$660 за «квадрат». Под Минском начинают собирать дома из экопанелей

Автор: Николай Градюшко. Фото: Максим Малиновский
09 февраля 2016 в 8:00

Под Минском появляется все больше похожих друг на друга модульных домов, которые собираются на участке и подключаются к коммуникациям за несколько дней или недель, а сто́ят — как однокомнатная квартира. Взглянешь с одной стороны — какая-то бытовка, зайдешь с другой — модный коттедж с террасой и окном от пола до потолка. Проектированием и производством модульного жилья в Беларуси занимаются уже не менее десяти компаний. Одна из них недавно собрала в Радошковичах свой первый демонстрационный дом, получивший название House-A. Onliner.by изучил новинку рынка.

— Модульные дома сейчас в тренде по всему миру. В Беларуси интерес к ним возрос в связи с кризисом, ведь это компактное и быстросборное жилье за небольшие деньги. Покупка такого дома сродни приобретению автомобиля: человек обращается в салон, заказывает модель и комплектацию, а через несколько недель получает ключи, — объясняет идею Андрей Маковский, архитектор компании ZROBYM architects.

Как это сделано?

Недостаток почти всех модульных домов — низкая высота потолков. Зачастую это приземистые строения с почти плоской крышей. Такие ограничения связаны с невозможностью перевозки габаритных конструкций по дорогам без специального разрешения. А стандартный модульный дом доставляется на участок именно готовыми комнатами или блоками. В Радошковичах используют принципиально иную технологию. В цеху собираются не жилые модули с полом, стенами и потолком, а экопанели, которые потом привозятся на участок и монтируются на готовом фундаменте.

За счет этой технологии высота дома достигает около четырех с половиной метров в коньке, что позволяет использовать пространство под скатами крыши, размещая там дополнительное спальное место. Минимальная высота потолка у стен при этом составляет два с половиной метра — как в стандартной городской квартире.




Экопанель представляет собой утепленный блок размером 2,5 метра в высоту и 0,6 или 1,2 метра в длину, толщина составляет 30 сантиметров. Сначала деревянный каркас каждой панели заполняют эковатой — это целлюлозный утеплитель, состоящий из переработанной бумаги с добавлением борной кислоты. Затем панель накрывают пароизоляционной пленкой (чтобы не пустить влагу в помещение, но дать ей возможность свободного выхода из дома наружу) и обшивают «дышащими» фибролитовыми плитами Green Board (древесная стружка и портландцемент). Домокомплект из нужного количества панелей доставляется на участок, где они устанавливаются на свайный фундамент при помощи подъемника, монтажной пены и шуруповерта. Процесс напоминает сборку детского конструктора.

Следующий этап — сооружение стропильной системы крыши. Туда укладывают панели, обшитые с двух сторон не Green Board, а ОСБ-плитами.

Потом монтируются водостоки, вентилируемый фасад из лиственницы, фальцевая кровля, вставляются окна, сооружается веранда.

Процесс сборки запечатлен на timelapse-видеоролике.

Площадь House-A — около 50 квадратных метров. Дом имеет два входа: основной с северной стороны и дополнительный с обращенной на юг террасы. Справа от главного входа — дверь в небольшое помещение котельной.


Помещение котельной

Заходим внутрь. Как таковой прихожей здесь нет. Перед нами небольшой коридор. Слева — дверь в санузел, справа — место для раздвижного шкафа.


Санузел

Дальше — большое просторное помещение. Это кухня-гостиная.



Со стороны гостиной вдоль стены предусмотрена ниша — место для двуспальной кровати.


Еще одно спальное место можно организовать на втором уровне под стропилами. Там же в крыше есть небольшое окно для наблюдения за звездами.


В доме пока что лежит черновой пол, не выполнена отделка. Для нас это даже хорошо: можно рассмотреть внутренний слой экопанелей. Сразу смущает обилие плит ОСБ. Известный факт: спрессованные древесные опилки, пропитанные клеями и смолами, выделяют вредные для человека фенолы и формальдегиды.

— Основные материалы дома — это экологически чистые Green Board и эковата. Они обладают хорошей паропроницаемостью, регулируют уровень влажности и CO2 в помещении. Плиты ОСБ используются в перегородках и кровле для придания жесткости. Можно было подобрать и другой материал, но тогда дом оказался бы дороже, — поясняет Андрей Маковский. — Нельзя сделать дом одновременно дешевым, на 100% экологически чистым и энергоэффективным. Мы пытались соблюсти рациональный баланс.

Плиты Green Board

Позже стены и потолок обошьют деревянной рейкой. В завершенном виде House-A может выглядеть примерно так:









Можно ли жить зимой?

Многие белорусы воспринимают модульное жилье исключительно как дачный вариант и не более того. В ZROBYM architects уверяют, что их дом пригоден для круглогодичного проживания. Для отопления будет использоваться котел (на газу или на твердых видах топлива). Возле большого окна смонтируют конвекторы. Удерживать тепло поможет энергоэффективная конструкция стен. Андрей поясняет:

— По современным белорусским нормативам, коэффициент теплосопротивления стены принимается равным 3,2 — это примерно 15 сантиметров минеральной ваты в стене каркасного дома. В наших домах 30 сантиметров утеплителя и двойной легкий каркас, который ликвидирует мостики холода через деревянные несущие стойки. Таким образом мы получили коэффициент около 6, что почти в два раза превышает современную норму энергоэффективности. Все это позволит экономить на обогреве зимой.




Со стенами понятно. А как жить зимой с окном от пола до потолка?

— Витражное остекление здесь — с коэффициентом сопротивления теплопередаче 0,8 — это надежная защита от холода, — дополняет своего коллегу архитектор Алексей Кораблев. — С северной стороны окон вообще нет. Большое окно обращено на юг. Зимой через него проходит солнечный свет, нагревая пол и стены. Благодаря специальному напылению в холодное время года все полезное тепло остается циркулировать внутри помещения. Летом же солнце находится значительно выше и отсекается козырьком крыши. В жару спасет дом от перегрева и «дышащая» эковата.





Ориентация большого окна на юг — один из принципов passive house, по которому строят во всем мире. Однако что делать, если южная сторона дома выходит на улицу или смотрит в окна соседям?

— Конечно, в идеале из большого окна должен открываться красивый вид на сад, на внутренний дворик, — говорят архитекторы. — Но так бывает не всегда. Как-то мы разработали оригинальный проект модульного дома на двухметровых сваях. Сразу две выгоды: защита от любопытства прохожих, и машину снизу можно припарковать.

Сколько стоит?

— Мы ориентировались на стоимость и размеры квартиры-студии в новостройке и пытались предложить то же самое, только в формате загородного дома, — говорит Алексей. — Получилось даже дешевле. С разводкой коммуникаций и внутренней отделкой такой дом будет стоить $33 тыс. в эквиваленте. Это $660 за квадратный метр.

К этой сумме стоит добавить стоимость участка, если его нет. Землю в Минском районе продают на аукционах. Наделы площадью 10—15 соток в радиусе 10—20 километров от МКАД уходят с молотка в среднем за $15—30 тыс. в эквиваленте. Конечно, можно найти землю и подешевле: и за $5000, и за $1300. Но наверняка это будет деревня, отдаленная от Минска километров на 30—35, с грунтовой дорогой, без газа и водопровода. Сюда же приплюсуем стоимость подвода коммуникаций, если они в населенном пункте имеются. За такими расчетами не раз задумаешься: а может, лучше квартира в «панельке»?


Долго ли простоит?

В основе модульной технологии лежит идея «растущего дома». Например, живет молодая пара в одном модуле. Появился ребенок — уже тесно. Заказывается второй модуль, который пристраивается к существующему. Теперь есть и родительская спальня, и детская комната.

К House-A можно присоединить еще два модуля, доведя полезную площадь до 120 квадратных метров. Со временем именно так и будет расширяться демонстрационный дом в Радошковичах.


Насколько долговечны белорусские дома-конструкторы? Простоят пару сезонов, а дальше плесень и сырость? Или будут служить хозяину целую жизнь? По правде, никто точно этого не скажет. Эксперимент ведь только начинается.

— Конечно, модульный дом не следует рассматривать как родовое имение. Двести лет он не простоит. По строительным нормам, все деревянные дома, в том числе и модульные, рассчитаны на пятьдесят лет. Затем им нужен капремонт. Само собой, время от времени надо ухаживать за деревом, обрабатывать его пропитками, — объясняет Андрей.

Послушаешь архитекторов — воображение рисует дом мечты. Но это все равно что рассуждать о достоинствах машины, динамике ее разгона и расходе топлива, не садясь за руль. Выводы о качестве сборки и долговечности модульного жилья делать еще рано.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by