К созданию дизайна интерьеров недавно открывшегося отеля DoubleTree by Hilton привлекалась пара британских дизайнеров, которые многое придумали сами — от оформления номеров до металлической соты в баре на 21-м этаже. На этой неделе они впервые приехали в Минск, чтобы оценить свое детище, а заодно и прогуляться по городу. Onliner.by не упустил возможность показать им минские новостройки. Одни объекты зарубежные специалисты одобрили, от других остались в недоумении, а особенное впечатление на них произвели типичные минские подъезды.
Директор по дизайну интерьеров студии Alexander James Ричард Мортон и дизайнер Сара Брукер встречают нас в отеле, который оформлен по их проекту. Улыбчивые англичане утверждают, что дизайн помещений был воплощен без единого отступления от созданных рендеров. Для этого пришлось изрядно потрудиться над поиском материалов, которые прибывали в Минск со всего мира.
— Идея заключалась в том, чтобы создать дизайн интерьера, в котором будет уютно и тепло, потому что Беларусь — холодная страна. Кроме того, мы задались целью разработать стиль, который будет актуален во все времена. Если дизайн отеля сделать трендовым, то через пять лет он надоест и перестанет быть актуальным.
Несмотря на то, что в готовом виде здание Galleria Minsk стало объектом тысяч фотографий в Instagram, изначально многие минчане не принимали его, ведь вместе с соседом Royal Plaza оно вторглось в старую застройку проспекта Победителей. Дизайнеры такой подход оправдывают:
— Приятно, что Минск сохраняет свои старинные постройки. Во вкраплении новостроек нет ничего плохого, если в целом выдержан стиль. Всегда нужен срок, чтобы жители адаптировались к появлению новых зданий. Пройдет несколько лет — и они привыкнут. Лучше построить что-то новое и грандиозное, чем дом с плохой имитацией под старину.
Англичане признаются: до того как их пригласили разрабатывать дизайн отеля, о Минске они не знали ровным счетом ничего. Но кое-что успели слегка рассмотреть:
— Минск хорош тем, что застройка здесь в основном пока малоэтажная, проспекты широкие и много свободных пространств. В Великобритании застраивается каждый дюйм. Есть, конечно, территории, которые охраняются: зеленые зоны, парки, муниципально значимые площадки. Другие свободные кусочки в городах осваиваются. Тенденция касается всего мира: люди выкапывают подвалы, надстраивают башенки и делают все для того, чтобы увеличить количество своих квадратных метров в центре, где наблюдается дефицит свободных площадей.
— Что это? — внимание дизайнеров привлекает музей ВОВ. — Нам нравится. Конструкция напоминает протянутые руки, будто приветствует людей.
Проезжая по проспекту Победителей, дизайнеры вновь обратили внимание на просторные незастроенные пространства.
— Вокруг знаковых объектов много свободного места, позволяющего рассмотреть их со всех сторон.
Несмотря на то, что к холодам дизайнеры были готовы, оделись они совсем не по белорусской зиме и изо всех сил старались абстрагироваться от голой шеи и неприкрытой головы: надо выполнить миссию. Напротив нас — дома с голубыми фасадами на проспекте Победителей и высотка комплекса D3.
— Я предпочитаю низкоэтажную застройку высотным зданиям, — свою мысль Ричард адресует новостройке D3. — Если бы я жил на таком высоком этаже, то чувствовал бы себя небезопасно.
А вот цвет стоящих рядом домов, который минчане некогда прозвали больничным, Саре понравился:
— Голубой цвет сочетается и с небом, и с дорогой, и со снегом. Он гармоничен.
— Эти дома вполне достойны находиться на одном из главных проспектов Минска, но позже у их жителей могут возникнуть проблемы. Здания находятся очень близко к дороге, и жильцы будут страдать от шума и загрязненного воздуха. Люди еще не поняли, что не стоит строить дома так близко к дороге.
К дворовому пространству голубых домов у гостей также не оказалось претензий. Малое количество детских площадок они объяснили для себя тем, что, возможно, в домах живет не так много молодых семей. А в целом вердикт вынесли такой: во дворе достаточно места, чтобы дышать. Мы же отмечаем, что образцовых дворов Минску однозначно не хватает.
— В Англии схожая проблема: население растет, появляется больше домов, а места для инфраструктуры мало. В последние годы эта проблема становится все серьезней. Кроме того, застройщики в Англии — сильное движение, они гнут свою линию, и никто им не помеха.
А вот один из подъездов вызвал у наших спутников грусть. Им даже было некомфортно ждать лифт в узком помещении, выкрашенном в унылый голубой цвет.
— В этот подъезд надо вдохнуть жизнь, добавить освещения и теплых цветов. Необязательно делать дорогой ремонт, достаточно просто перекрасить стены. Свет не включается автоматически? Это очень грустно…
— Цвет фасадов не вызывает нареканий. Он сочетается с цветом неба и летом будет смотреться веселее. Но внутренние помещения в холодной стране лучше окрашивать в теплые, приятные цвета.
Если бы я был молодым человеком, который завел семью и нашел новую работу, то в этом районе я бы ощущал себя нормально. Для старта это хорошее место для жизни. А для старости… В городах, таких как Москва, Минск, Ереван, такая высотная застройка — обычное дело. Но Англия приходит к малоэтажной застройке.
— Может ли учительница позволить себе купить квартиру в Минске? — по пути в Новую Боровую Ричард задает вопрос, который для нас является риторическим. Отвечаем: разве что с использованием кредита.
— В Англии можно взять кредит на жилье со ставкой 2,5%, но и квартиры дорогие: «однушка» в центре Лондона, купленная с привлечением кредита, может стоить €250 тыс., — говорит дизайнер. — А какая ставка по кредиту в Минске? Около 25%? Это очень дорого!
Въезжаем на территорию Новой Боровой, где нас встречают серо-зеленые панельки и засыпанные снегом нетипичные детские площадки.
— Мы знаем, что такое панельные дома, и это, вероятно, панельки. Какие динамичные фасады! — первое впечатление у дизайнеров неплохое. — Нравится наличие цветных и деревянных элементов на фасаде. Но жилье здесь, наверное, дороже предыдущего? Нет? Ничего себе.
Ежась и разглядывая двор, дизайнеры отмечают оформление мусорных контейнеров, детскую площадку и граффити на контейнерах для велосипедов. Преобладающий зеленый цвет, по их мнению, дает ощущение жизни. Но надпись на английском на одном из дворовых элементов смутила их:
— Почему в Беларуси надпись во дворе на английском? Это модно?
Подъезды «мапидовских» панелек вызвали у Ричарда и Сары восхищение. Также они отметили, что потолки в подъездах комфортно высокие.
— Если говорить о затратах, то в этих подъездах лежит такая же плитка и нанесена такая же краска, как в предыдущем, но здесь есть мысль, жизнь. Несмотря на то, что преобладает серый цвет, он теплый и разбавлен ярким зеленым, оживляющим подъезд.
Поверхность для рисования — как это мило! Видно, что в доме есть комьюнити, люди общаются между собой.
В целом дома креативные — как снаружи, так и внутри. Здесь есть гармония, все элементы сочетаются между собой. В разработке проекта видна философия. Похожие дома можно встретить и в Англии. Но в наших дорогих домах есть особенности: в общих зонах люди зачастую кладут ковры, указатели и надписи подсвечены, есть консьерж.
Сама собой возникла тема вандализма. Каким бы красивым ни был подъезд, он не застрахован от порчи ради забавы со стороны нерадивых жильцов.
— Вандализм есть везде, в Англии тоже. Сложно придумать какие-то меры для борьбы с ним, но как вариант на стенах можно использовать краску, которая легко моется. Здесь стены имеют текстуру — смыть граффити будет сложно.
Подъезжаем к «Маяку Минска».
— Это казино? — взор дизайнеров привлекает торговый центр Dana Mall. — Фасад выглядит слегка дешевенько. А что минчане думают о нем?
Стоя посреди разнородной и незаконченной застройки «Маяка», дизайнеры растерялись и не нашли что оценивать. Но ряд тесно стоящих высоток на улице Туровского им понравился:
— Нравится цветовая гамма. На фасадах есть динамика. Наверху, вероятно, запланированы пентхаусы. Складывается ощущение, что мы находимся в центре города. Так что архитектура этих домов неплохая. Во всяком случае она лучше, чем у этих старых зданий.
Старыми дизайнеры назвали пятиэтажки «Маяка», которые хоть и были построены в первой очереди, но пока все же имеют статус новостроек.
Услышав, что жилые дома названы в честь художников, Ричард высказал интересную мысль: почему бы не оформить фасады новостройки в стиле картин того или иного художника? К примеру, на доме «Моне» могли бы красоваться вкрапления импрессионистских красок, «Кандинский» — яркие точки и линии, «Дали» — сюрреалистичные элементы. Но нет, здания «Маяка Минска» не повторяют художественный стиль гениальных мастеров, в честь которых названы.
— А вот двор выглядит тесным. Но это можно простить, если мы недалеко от центра города. Далеко?
Заходим в первый попавшийся подъезд жилого комплекса.
— Качество плитки не очень хорошее. Цвет стен резкий, какой-то оранжевый. Их можно перекрасить в более мягкий цвет. Мы в своих дизайн-проектах стараемся выбирать для общих зон в домах нейтральные цвета, потому что вкусы у людей разные. Но всегда можно сделать зоны с цветовыми акцентами. К тому же необязательно все стены подъезда красить в один-единственный цвет, можно комбинировать.
Ричард и Сара останавливаются возле двери, которую собственники решили сделать парадной и декорировали камнем.
— Это чья-то самодеятельность? Мы не знали, что так можно делать. Получается, каждый в подъезде имеет право нагородить что-то на свой вкус. Многие так делают? Нет? Ах да, это дорого.
Свое искреннее удивление увиденным британцы закрепили фотографией для личного архива и вдохновения.
— Мы понимаем застройщиков, — заключают дизайнеры. — Ведь общие зоны не являются коммерческим объектом, их не продашь и не сдашь. Именно поэтому их оформлению уделяется мало внимания. Но в последнее время в Великобритании формируется новый подход к строительству: цена квадратного метра может возрасти, если красиво оформлено общее пространство.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by