До сих пор в «скользком» оконном вопросе нам удавалось услышать по большей части одну сторону — разгневанные горожане жаловались на настойчивые атаки специалистов кол-центров и «ходоков»-менеджеров. Узнать, как выглядит ситуация изнутри, Onliner.by удалось благодаря минчанину Ярославу, который продержался в изматывающем бизнесе без малого два месяца, а заработал за это время сущие копейки.
В новоявленную компанию по ремонту и регулировке окон вчерашний студент попал в декабре — в разгар так называемой «подготовки окон к зиме».
* * *
Искал работу самостоятельно, в итоге в соцсетях наткнулся на интересное объявление: все было очень красочно и интересно расписано — зарплата 10—20 миллионов, молодой коллектив, перспективы роста. То, чем предстоит заниматься, было указано очень обтекаемо, мол, заключать договора, работать с людьми. Для себя решил, что требуется менеджер-консультант. Позвонил и записался на собеседование.
Уже на встрече, которая проходила в одном из многочисленных офисов, рассказали, что компания занимается сервисным обслуживанием окон. Пояснили: надо будет ходить по квартирам (адреса известны заранее) и проводить диагностику, рассказывая людям, какие именно у них есть неполадки. А затем уже предлагать заключить договор, чтобы пришел мастер и все починил. Девушек, которые также приходили в тот день, ориентировали на работу в кол-центре. Кто-то отказался сразу, я же решил попробовать свои силы.
Тех, кто не ушел, пригласили на обучение, которое длилось около двух часов. Нам рассказали про окна, самые распространенные проблемы и как надо их устранять, а заодно как преподносить информацию клиенту. Также нас учили (вплоть до конспектирования), как отвечать, если люди сомневаются, возражают, реагируют агрессивно. Делали упор на то, как надо убеждать хозяев квартир, что им наша услуга очень нужна.
Например, если женщина говорит «ой, дорого», надо ответить «а как вы думаете, дорого для вас или для окон?». «Дорого для меня», — само собой, ответит хозяйка. Но ты убеждаешь: «Если не сделать сейчас, затянуть, в последующем окна могут выйти из строя и ремонт обойдется гораздо дороже». Фактически мы запугивали оппонентов. Кстати, установку обманывать людей, у которых хорошие окна, нам никто не давал. Если все в порядке, то мы об этом так и говорили. Тем более часто попадали на хозяев квартир, которые сами занимаются окнами.
С нами, как с сотрудниками, заключали договор подряда сроком на месяц. По его истечении обещали оформлять трудовую книжку, но, понятно, никто этого так и не дождался. Более того, даже договор подряда продлевать не стали, и мы фактически работали как «левые» люди.
Рабочий день начинался в 10:00 — мы должны были приехать в офис, до 12:00 обсуждали, как надо «закрывать» возражения, какие бывают люди и как их надо «обрабатывать», чтобы они соглашались. Потом уже нам раздавали адреса, и все разъезжались по районам. Закончиться мой день мог когда угодно поздно — и в 21:00, и в 22:00. Часто работали без выходных — в компании устраиваются месяцы рекордов, когда выходные вообще даже нельзя брать, якобы это лучше для нас — заработаем больше денег.
Кстати, люди на нас реагировали по-разному: большинство считало, что так и надо. Кто-то думал, что мы из ЖЭСа, ТСЖ. Понятно, встречались и те, кто реагировал негативно и агрессивно. Но нас тоже учили, как надо реагировать: улыбаться, говорить «ну что ж я вам плохого сделал?», «разве я похож на мошенника?». И это действительно работало. Те, кто грозил вызвать милицию, — не проблема: у нас есть и беджи, и печати, и договора, так что не страшно и ничего противозаконного.
На мой взгляд, стоимость работ очень завышена. Например, пропенить отлив с улицы стоит 250 000 за один подоконник. И это при том, что один баллон пены стоит 100 000 и его хватит на все окна. Сделки заключались на совершенно разные суммы — от 400 тысяч до 12 миллионов. Нередко мы предлагали рассрочку, чтобы заинтересовать людей. Знаю, что один парень заключил договор на 40 миллионов.
Получать мы должны были от 10% за каждую сделку. Но часто случалось так, что люди сначала заключали договор, а потом отказывались. Так было с пенсионерами или с женщинами в декрете: днем они согласны, а вечером, когда приходят дети и мужья, решают, что ничего уже не нужно. И вот приходишь ты раз в две недели получать зарплату — рассчитываешь на одну сумму, а получаешь в десять раз меньше.
За последние две недели работы мне, по моим же подсчетам, должны были заплатить 3,5 миллиона, но выдали только 250 000. И это при том, что я все время работал. Объяснили это тем, что люди поотказывались, попереносили даты.
По поводу номеров телефонов, по которым девушки обзванивали горожан: нам объясняли, что «Белтелеком» в интернет выбрасывает базы. А если чего-то нет, то по платной справке 109 узнавали абонентскую базу.
Честно, из-за таких расценок работать мне было неловко. Становилось жалко людей, у которых выскакивали огромные суммы. Благо наши договора имели лазейки и позволяли делать скидки. Знаю, что сотрудники филиала в Бобруйске делились успехами: весь офис за день делает 300—400 миллионов, «прописывая» обязательную замену дорогих уплотнителей. У нас же выходило 60—70 миллионов. За что нас, собственно, и ругали, пугая, что найдут других, которые будут рады работать.
Для себя решил, что не вернусь в этот бизнес никогда — за два месяца я заработал 1,5 миллиона (даже не бюджет прожиточного минимума), при том что у меня не было ни выходных, ни праздников. Предусматривалась, конечно, и мотивация — самых лучших обещали отправить в путешествие по Средиземному морю на круизном лайнере, подарить телевизор, ноутбук или $1000. Но до сих пор не представляю, как можно заработать суммы, после которых начинаются «щедрые» подарки.
Читайте также: