Как в Майами, но для наших зим: наблюдаем за строительством уникального для Беларуси коттеджа, порвавшего все архитектурные шаблоны

Автор: Оксана Красовская. Фото: Алексей Матюшков
19 августа 2016 в 8:00

Устоять перед соблазном и не поддаться искушению — сложная задача. Особенно если ты собираешься строить собственный дом. Несмотря на все многообразие форм, стилей и размеров, душа обеспеченного белоруса неизменно тянется к классике — дворцы, замки, особняки в стиле Гэтсби продолжают множиться под Минском и в черте города. Уйти от набивших оскомину вензелей, позолоченных львов и белоснежных мраморных лестниц решил один из жителей столицы. Молодой человек задался целью всего за год возвести дом, не свойственный для архитектуры Беларуси и по затратам на возведение сопоставимый с покупкой пятикомнатной квартиры (в хорошем доме) в Минске.

Футуристичного вида дом, в котором по окончании строительства можно будет снимать фильмы о красивой жизни, существует уже не только в смелых мечтах заказчика и неутомимых мыслях архитекторов. Масштабная стройка ведется с начала апреля и должна быть закончена в ноябре. Поле для деятельности предостаточное — 15 честно приобретенных на аукционе соток в пригороде Минска.


Вместе с авторами амбициозного проекта Onliner.by отправился в коттеджный поселок, где каждый день варится грандиозная строительная каша, чтобы своими глазами увидеть, как идет строительство уникального дома, порвавшего все архитектурные шаблоны и обнулившего отточенные на сотнях заказчиков дизайнерские приемы.

— Сомнений и метаний относительно того, какой стиль предпочесть, у заказчика не было, — вспоминает, как все начиналось, директор и главный архитектор проектов компании Teltsov & partners Дмитрий Тельцов. — Он сразу поставил задачу: хочу дом, отвечающий современным тенденциям в архитектуре, но одновременно очень функциональный. Правда, кроме этих данных, конкретики в пожеланиях не было никакой: ни по площади строения, ни по количеству комнат, ни по наличию/отсутствию бассейна. Даже образца, на который можно было бы визуально опираться, не существовало. То есть полная свобода творчества и возможность вносить изменения, которые только приходят в голову. В итоге в основу лег принцип проектирования по Луису Салливену: «Форму определяет функция». Из этого определения родился контраст фасадов здания: внешнего, обращенного к улице, и внутреннего, образующего личное пространство хозяев.

От процесса проектирования, по словам архитекторов, заказчик решил не отстраняться — принимал участие на всех этапах и моделировал-кроил свой дом. Здание (которому, если все получится, самое место на обложке глянцевого журнала) не ужилось с уже известными стилями — ни создатели, ни вдохновитель не смогли классифицировать его. Дом получил ласковое прозвище «Черная белая ворона».

— Дом рос и формировался в соответствии с пожеланиями заказчика. Учитывались самые тонкие нюансы — вплоть до того, как обыграть растущие на участке сосны, — продолжает разговор Дмитрий. — Это раньше клиенту приходилось слепо верить архитектору и до последнего не понимать, что в итоге получится. Сейчас благодаря программному обеспечению можно визуализировать все, вплоть до вида из любого окна — совпадение будет практически стопроцентным.

Несмотря на то, что монолитные работы почти завершены, проектирование дома еще продолжается: в процессе строительства появляются новые факторы, новые пожелания, и все наработки совершенствуются, в том числе и для того, чтобы удешевить процесс настолько, насколько это возможно, без снижения эстетических и технических характеристик дома. В целом разработка проекта и базовых чертежей заняла около семи месяцев.


На то, чтобы воплотить проект в жизнь, заказчик отвел исполнителям ровно год — в ноябре мужчина вместе с семьей планирует отпраздновать новоселье. Торжество пройдет в двухэтажном пятикомнатном доме с гаражом на несколько машин. В состав помещений войдет парна́я с комнатой для отдыха, а во дворе, вдалеке от чужих глаз, расположится бассейн.

— На первом этаже всего одна жилая комната — спальня хозяев, которая дополняется санузлом, гардеробной и «постирочной», — уточняет архитектор Даша Иванова. — Есть и еще одна зона — просторная гостиная, объединенная с кухней и холлом. Сразу стоит уточнить: никаких разграничений на комнаты на первом этаже нет, двери будут только у вспомогательных помещений и в гараж. Четких границ — тут коридор, а тут спальня — нет: одно пространство плавно перетекает в другое, ориентирами служат изменяющееся освещение и высота потолка. По сути, направлять и вести в нужном направлении будет сам дом.


На втором этаже запроектированы две спальни и одна гостевая комната. У каждой комнаты будут свои санузел и гардеробная. Крыша просторной гостиной превратится в открытую террасу спален второго этажа. Предусмотрен вариант и автономного существования второго этажа: при желании часть пространства отсекается дополнительной стеной — тогда попасть на верхний уровень можно по отдельной лестнице, не пересекая общую гостиную. Неизвестно, конечно, что будет через 20 лет, но такой вариант уже предусмотрен.

— Каркас под воздушную «лестницу в небо» был сразу заложен в бетонную стену. Это значительно снижает затраты заказчика: отдельно купленная висячая лестница стоит очень серьезных денег (можно смело записывать в смету четыре нуля), предложенное же нами решение делает ее дешевле в десять раз, — говорит Дарья.

— Открытый бассейн будет построен с применением современных энергосберегающих технологий. Плавать в нем можно при температуре до минус 25 градусов, при этом тратить бешеные деньги на обогрев не придется. Это будет утепленная бетонная чаша размером 12,5×3 метра, закрывающаяся сверху экраном. Проектные решения делают его стоимость равной стоимости пруда, вырытого на участке.

Над объектом мы работаем комплексно, после нас там будет нечего делать и дизайнерам, и декораторам. Цвета стен, пола и потолка — тоже наша прерогатива. Забегая вперед, могу сказать, что изнутри дом будет практически таким же, как и снаружи. Сохранится фактура конструктивного бетона: там, где надо, поверхность зачистится и покроется матовым лаком. Отчасти поиграем разве что с потолками и, естественно, закроем инженерные коммуникации. Грамотно спроектированное пространство не требует никаких дополнений и «красивостей». Если все сложится так, как задумано сейчас, то «внутрянка» дома будет также резкой и нетипичной для нашей страны. Немаловажно, что такие решения позволяют существенно сэкономить на отделочных материалах, — рассказывает директор компании Teltsov & partners.

Архитекторы признаются, что строителям приходится порядочно мучиться, чтобы реализовать все идеи и решения. Слишком уж задачи нетипичные и «нештатные»: даже лестницы и козырьки нестандартные (один из козырьков, который несет исключительно декоративную функцию, будет длиной 17 метров).

— Только комплект чертежей на конфигурацию опалубки и армирования составляет порядка 96 листов. Так что документальная часть здесь эпическая. Зато выполнить работу по таким чертежам смогут любые монтажники без необходимости собственного творчества вплоть до самих хозяев, — смеются специалисты.

Все стены на первом этаже уже возведены. Там, где пока видны пробелы, будет не привычная кладка, а остекление. Окна, которые украсят и гостиную, и спальню, можно без преувеличения назвать гигантскими.


Потолки в доме — переменной высоты. Плоскость «ломается» в пяти уровнях: от 3,6 (в коридоре, ведущем из гостиной в родительскую спальню) до 4,1 метра. На втором этаже чистая высота потолков составит чуть более 3 метров. Приватная часть коттеджа смотрит на восток, бассейн просматривается из всех точек дома, за исключением гостевой спальни. Особое внимание при проектировании было уделено видам, открывающимся из различных помещений дома: акцентным видом гостиной стали растущие на участке сосны, которые дополнительно затеняют пространство комнаты отдыха. Вид с террас второго этажа открывается на лес и внутренний двор.

Форма и общий вид дома настолько нетипичны для наших широт, что многочисленные соседи по поселку, когда строительство только началось, не признали в «эмбрионе» будущий коттедж. Одни говорили, что на участке появится «Евроопт», другие — что детский сад, а третьи — что СТО. Однако со временем даже самым неверующим пришлось признать факт соседства с жилым объектом.

— Работа начинается в 8 утра, выходные выпадают нечасто (в строительстве не бывает такого: ну, вроде успеваем, можно расслабиться). Заказчик всегда хочет поскорее увидеть результат, — объясняет прораб Руслан. — Сейчас возводим стены второго этажа, потом займемся 17-метровым козырьком. Параллельно работаем над благоустройством.

Кладку выполняем из керамзитобетона. Во-первых, это экологически чистый материал. А во-вторых, у него замечательные тепло- и звукоизоляционные свойства. Это оптимальный стройматериал, учитывая тот факт, что дом не будет утепляться. Утепление сулит немалые расходы в будущем: штукатурку надо будет обновлять, стены красить. С этими же стенами ничего не произойдет: поверх кладки будет вентфасад — о заботах можно забыть на долгие годы.


В отличие от многих своих соседей, владелец будущего дома решил не отгораживаться от мира огромным забором.

— Это тот редкий случай, когда заказчик понимает: дом — это часть окружающего нас мира. В то же время объект запроектирован так, что даже при всей его открытости жильцы не будут испытывать никакого дискомфорта. Все, что должно быть скрыто от чужих глаз, будет скрыто благодаря планировочным решениям. Не вдаваясь в конкретные цифры, могу сказать, что строительство такого коттеджа по цене сопоставимо со строительством привычного всем дома, традиционного для наших широт, либо большой квартиры в столице. То есть вау-эффект не стоит запредельных денег — в пересчете на «квадрат» получается одно и то же, — заверяет Дмитрий Тельцов.

Onliner.by продолжит изучать уникальный дом. В следующий раз мы увидим, насколько продвинулась стройка, и расскажем, во что обойдется отопить коттедж. Объясним, как проложить вентиляцию, упростив и удешевив систему. Рассмотрим проблему монтажа остекления и узнаем, как обустроить дворовую территорию, а также на чем можно сэкономить при строительстве (при условии детального и подробного комплексного проектирования).

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by