малого 3 километра над уровнем моря находится местное национальное достояние, по совместительству являющееся самым крупным по площади «рубцом» на теле Земли из когда-либо созданных человеком. За звучащим для нашего уха одновременно экзотически и несерьезно названием Чукикамата скрывается копаемая уже больше сотни лет дыра в земле гаргантюанских масштабов: 4,3 километра в длину, 3 километра в ширину и 850 метров в глубину.
Для стран Персидского залива нефть, для России газ, для Беларуси калийная соль, а для Чили медь — свалившийся на голову подарок, основа экономики и краеугольный камень благосостояния и экономического чуда. За чудом, впрочем, приходится зарываться все глубже и глубже, благо конца медной руде пока не видно. С 1915 года из этого карьера было извлечено для нужд народного хозяйства более 20 миллионов тонн меди.
На фоне колоссальных глубин Чукикаматы этот кратер в американском штате Невада кажется невзрачным коротышкой, однако за скромной «лунной» внешностью стоит не работа метеоритов, а военные эксперименты. В конце 1950-х годов в США был запущен проект «Лемех» — программа ядерных взрывов, осуществляемых в мирных целях (одним из его советских эквивалентов был проект «Тайга»). В рамках опыта в 1962 году в 19 километрах от сверхсекретной «Зоны 51» было активизировано ядерное устройство мощностью 104 килотонны в тротиловом эквиваленте.
Взрыв, получивший название «Седан», должен был на практике доказать возможность быстрого и дешевого извлечения больших объемов грунта для перспективного строительства каналов, гаваней и карьеров. В этом смысле эксперимент получился: в воздух было выброшено более 11 миллионов тонн породы, однако при этом риску радиоактивного заражения подвергли 13 миллионов человек. Сейчас кратер диаметром 390 метров и максимальной глубиной 98 метров взят под охрану как объект исторического наследия и пользуется некоторой популярностью у туристов: ежегодно его посещают свыше 10 тысяч человек.
Дайавик — это еще одна кимберлитовая трубка, но со своими особенностями. Во-первых, этот алмазный рудник является одним из самых молодых в своем роде: его разработка началась лишь в 2001 году, и за прошедшие полтора десятка лет горняки успели довольно глубоко закопаться в землю. Во-вторых, здесь, на безлюдном крайнем севере Канады, всего в 220 километрах к югу от полярного круга, на поверхность выходят сразу четыре кимберлитовые трубки, а значит, Дайавик представляет собой кластер из нескольких находящихся в разных стадиях разработки карьеров.
Наконец, в-третьих. По прихоти природы алмазные месторождения в этом канадском регионе образовались в окрестностях озера Лак-де-Гра, причем Дайавик — прямо на острове посреди озера. В итоге на относительно небольшом клочке суши площадью 20 квадратных километров, окруженном (по крайней мере, в теплый период) водой, разместились не только гигантские дыры горных разработок, но и целый аэропорт, а также множество других сооружений, необходимых для обслуживания масштабного промышленного комплекса.
Специфика нейтринной астрономии требует строительства обсерваторий для детектирования этих фундаментальных частиц под поверхностью земли. В последнее время данное направление исследования космоса получает популярность, и одним из научных проектов такого рода стал IceCube («Ледяной куб») — не известный рэпер из Комптона, а обсерватория, погруженная в недра Антарктиды.
Реализация проекта началась еще в 2005 году. В течение следующей пятилетки подо льдами южного континента проложили сеть скважин, достигавших глубины 2,5 километра. В этих скважинах были натянуты 86 «нитей», на каждой из которых располагались 60 фотоумножителей, детектирующих нейтрино. Эти тысячи сенсоров распределены в объеме льда, соответствующем одному кубическому километру, — отсюда название проекта.
Если «Ледяной куб» находится на передовой научно-технического прогресса, то следующий объект является свидетелем древней истории человечества и его находчивости. В условиях засушливого климата и низкого уровня грунтовых вод в Индии еще в IX веке получили популярность так называемые «ступенчатые колодцы». Это были настоящие архитектурные комплексы, которые зачастую имели декоративные украшения, строились долго, но позволяли с удобством добираться до воды, в том числе и с домашними животными.
Один из выдающихся образцов такого сооружения расположен в 95 километрах от Джайпура. Чанд Баори представляет собой своеобразную перевернутую пирамиду с 3,5 тысячами ступенек, распределенных по 13 уровням. Платформа с доступом к воде находится на 30-метровой глубине. Здесь температура воздуха ниже существующей на поверхности на 5—6 градусов, что позволяло использовать Чанд Баори не только по непосредственному назначению, но и в качестве своеобразного клуба для местных жителей в особенно жаркие дни.
Карьер главной российской кимберлитовой трубки уже нащупал дно, ныне ее разработка ведется только подземным способом, однако эта спиральная дыра, постепенно формировавшаяся на протяжении 44 лет (вплоть до 2001-го), по-прежнему безмерно впечатляет. Не в последнюю очередь потому, что практически вплотную к ней был построен город Мирный — алмазная столица Советского Союза.
Панельные многоэтажки на краю бездонной пропасти кажутся миниатюрными из-за размеров карьера. Его диаметр — 1,2 километра, глубина — 525 метров. Именно в таком сравнении познается упорство человека, особенно, когда главный приз — алмаз. Кстати, крупнейший алмаз в советской истории (342,5 карата, 68,5 грамма) в 1980 году был найден именно здесь, он получил романтическое название «ХХVI съезд КПСС».
Эта конусообразная воронка диаметром 48 метров, расположенная в горном озере посреди крупнейшего португальского заповедника Серра-да-Эштрела, кажется естественной и оттого завораживает. На самом деле, как и в случае с воронкой на ГЭС Монтичелло, она представляет собой входное отверстие обычного водосброса ГЭС — тоннеля длиной более полутора километров и диаметром 4,6 метра.
Гидроэлектростанцию Лагоа Комприда построили еще в 1955 году. За шесть десятков лет воронка водосброса обросла растениями и ракушками, благодаря чему и приобрела свой столь естественный внешний вид. Добираться сюда непросто: прогулка в одну сторону по пересеченной местности отнимет минимум два часа, однако наградой путнику послужит не только само гидротехническое сооружение, но и прекрасные пейзажи высочайшего горного хребта континентальной части Португалии.
Глубина крупнейшего в Беларуси гранитного карьера в Микашевичах составляет около 150 метров, длина — почти 3 километра, ширина — без малого 2 километра. Габариты по нашим меркам впечатляют, но этот объект кажется мелкой крошкой в сравнении с американским гигантом из штата Юта. Это самое глубокое из открытых небу образований, когда-либо созданных человеком. В 1863 году, когда на нашей территории началось восстание Кастуся Калиновского, в США принялись разрабатывать Бингем-Каньон и делают это до сих пор.
К 1920-м годам здесь работали 15 000 человек одновременно. Каньон представлял собой фактически настоящий город. На дне шла добыча медной руды, а на ступенчатых стенках Бингема шахтеры выстроили дома, в которых жили. К настоящему моменту десятки тысяч человеческих рук были заменены мощными механизмами, по стенкам карьера бегают карьерные самосвалы, а глубина его достигла километра. Никогда еще люди в поисках ценной добычи не забирались так глубоко.
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by