Озвученный в верхах тезис о постепенном сворачивании минских строек начинает претворяться в жизнь. Недавно по заказу Мингорисполкома архитекторы разработали генеральные планы для шести городов-спутников столицы, и сейчас эти документы вынесены на общественное обсуждение. На днях Onliner.by сообщал о перспективах Дзержинска, Фаниполя и Смолевичей. Сегодня — рассказ о том, как изменятся Заславль, Логойск и Руденск.
* * *
Комфортная электричка «Штадлер» домчит из центра Минска до Заславля за 34 минуты. Городок с многовековой историей, находящийся всего в 15 километрах от столицы и имеющий с ней отличное транспортное сообщение, на фоне остальных спутников выглядит весьма привлекательным местом для жизни. О перспективной застройке Заславля было известно не так много. Теперь, когда появился генеральный план, ситуация более-менее прояснилась.
Согласно оптимистичным планам архитекторов «БелНИИПградостроительства» (именно в этом институте разрабатывались генеральные планы всех городов-спутников Минска), через 10 лет на постоянное место жительства в Заславль смогут перебраться до 6,5 тыс. минчан. К этому времени население города увеличится с 14,7 тыс. до 23,5 тыс. человек. К 2020 году для столичных очередников построят 75 тыс. квадратных метров жилья — примерно 1100 квартир. И еще столько же — до 2025 года. Причем, как отмечено в генплане, для минчан будут возводиться только многоквартирные дома высотой 5—9 этажей.
Где развернется строительство? Самая крупная площадка первого этапа — квартал улиц Советской, Обходной, Заречной и Высокой. Почти центр городка. На схеме генплана этот участок, поделенный на три квартала, выделен оранжевым цветом и мелкой клеткой.
Началом нового микрорайона можно считать почти готовую панельную десятиэтажку на Советской. Возводит ее минский коммерческий застройщик. По столичным меркам, «квадрат» здесь недорогой: от $850 до $930. «Однушка» обойдется в $41 тыс. с небольшим, 2-комнатная квартира стоит в районе $58 тыс.
Из окон открывается вид на район перспективной застройки.
Рядом с новым домом, на улице Механизаторов, сохранился частный сектор. По генплану эта территория подлежит реконструкции под многоквартирную застройку (участок выделен на схеме оранжевой штриховкой). Местные жители, с которыми мы поговорили, оказались не в курсе проходящего общественного обсуждения. Впрочем, вполне возможно, некоторые из них сочтут за счастье переезд в новые квартиры.
Генплан затрагивает и частные дома на противоположной стороне улицы Советской (участки с красной штриховкой на схеме). Это место предлагается реконструировать под общественную застройку.
Второй крупный участок, подлежащий освоению до 2020 года, находится на западной окраине Заславля, в районе дороги на Раков. Место для малоэтажной застройки зарезервировано рядом с территорией исторического центра. Строительство усадебного жилья будет вестись за счет доуплотнения районов Хмелевка и Кладочки.
В районах застройки проложат новые улицы, а некоторые существующие дороги расширят до четырех полос движения. Жилые массивы дополнят объектами социальной инфраструктуры, включая детские сады, школы и поликлиники — все это учтено в генплане. На территории рекультивации бывших полей фильтрации архитекторы предлагают сформировать общегородской спортивный центр со стадионом, отвечающим требованиям УЕФА, бассейном, залом игровых видов спорта, теннисными кортами и площадками для скейтборда. Разработчики генплана предусмотрели также сеть велосипедных дорожек, лыжных и лыжероллерных трасс, спортивные площадки в парках.
* * *
Логойск находится в 30 километрах от Минска и связан со столицей только автодорогой. Существует проект скоростной трамвайной линии между двумя городами, однако пока он не заинтересовал инвесторов: затраты только на строительство составляют $190 млн.
В Логойске появится новый район Спутник, рассчитанный на 3 тыс. человек, продолжится среднеэтажная застройка района Планар, вдоль реки Гайна в северо-западной части города будет развиваться усадебная застройка блокированного типа. Под реконструкцию после 2020 года попадают 144 усадебных дома в районе улиц Советской и Пролетарской. Подробнее об этих планах можно почитать на сайте Логойского райисполкома.
В концепции городов-спутников Логойску отводится роль центра спорта и туризма, чему способствуют два горнолыжных курорта и живописный холмистый ландшафт. Чтобы сделать город привлекательнее для путешественников, архитекторы предлагают воссоздать дворец Тышкевичей и восстановить весь дворцово-парковый комплекс, построить парк развлечений и аттракционов в районе реки Гайны, облагородить городские скверы.
Для улучшения экологической обстановки генплан предусматривает вынос, ликвидацию и перепрофилирование некоторых предприятий. В их числе — «Логойская типография», база хранения медицинской техники и имущества, логойский участок ОАО «Борисовский молочный комбинат», убойный пункт и колбасный цех ЧУП «Коопзаготпром».
* * *
Фаворитом среди спутников Минска станет Руденск, а не Смолевичи, как планировалось изначально. Руденск находится дальше всех от столицы, на расстоянии 40 километров, но только здесь существующие инженерные сети позволяют начать масштабное жилищное строительство.
В 1980-х годах вблизи Руденска начали возводить атомную электростанцию и город энергетиков Дружный. Всесоюзную стройку остановила авария на Чернобыльской АЭС, после которой объект был заморожен и законсервирован. В 1990-е годы несостоявшуюся АЭС перепрофилировали в ТЭЦ. Ее мощности позволяют увеличить население Руденска и Дружного в несколько раз.
Раскинувшийся по обе стороны железной дороги, Руденск находится в нижней части генплана. Дружный — выше. Оранжевая область между двумя населенными пунктами — это и есть город-спутник.
После 2030 года Руденск, Дружный, а также несколько деревень и дачных кооперативов фактически сольются в один город. Застройка начнется с небольшого участка между деревней Анетово и поселком Дружный. Также на первом этапе (до 2020 года) застроят свободные участки в районе улицы Шамановского в Дружном.
— Дружный по форме должен был напоминать бабочку. Два жилых района — крылья. Между ними — пешеходная эспланада. Остановка строительства АЭС в 1986 году перечеркнула и планы по дальнейшему развитию города атомщиков. Одно «крыло» было построено, второе — не успели. Вот эта территория и станет отправной точкой города-спутника, — рассказали Onliner.by в «БелНИИПградостроительства». — А дальше жизнь покажет, будет ли спрос на жилье и есть ли перспективы у второй очереди строительства.
Лет через десять на этом поле, возможно, раскинется город-сад. Или все останется как сейчас? Неудавшийся эксперимент в Смолевичах заставляет сомневаться.
Строительство в районе Дружного не вызывает особых трудностей. А вот участки второй очереди заболочены. Придется осушать территорию, делать подсыпку. Грунт для подсыпки будут брать из карьера, который впоследствии превратится в озеро посреди нового города. Между озером и проектируемой улицей №7 разместится комплекс спортивных сооружений.
Согласно генплану, за 15 лет площадь жилфонда может увеличиться почти в 9,5 раза: с 247 тыс. до 2 млн 343 тыс. квадратных метров.
Преобразования затронут и центральную часть Руденска, застроенную частным сектором. Несколько кварталов (район улиц Ленинской, Пролетарской, Карла Маркса, Железнодорожной) отмечены на генплане как «модернизация существующей усадебной застройки с возможностью выборочного сноса».
— Мы предлагаем жителям частного сектора модернизировать свои дома. Ветхие постройки, возможно, будут сноситься, что позволит освободить место для магазинов или многоквартирных домов, — поясняют архитекторы.
Разработчики генплана хотят связать Дружный и железнодорожную станцию Руденска хорошей дорогой. В этой связи возрастает значение улиц Мичурина, Кирова и Руденской. И потому здесь также возможен снос частного сектора, взамен которого будет построено многоквартирное жилье и объекты общественного назначения.
Впрочем, снос частного сектора — перспектива весьма отдаленная. Пока на эти территории не разработаны проекты детальной планировки. Да и сами генпланы городов-спутников еще не утверждены и не имеют никакой силы.
— Сейчас идет процедура согласования генпланов со всеми министерствами и ведомствами, — говорят в «БелНИИПградостроительства». — После градостроительный совет подведет итоги общественного обсуждения, рассмотрит замечания и предложения граждан. Следующий этап — Главгосстройэкспертиза. В конце июля генпланы должны быть переданы в Совет министров, где также пройдут тщательную проверку перед тем, как поступить на утверждение к президенту.
Читайте также: Дзержинск, Фаниполь и Смолевичи: где и сколько жилья построят для минчан
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by