Лучший торговый центр. Первый тур: «Замок» или Arena City. Куда вы отправитесь за покупками и отдыхом?

Автор: Лора Нагапетян. Фото: Максим Тарналицкий
18 апреля 2016 в 8:00

Минск преследует своеобразный рок. Понимая нарастающую потребность минчан покупать все необходимое, не выезжая из страны, застройщики несколько лет старательно наверстывали упущенное, строя массивные торгово-развлекательные центры, а неблагодарные жители столицы все равно направляются в сторону литовской или польской границы, чтобы потратиться и закупиться в соседских моллах. Так что же не так с минскими торговыми центрами? А может, все с ними в порядке и при надобности обновить гардероб или получить дозу развлечений они без труда помогут, а к соседям мы едем по привычке? Onliner.by берет на себя задачу оценить столичные ТРЦ, чтобы выбрать тот, который и по белорусским, и по европейским критериям может носить звание лучшего. Объявляем битву торговых центров, судьями в которой будут читатели. В первом туре рассматриваем два относительно новых торговых гиганта, расположенных на проспекте Победителей, — «Замок» и Arena City.

Бум торговых центров в Минске начался лет этак пять назад, нарастал в последние годы, но недавно «споткнулся». Сведущие люди считают, что приход в Минск самых крупных игроков торгово-развлекательной сферы, которые поднимут ее на новый уровень, пока еще впереди. Строительство центров идет лениво, перспектива их наполнения выглядит еще более вяло. Судить, конечно, еще рано, ведь крупные Green City, Galleria Minsk и Dana Mall держат свое развитие в строжайшем секрете: то ли чтобы не сглазить, то ли потому что делиться особо нечем. Надеемся, они правда подарят Минску новый уровень потребления и развлечений, а пока имеем что имеем. Мы составили список самых популярных и крупных ТРЦ в Минске, сочетающих в себе шопинг, еду и развлечения, и провели их ревизию.

Итак, участники первого тура — «Замок» и Arena City. Они расположились недалеко друг от друга на одном из самых застраиваемых проспектов столицы и открылись с разницей в один год. Проект Павла Топузидиса «Замок» с соответствующей названию архитектурой заработал в 2012-м, а детище Юрия Чижа Arena City, название которого перекликается с расположенной напротив «Минск-Ареной», — в 2013-м.



Вот уже который год «Замок» на проспекте Победителей, 65, является самым крупным торгово-развлекательным центром в Беларуси. Общая площадь четырехэтажного здания — 94 тыс. кв. м. Еще до открытия архитектура комплекса подверглась нападкам критиков. Застройщик говорил, что здание сочетает в себе элементы старинных белорусских замков и современные решения. А люди называли его китчевым, безвкусным, но со временем привыкли.


Arena City на проспекте Победителей, 84, немного уступает сопернику по площади — 86 тыс. кв. м. А вот архитектура отличается в корне: форма трехэтажного здания вытянутая, футуристическая, под стать стеклянному «новостроенному» проспекту. Нападок на архитектурное решение со стороны зорких минчан не было.


Так как метро ни в ближайшем, ни в отдаленном будущем к микрорайону Лебяжий не дотянется, добираться до обоих торговых центров можно пешком, на общественном транспорте или на машине. Благо автобусы ходят здесь исправно и нередко, а остановки расположены прямо напротив центральных входов объектов.

* * *

Поставить автомобиль в пятиуровневом паркинге «Замка», насчитывающем более 2000 машино-мест, можно бесплатно. В целом в будние и выходные дни место можно найти всегда. А вот накануне больших праздников водителям стоит поберечь нервы: въезжать и выезжать отсюда можно часами. Заезд находится без труда, свободные места на этажах показаны на табло — удобно и просто.



Навигация вполне понятная и не вызывает недоумения. Ширина машино-мест достаточная — поместиться может и кроссовер, и легковушка.


У парковочных мест нет номеров, но есть цветовые индикаторы. Для тех, кто может забыть, где оставил машину, колонны каждого этажа имеют свой цвет — особо рассеянным советуем запоминать его.



Даже не знаем, о чем свидетельствуют огромные выбоины на подъемах: о популярности торгового центра или о безразличии застройщика к состоянию паркинга, — но такие ухабины просто непозволительны.



Заезд в паркинг Arena City как будто специально замаскировали. Заезжая туда впервые, вы можете легко промахнуться и пролететь вдоль проспекта. С задачей справились, потому что мы здесь гости частые. Паркинг тоже бесплатный, но на пути к машино-месту водителей будут сопровождать совершенно непонятные знаки — Р-1 и Р-2. Что они значат, догадаться можно, но напрягать мозг — совсем не то, что надо при въезде в торговый комплекс. О наличии свободного места говорит зеленый свет.




Ворота открываются автоматически, а далее начинается то, что выбесило не одного водителя. По многочисленным отзывам, въезды на подземные уровни Arena City опасно узкие, и новичок может неловко зацепить бампером стену. Есть жалобы и на навигацию: как зайти в торговый центр — понятно, а вот как потом выехать — не совсем.


У машино-мест есть и номера, и цветовые индикаторы. Их ширина настолько мала, что припарковаться трем машинам на отведенном для них участке сложно. Даже если справиться с этим квестом, то невозможно будет выйти из машины. Поэтому все здесь паркуются как им удобно, занимая сразу несколько парковочных мест.




* * *

«Замок» радушно встречает посетителей сразу несколькими входами: тут тебе и обычные двери, и раздвижные, и вертушки. Arena City поскромнее.



Мы не понимаем, как могло так случиться, но, чтобы дойти до дверей Arena City, нужно пересечь велосипедную дорожку. Каждый раз приходится осматриваться и рефлекторно ждать удара. Летом проблема критична.


Специалисты уверены, что атмосфера торгового центра — важнейший критерий любви посетителей. Человек должен зайти внутрь, почувствовать себя комфортно и захотеть провести здесь много времени. Входим внутрь и проникаемся атмосферой.

Разобраться, что и где находится, помогает интерактивная или хотя бы обычная карта. Возле центрального входа в «Замок» такой карты нет, в отличие от Arena City. Зато в обоих случаях можно обратиться в инфоцентр. Кроме того, карты встречаются на этажах.

ТРЦ «Замок»

ТРЦ «Замок»

ТРЦ Arena City

ТРЦ Arena City

* * *

«Замок» наполнялся постепенно. Заработали первый этаж, продуктовый гипермаркет, магазины на втором и третьем этажах открываются до сих пор, а четвертый, развлекательный, этаж стал доступен в 2014 году. У торгового центра есть преимущество — здесь представлены бренды, которые в Минске больше нигде не найти. Часть из них появилась, видимо, благодаря налаженным связям «Короны» на Кальварийской.




Комплекс предлагает более 150 магазинов одежды, обуви, косметики. В числе эксклюзивных брендов — Tommy Hilfiger, Lacoste, DKNY Jeans, Marella, Strellson, Next. Обывательское наблюдение: большинство магазинов — не для среднего кошелька. Но есть и доступная одежда: Oodji, Colin’s, Mango. Скидок сейчас практически нет, но периодически торговый центр устраивает распродажи.



Магазины расположены блоками вдоль атриума. Разобраться в навигации нетрудно. Разгуливая вдоль перил, можно увидеть, что находится выше, заинтересоваться брендом и подняться наверх.



Подниматься и спускаться можно по ступенькам, эскалаторам или на лифтах, которые почти зеркально расположились с двух сторон центра.




С указателями в «Замке» не все хорошо. Их либо нет, либо они незаметны. С ходу невозможно понять, где найти ту или иную категорию товаров. Зато о табличках с санузлами не забыли. Их мы тоже проверили. В современном торговом центре кристально чистым должно быть все, и туалеты в том числе. Здесь они хоть и немного «подгулявшие», но опрятные: нет неприятных запахов, всегда в наличии бумага, мыло.


Вернемся к чистоте. Пыль и грязные следы в уважающем себя торговом центре — недостаток непозволительный. Белые перчатки для проверки пыли мы не надевали, но беглым взглядом грязи не заметили. Мусорки возле скамеек всегда пусты, пол чистый, стеклянные витрины не заляпаны.


Фоновая музыка в «Замке» перебивается объявлениями и рекламными сообщениями. Музыка ненавязчивая, но слышна отчетливо. В помещениях не душно, вполне комфортно, посторонних запахов нет. Декор торговых этажей простой. Замковая стилистика есть только на четвертом этаже. С высоты атриума свисают новогодние украшения: забыли убрать или это так надо, не знаем.




«Замок» — один из немногих торговых центров, который решил предложить минчанам не только шопинг, но и массу развлечений, выделив под них целый этаж. И не прогадал: на четвертом этаже никогда не бывает пусто. После хождения по магазинам ноги сами ведут туда, где еда и зрелища.


Здесь расположены рестораны Belvedere, «Папараць-кветка» и «Амстердам», бары, концертный зал Prime Hall, кинотеатр и даже ледовый каток, салон красоты, барбершоп. Здесь хочется припомнить и первый этаж, который вместил объекты сферы услуг, магазины и обменники. Складывается впечатление, что в «Замке» можно даже жить, потому что здесь есть абсолютно все (разве что спальных мест нет), главное — иметь деньги на такую жизнь.









Wi-Fi в минских торговых центрах бессмысленный и беспощадный. В большинстве из них его просто нет. «Замок» не исключение.


* * *

Отправляемся изучать наполненность Arena City. Напомним, что, сделав первый шаг на площади центра, гость должен без труда понять, куда ему нужно держать путь. Войдя внутрь, мы сразу утыкаемся в ненужный нам магазин парфюмерии и инфоцентр. Совершенно не видно, что творится на других этажах. Некоторую ясность вносит навигационная табличка возле эскалаторов.


Планировка Arena City запутанная. Даже держа в руках карту, можно долго недоумевать. А по сути, здесь всего три этажа, около 70 магазинов одежды, обуви, украшений и косметики, фудкорт, кафе, развлечения.


Складывается впечатление, что архитектор в первую очередь думал не о функциональности здания, а о его эстетике. Декора даже слишком много: декоративное дерево, водопад, озеленение, граффити, бабочки под стеклянным фонарем в центре здания.




А вот лестницы, эскалаторы и лифты расположены хаотично.




Есть огромные пустующие помещения. Нельзя же так нерационально использовать пространство.


Скамейки, несмотря на то что «работают» всего третий год, уже выглядят старыми, а мусорки, к нашей досаде, были частично заполнены. По чистоте остального пространства нареканий нет: пыли и грязи замечено не было.



С указателями все в порядке. Без труда можно найти банкомат, санузлы и другие нужные направления. Музыка в Arena City еле слышна: то появляется из неизведанных далей, то совсем пропадает.


Эстетика продолжается и в санузлах: своеобразный хай-тек, неприятных запахов нет, бумажные полотенца для рук подаются автоматически, жидкое мыло в наличии имеется, но в нескольких кабинках не было туалетной бумаги.


В Arena City нет ни одного масс-маркетового магазина одежды, и это сразу отметает колоссальную часть рядовых покупателей со средним заработком. Минчанин не понаслышке знает, что этот торговый центр будто специально построили для жителей элитных застроек неподалеку. Аккуратно обставленные 5th Avenue, Icon, Trussardi Jeans, Defile, Emporio Armani Underwear сперва отпугивают нарочитой элитностью, а потом ценами.


Если обычный рабочий белорус закупиться одеждой здесь не сможет, то, возможно, найдет что-нибудь в разделе детских игрушек, обуви, товаров для спорта, косметики или мебели. В любом случае шопинг в Arena City — однозначно не для всех. Может, поэтому торговые галереи пустынны и в будни, и в выходные.




Зато Arena City берет свое по части еды и развлечений. Проголодавшийся неудовлетворенным здесь не останется. В разных частях торгового центра есть полноценные кафе — «Батуми», Stolle, «Пицца Темпо», фан-хаус «Динамо-Минск», Plaisir.


На втором этаже достаточно большую территорию занимает относительно новое явление в торговых центрах Минска — фуд-корт. Здесь впервые в столице открылось кафе-мороженое Baskin Robbins, а также давно работают такие точки, как Good Burger, Manga, Smetana, Pizza Smile, Ti Amo.


Фуд-корт особо популярен после матчей и концертов, проводимых в «Минск-Арене». В такие часы свободные места найти сложно. Удобные красные диванчики облюбовали и школьники — их можно встретить здесь практически в любой день. Они занимаются тут важным делом — прогуливают уроки, но почти ничего не покупают и мешают законным посетителям. Об атмосфере позаботились и на фуд-корте: над ним нависают замысловатые светильники, создающие своеобразный стиль.


В 2015 году в Arena City открылся второй в Минске мультиплекс Silver Screen. Здесь он не такой масштабный, как в Galileo, но не менее популярный. Кинотеатр дарит торговому центру огромный плюс и прибавляет множество клиентов.


В числе других развлечений здесь — детские Bumper Park и «Карамелька». Также есть фитнес-клуб, к которому ведут лифт и винтовая лестница возле фуд-корта.



Wi-Fi работает только на фуд-корте.


* * *

Магазины в Arena City работают с 10:00 до 22:00, ProStore — с 9:00 до 24:00, кафе — с 10:00 до 24:00. Тот, кто не успел купить продукты до полуночи, может поехать в «Замок»: здесь гипермаркет «Корона» работает до 2:00. Магазины в «Замке» также функционируют с 10:00 до 22:00, кинотеатр и ледовый каток — до полуночи.

Подводим итоги. «Замку» больше подходит определение народного торгового центра, даже несмотря на наличие большого количество брендов со стоимостью товаров выше средней, ведь в Arena City в принципе все марки исключительно дорогие. Зато в ТЦ напротив «Минск-Арены» живет любимчик минчан — мультиплекс. В обоих торговых центрах достаточно развлечений, но, как ни крути, не хватает европейских масс-маркетовых брендов, за которыми мы ездим в Литву.

ТРЦ «Замок»

ТРЦ Arena City

* * *

Мы рассмотрели два топовых торговых центра Минска, а самое главное поручаем сделать вам. Какой из них вам нравится больше, куда вы охотнее отправляетесь за покупками и отдыхом? Сделайте свой выбор, а через неделю мы подведем итоги вашего голосования — победитель выйдет в полуфинал. В следующий понедельник выбирать будем из второй пары участников.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by