Наследие холодной войны: во что превратились бывший секретный аэродром и бункер командования авиацией в Щучине

Автор: Николай Градюшко. Фото: Максим Тарналицкий
19 мая 2016 в 8:00

Это сейчас Щучин — обычный и не самый процветающий город на западе Беларуси. А ведь еще лет 30 назад населенный пункт считался одним из крупных центров советской военной авиации. Здесь базировались и реактивные бомбардировщики, способные нести ядерный заряд, и сверхзвуковые истребители. Взлетающие на форсаже самолеты сотрясали оконные стекла, наполняя небо грохотом турбин. После развала СССР и реформирования Вооруженных сил аэродром прекратил свое существование, вместе с ним оказались заброшенными десятки некогда секретных объектов. Что с ними стало сегодня — об этом очередной репортаж цикла Onliner.by о наследии холодной войны.

Одна из грунтовых дорог в окрестностях Щучина приводит к будке КПП и забору с колючей проволокой. Почуяв чужаков, за воротами заходится лаем сторожевой пес.

Некогда сверхсекретный объект — бывший защищенный командный пункт 95-й истребительной авиационной дивизии. Это скрытое земляным холмом двухэтажное сооружение арочного типа, откуда контролировалась оперативная воздушная обстановка. Бункер был хорошо замаскирован и укреплен на случай войны. Прямого попадания ядерной бомбы он бы, конечно, не выдержал, но был рассчитан на взрывную волну определенной силы. На случай сильного радиоактивного и химического загрязнения местности командный пункт мог автономно существовать за счет дизельных генераторов, баллонов со сжатым воздухом и собственных водяных скважин. По некоторым данным, командование могло руководить боевыми действиями из укрытия на протяжении целого месяца.

В отличие от множества разграбленных и уничтоженных вандалами объектов, щучинский бункер неплохо сохранился. Военные вывезли все ценное оборудование. Но остатки техники и систем жизнеобеспечения, настенные плакаты, схемы и таблички все еще хранят атмосферу эпохи «международной напряженности».

После расформирования дивизии военные использовали объект лет десять, а в начале 2000-х окончательно ушли, передав бункер Щучинскому райисполкому. Обсуждалась возможность организовать там штаб гражданской обороны. Были и другие идеи, но полезного применения объекту так и не нашли. Командный пункт законсервировали и выставили охрану.

Так неприметно выглядит главный вход в некогда секретное сооружение.

За обычными деревянными дверями — длинная галерея, ведущая к железной защитной двери с двумя штурвалами. За ней — мощная «герма». Механизмы до сих пор исправно работают.

Оборудование в технологических помещениях частично демонтировано. От дизельных генераторов в силовом блоке остались только платформы.

Хорошо сохранилась электрощитовая.

Еще одно помещение — насосная.

Элементы системы отопления:

Комната с остатками коммутационного оборудования:

Далее идут различные комнаты с остатками мебели в виде столов, стеллажей и встроенных шкафчиков. Некоторые стены обшиты шумоизоляцией.

«Мозг» всего комплекса — главный зал в торце сооружения, где командный состав анализировал воздушную обстановку, контролировал полеты по планам боевой подготовки. Если чужой самолет-разведчик приближался к воздушному пространству страны или внаглую вторгался на нашу территорию, сюда поступал сигнал и командование решало, как его перехватывать, какие истребители высылать. Такие ситуации отрабатывались и на учениях.

Напротив мест, предназначенных для командира и его заместителя, находились специальные планшеты, на которых отображалась ситуация в небе.

Вентиляционные системы находились на втором этаже. На случай заражения наружного воздуха были предусмотрены специальные фильтры.

На втором этаже также располагался санузел, небольшой пищеблок для питания гарнизона, кабинеты.

В помещениях бункера на глаза попадаются журналы связистов, какие-то бланки и документы. Обнаружились и карты погоды с нанесенными пометками на территории Польши. Для мониторинга и прогноза погодных условий применялся собственный метеолокатор.

За командным пунктом на поверхности земли расположена обвалованная площадка. Туда подъезжали специальные грузовые автомобили с радиолокационным оборудованием. Они накрывались маскировочными сетями, подключались к коммуникациям и обеспечивали связь с внешним миром.

В 2013 году командный пункт впервые выставили на аукцион. Тогда покупателей не нашлось, видимо, из-за высокой начальной стоимости — 10 млрд рублей. Сейчас Щучинский райисполком снова готовит документы на проведение торгов. Новая цена пока на утверждении.

В исполкоме полагают, что у бункера есть туристический потенциал. Конечно, щучинский командный пункт не производит такого сильного впечатления, как, например, подземный узел связи в Каменецком районе, сохранившийся почти в оригинале. Но даже в таком состоянии объект представляет интерес для всех, кто интересуется историей, авиацией, наследием холодной войны.

Прилегающая к командному пункту территория довольно большая — 8,5 гектара. Есть собственная трансформаторная подстанция, баня, пруд. Быть может, найдется инвестор, который обустроит здесь кемпинг или базу отдыха, а бункер превратит в музей. В пустующих помещениях можно создать экспозиции, посвященные авиационному прошлому Щучина. Состояние сооружения далеко от аварийного, и все же для его «реанимации», реконструкции инженерной начинки потребуются немалые капиталовложения.

* * *

Покидаем командный пункт и едем на восточную окраину Щучина, где находится бывший военный аэродром. Он был построен в 1939 году сразу после того, как войска Красной армии заняли территорию Западной Беларуси. В июне 1941-го аэродром стал одной из первоочередных мишеней для немецкой авиации. Восстановление началось после войны. А уже в 1950-х годах здесь обосновалась бомбардировочная авиационная дивизия, оснащенная реактивными Ил-28, представлявшими для потенциального противника серьезную ядерную угрозу. Тогда же была построена бетонная взлетно-посадочная полоса длиной 2500 метров. А неподалеку появился военный городок, застроенный силикатными трехэтажными «сталинками» — по тем временам элитное офицерское жилье с высокими потолками, эркерами и балконами.

Архитектурное украшение Щучина — дворец Друцких-Любецких — долгое время служил Домом офицеров.

По мере ускорения гонки вооружений авиация отошла на второй план. Тихоходные бомбардировщики стали слишком уязвимыми для ПВО, и в холодной войне наступила эпоха стратегических ракет. Расформированную дивизию бомбардировщиков в Щучине сменили два полка — истребителей и разведчиков. Оба летали на сверхзвуковых МиГах. Чуть позже в городе разместилось управление 95-й истребительной дивизии.

В дальнейшем для самолетов были построены железобетонные арочные ангары-укрытия. В 1977 году взлетную полосу удлинили, положили второй слой бетонных плит, и аэродром стал относиться к первому классу (мог принимать любые типы военных самолетов, включая «тяжеловесы» Ан-22 «Антей» и Ил-76). Вплоть до перестройки в Щучине дислоцировались различные авиационные части и подразделения, прикрывавшие с воздуха западные рубежи большой страны. В конце 1980-х 95-я истребительная дивизия была оснащена самыми современными на то время самолетами (Миг-23, МиГ-25 и даже Миг-29).

МиГ-25ПУ на постаменте при въезде в Щучин

В 1988 году, в разгар сокращения и реорганизации Вооруженных сил, 95-ю дивизию расформировали. Об этом трагическом для многих щучинцев периоде вспоминает Андрей Васильчик, создатель сайта об авиационном прошлом Щучина, где собрана наиболее обширная информация о базировавшихся в городе авиационных частях и подразделениях:

«В детстве я жил в 200 метрах от забора аэродрома и летом с товарищами через него перелазил и подолгу сидел на ангаре №2, наблюдая взлеты и посадки самолетов. И, конечно же, мечтал об авиации. Ну а что уже говорить о парадах. Как незабываемы они были! Вид марширующих стройных офицеров в синей форме, звенящих медалями, вызывал удивительное чувство гордости за великую страну. Но, к сожалению, ничто не вечно под луной. Пришло удивительное время — время перестройки. Я не был еще достаточно взрослым, чтобы понять все происходящее, но аэродром тоже начал изменяться. Что наиболее удивляло — МиГи-23 с отрезанной хвостовой частью. Это вызывало искреннее недоумение. Вскоре не стало СССР и начался период „дикого капитализма“ и полнейший бардак. Рассказы знакомых о летчиках — элите Вооруженных сил — которые внезапно перестали интересовать руководителей государства, которых выгоняли из армии без пенсии. Работы в маленьком городе не много, и офицеры становились строителями, чернорабочими и сантехниками, чтобы содержать семьи. О Щучине все внезапно позабыли. Никому не нужный, он потихоньку разваливался и раскрадывался. Это напоминало медленную агонию».

За время существования аэродрома произошло немало авиационных инцидентов и катастроф. Последняя случилась 21 октября 1992 года. Миг-25 расформированного 151-го полка радиоэлектронной борьбы должен был лететь в Барановичи для последующей разделки на металлолом. Поднявшись в небо, истребитель рухнул неподалеку от аэродрома возле деревни Давлюдовщина. Уводя машину от жилых домов, пилоты не успели катапультироваться.

Памятник на месте той трагедии, выполненный в виде воткнутой в землю хвостовой части самолета, производит сильное впечатление. В какой-то степени он олицетворяет и конец славной авиационной истории Щучина.

Покинутый военными аэродром долгие годы ветшал и разрушался, превращаясь в свалку строительного мусора. Кто-то демонтировал и увез бетонные плиты взлетно-посадочной полосы. С особой болью за происходящим наблюдали ветераны военной авиации.

И все же местные власти не допустили полного уничтожения базы. Авиационные ангары были сданы в аренду под склады различным предпринимателям. Удалось отстроить и вовлечь в оборот многие здания. Бывший диспетчерский пункт превратился в конный двор. Вокруг него на фоне самолетных боксов и капониров пасутся грациозные лошади.

Один из ангаров открыт, что позволяет осмотреть его изнутри.

Некоторые сооружения законсервированы, другие полностью «выпотрошены» и стоят без окон и дверей.

Так выглядит сегодня бывший контрольно-диспетчерский пункт:

С «заброшкой» времен холодной войны неожиданно контрастируют технологии нового времени: на окраине аэродрома недавно появилась солнечная электростанция мощностью 2,5 МВт.

От взлетно-посадочной полосы осталось только бетонное покрытие, положенное еще в 1950-х годах. Три года назад его очистили от хлама, и с аэродрома впервые за много лет поднялся в небо самолет. Гродненские пилоты-любители при поддержке местной власти решили развивать в Щучине легкомоторную авиацию: провели несколько авиационно-спортивных праздников, открыли школу пилотов, устраивают обзорные полеты. Дело нужное. В ее нынешнем виде щучинская «взлетка» может принимать самолеты весом в 5—7 тонн.

Военные давно покинули эти места, их бомбардировщики и сверхзвуковые истребители распилены на металлолом. А аэродром остался. Сегодня здесь пасутся лошади, сверкают солнечные панели и время от времени тарахтят легкомоторники. Бывший секретный объект живет другой, мирной жизнью.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by