Вслед за быстрыми на реагирование и инициативными жителями Сельхозпоселка отстоять свои права и узнать перспективы решили обитатели еще одного сносимого квартала частной усадебной застройки. Вчера вечером в актовом зале средней школы №48 собрались люди, живущие на улицах Грибоедова, Панфилова, Тимирязева и Татарской и последние сорок лет морально готовившиеся к сносу. Правда, в течение этих десятилетий дело продвигалось разве что на бумаге и выразилось исключительно в наложении обременений на право распоряжения имуществом. И вот инвестор, согласный взяться за расположенный недалеко от центра города участок земли и вместо частных домиков построить многоэтажки, нашелся. Однако у людей, долгое время живших лишь запретами да обещаниями, накопилось немало вопросов к застройщику и администрации.
Встреча в школе была хоть и официальной, но не судьбоносной и проходила скорее для общего информирования. Общественное обсуждение еще впереди, а пока держать ответ перед разгневанными жителями, до конца не понимающими, что их ждет, и уже не верящими ни одному слову начальников, пришлось замглавы администрации Центрального района Сергею Гребню, его коллегам — начальнику отдела архитектуры и строительства, начальнику отдела жилищной политики. Развеять сомнения минчан приехали представители компании-застройщика ООО «Строминвест-Ратомка», также выступил и автор архитектурного проекта из «Минскградо».
Желающих побеседовать с «властелинами» земли и будущего десятков семей оказалось больше, чем рассчитывали организаторы. Все 60 сидячих мест были заняты еще задолго до начала мероприятия, тем, кто пришел ровно к 18:00, пришлось стоять в течение полутора часов накаленной беседы. Настроение людей, уставших жить в неопределенности, было если не враждебным, то напряженным и раздраженным уж точно — обещаниям застройщика почти никто не верит, сомнения у собравшихся есть даже в его финансовой состоятельности, с предлагаемым способом компенсации многие не согласны, иные и вовсе хотят просто остаться на своей земле — без переездов куда бы то ни было.
— Перед нами была поставлена задача закончить реконструкцию данного района, — начал свое выступление директор «Строминвест-Ратомки» Лев Равич. — Наши коллеги, такие же застройщики, как и мы, уже со стороны проспекта Машерова реализуют свои проекты с отселением жильцов. Что же мы планируем построить — 17-этажный жилой дом, ряд 6—9-этажных домов и детский садик. Наша задача полностью реконструировать все городские инженерные сети, под каждым домом будут подземные паркинги — там будет около 600 машино-мест и по периметру будут гостевые стоянки, всего — более 800 машино-мест. Задача такая: чтобы район был максимально зеленым, а во дворах не было машин. То, что вы видите, — предварительное решение, по нему Комитет архитектуры и градостроительства уже дал свое положительное заключение. После того как все остальные согласования будут получены, мы начнем его реализовывать.
Не успел представитель застройщика сказать вступительное слово, как был атакован вопросами.
— Зачем вы нам это рассказываете? Мы что, будем жить в этих домах? Зачем мне этих 800 машино-мест? Зачем слушать доклады, не для нас это строится! На наши вопросы отвечайте! — донеслось из зала.
— Вы хоть один такой проект уже реализовали? Компания только в 2013 году зарегистрировалась! Говорите про себя — вы отдельное юридическое лицо, не прикрывайтесь «Строминвестом». Мы хотим узнать, есть ли у вас деньги на реализацию наших прав, — интересовались люди.
— Наша компания реализовала очень много проектов. Данную компанию («Строминвест-Ратомка») учредил «Строминвест» конкретно под данный проект, нас просили так сделать для того, чтобы все было максимально открыто и прозрачно и мы платили налоги в Минский район, так как строим дома еще и в Ратомке. Землю нам выделили за наши заслуги перед городом, — продолжил директор.
— Мы не можем найти ваш офис, телефон никто не поднимает, абонентский ящик уже не обслуживается — как вам доверять, если не знаем, куда можно прийти и задать вопрос? Я три раза подъезжала на офис и сказали, что таких здесь нет, — кипятилась одна из женщин.
— Огромный район одновременно не строится, он будет по очередям. Поэтому те, кого сносят первыми, первыми и будут переезжать. У нас приготовлены квартиры в Каменной Горке на Каменногорской, 6 и на улице Тимошенко. После определенного ремонта они будут вам предложены, — пояснял Лев Равич.
— Почему вы не хотите переселить нас всех в ваш 17-этажный дом, который будет возводиться в первую очередь? Зачем нам менять жизнь, школы? Почему такой вариант ни одному человеку не предложили? А только социальную Каменную Горку. Думаете, как подешевле для себя?! Мы все знаем, сколько стоит квадратный метр в центре города и на окраине. Люди, кто хочет на Каменную Горку? Никто! А кто согласен остаться здесь в новом доме? — провела мини-соцопрос жительница сносимого в ближайшем будущем квартала.
— Администрация, почему вы интересы застройщика преследуете, а не наши? Почему нельзя сделать так, чтобы в первую очередь нам, коренным жителям, было хорошо? — продолжила минчанка задавать вопросы. Правда, ее позиция, поддержанная остальными жильцами, так и осталась без ответа.
— Когда вы начнете реализовывать наши права и переселять, где сроки и конкретные даты? Нас сорок лет сносят, надоело уже. Все поумирают, пока вы начнете что-то делать, — волновались люди.
— Как только город утвердит ПДП, все пойдет намного быстрее, — заверял представитель застройщика. — Строить мы будем в течение семи лет — это большой проект, но все снесены будут гораздо раньше. Сроки будут, первый дом будут строить 28 месяцев.
— Если у вас пока ничего не утверждено, так дайте людям возможность ремонтировать свои дома, прописывать в них. Почему вы нас этого лишили, почему мы должны сидеть и ждать семь лет, а если что-то сделаем, получать штрафы? — возмущалась несправедливости девушка с улицы Панфилова.
В разгоряченную беседу решил вступить директор головного предприятия «Строминвест» Валерий Коржовник, надеясь успокоить взрывающуюся негодованием толпу:
— Ваш участок убыточен для застройщика — много отселения. Не один застройщик уже не раз приступался к вашему участку, но не справился до сих пор. Нам этот участок навязали вдобавок к проекту в Ратомке.
— Так давайте выставим наши участки на аукцион и выясним, убыточны они или нет? Почему этого не делают?! — начали возмущаться люди.
— Если уж проект убыточен и вас заставляют им заняться, то вы ничего и не сделаете. Отдайте нас другому застройщику, который сможет воплотить все в жизнь. Он нас снесет за три месяца и поселит в нормальные дома. Не надо давать тем, кто с нами мучается, — предложение одной из минчанок присутствовавшие встретили аплодисментами.
Постепенно беседа от общих вопросов свелась к частным: кому и сколько будет причитаться метров в Каменной Горке, заселят ли в одну квартиру дядю и племянницу, дадут ли вместо «двушки» «однушку» для матери и взрослого сына. Вместо оговоренного часа эмоциональный диалог длился полтора и закончился только из-за того, что администрация школы попросила покинуть режимный объект. Расходились люди крайне недовольные встречей: «А чего мы сюда шли, кто-нибудь нас услышал? Как собирались запереть в Каменную Горку, так и осталось. У меня только давление поднялось. Оно мне надо?» Впереди — общественное обсуждение, которое, думается, минчане не пропустят.