«Когда мы обернулись, город и его жители исчезли». Как областной центр погиб в катастрофе

5598
03 февраля 2026 в 8:00
Автор: darriuss

«Когда мы обернулись, город и его жители исчезли». Как областной центр погиб в катастрофе

Автор: darriuss

Это был совершенно обычный воскресный день, 31 мая 1970 года. Большинство мужчин сидело дома, слушая радиорепортаж (телевизоры здесь все еще были редкостью) с матча-открытия чемпионата мира по футболу в Мексике. Женщины находились на рынке, неделя традиционно завершалась покупками. По этому поводу в Юнгай съезжались крестьяне изо всех окрестных деревень. Город был переполнен людьми, когда в 15:23 по местному времени этот красивейший предгорный район Перу сотрясли толчки от мощного землетрясения. Многие здания Юнгая серьезно пострадали, но большинство жителей успели выскочить на улицу, где они были в относительной безопасности. По крайней мере, им так казалось. Спустя три минуты шокированные горожане услышали рев, а потом увидели несущуюся на них грязно-серую волну высотой с многоэтажку. Времени спастись от нее почти ни у кого уже не было. Юнгай накрыла лавина из снега, льда, горной породы и камней размером с автомобиль. Двойная катастрофа похоронила город и около 20 000 человек. Раскапывать его не стали, объявив место трагедии национальным мемориалом. Новый Юнгай построили рядом, ведь выжившие наотрез отказались покидать малую родину.

Чудом спасшиеся

«Мы уже собирались выезжать из города, когда произошло землетрясение, — вспоминал Матео Касаверде, один из тех редких счастливчиков, кому повезло уцелеть. — Когда мы вышли из машины, оно уже почти закончилось. Затем мы услышали глубокий, низкий гул, что-то отличное от шума землетрясения. Увидели на полпути между Юнгаем и горой Уаскаран огромное облако пыли. Было примерно 15:24. Единственным местом, где мы могли спастись, было кладбище на искусственном холме. Мы пробежали примерно 100 метров, прежде чем добрались до него. На вершине я обернулся и увидел Юнгай. Я ясно видел огромную волну из серой грязи. Через несколько мгновений оползень обрушился на наш холм, примерно в пяти метрах ниже наших ног. Небо потемнело из-за пыли, в основном от разрушенных домов. Мы еще раз обернулись, чтобы посмотреть на город, но Юнгай и тысячи его жителей уже полностью исчезли».

Город в прежнем своем виде в одно мгновение перестал существовать.

Выжили лишь те, кто находился на кладбище или рядом с ним. Место оказалось достаточно высоким, чтобы его вершина не пострадала от оползня. Чудом спаслась и группа из трехсот детей, смотревшая цирковое представление в шатре, установленном на городском стадионе. Этот объект оползень обошел стороной. Остальные юнгайцы и приехавшие в город на рыночный день жители соседних населенных пунктов погибли. Все они могли сохранить свои жизни, если бы власти провинции, столицей которой был Юнгай, вовремя прислушались бы к предупреждениям специалистов, много лет говоривших о неизбежности катастрофы.

Перуанская Швейцария

Юнгай был основан доминиканскими монахами в XVI веке в одном из красивейших мест Южной Америки. Долина, в которой появился город, окружена горными хребтами Кордильера-Бланка и Кордильера-Негра. Высота главной местной горы Уаскаран достигает 6768 метров. Заснеженные вершины Анд, голубые ледниковые озера, зелень лугов и полей превратили этот регион в популярное туристическое направление, прозванное «Перуанской Швейцарией».

Сейчас сюда приезжают ради национального парка «Уаскаран», включенного ЮНЕСКО в список Всемирного наследия.

Гостей долины интересуют десятки горных пешеходных маршрутов, позволяющих сполна насладиться природным окружением. Мало кто из них знает или задумывается, что 55 лет назад в этом месте случилась крупнейшая природная катастрофа в истории страны.

Сейсмоопасный район

Живописность ландшафта заставляет забыть, что на самом деле эта долина регулярно становится жертвой катаклизмов. Еще в 1730 году мощное землетрясение разрушило там несколько населенных пунктов, в результате чего погибло 1500 человек. В 1962-м случилась еще одна трагедия, к которой подземные толчки уже не имели отношения: 10 января часть ледника 511 на склонах горы Уаскаран оторвалась от основного массива и стремительно понеслась вниз по речному руслу. В результате с лица земли был стерт поселок Ранраирка.

Количество жертв оценивается в 3000.

Однако обитатели долины наотрез отказывались переезжать в более безопасное место. Ее земли были слишком плодородными, а катастрофы все-таки случались достаточно редко, чтобы чувствовать себя под постоянной угрозой смерти. Не помогли даже газетные статьи, в которых эксперты напрямую заявляли, что следующая трагедия случится гораздо быстрее, чем ожидается.

Враги общества

Январская лавина стала самой смертоносной в серии из семи похожих инцидентов, случившихся в период с 1940 года. Такая интенсивность схода оползней привлекла к долине Юнгая внимание ученых. В сентябре того же 1962 года туда прибыла экспедиция американских гляциологов из Массачусетского технологического института. Результат их исследований опубликовала газета El Expreso в передовице с говорящим заголовком «Ужасная лавина угрожает Юнгаю».

Дэвид Бернейс и Чарльз Сойер в своей статье утверждали, что обнаружили на склонах Уаскарана массивную вертикальную скальную плиту высотой около 1000 метров, на которую давил один из языков ледника.

При этом поверхность плиты была «повсеместно расколота». Гляциологи предположили, что взаимодействие скалы и ледника в обозримом будущем приведет к обрушению плиты и вызовет лавину или оползень в три раза более крупный, чем январский. Вместо того чтобы прислушаться к мнению американцев и хотя бы провести дополнительные независимые исследования, власти провинции выпустили предписание со следующей формулировкой: «Любой, кто выскажется в поддержку выводов американцев, будет привлечен к ответственности согласно Уголовному кодексу за нарушение общественного спокойствия». Бернейс и Сойер, опасаясь задержания, вынуждены были спешно покинуть Перу. Об их предупреждении вскоре забыли.

Землетрясение

Возможно, представлявшая угрозу скала продержалась бы гораздо дольше, если бы не форс-мажорное обстоятельство. 31 мая 1970 года в 15:23 в Тихом океане, в 35 км от перуанского побережья, в месте, где плита Наска погружается под Южноамериканскую плиту, произошло мощное землетрясение, магнитуду которого оценили в 7,9. От подземных толчков пострадали многие перуанские населенные пункты, часть из которых оказалась полуразрушена. Но нигде последствия не были такими страшными, как в Юнгае.

Из общего количества жертв в 70—80 тысяч человек четверть пришлась именно на этот город в предгорьях Анд.

Великое Перуанское землетрясение, судя по всему, привело к обрушению опасной скалы на ледник 511 и дестабилизации последнего на высоте примерно 5600—6200 метров над уровнем моря. Ледяной массив, пронизанный трещинами, оторвался от основного тела и под собственным весом начал движение по крутому склону вниз. Стремительному нарастанию скорости способствовала талая вода в основании отколовшихся фрагментов общим объемом в 25 миллионов кубометров. Лавина быстро превратилась в оползень, собирая по дороге, помимо льда и снега, горную породу и огромные булыжники. Ее объем стремительно вырос до сотни миллионов кубометров. Вся эта масса стремительно спустилась по ущелью и вырвалась на просторы долины, где находился Юнгай. Скорость потока достигала 435 км/ч.

Гибель города

О произошедшем высоко в горах жители города не подозревали. Им казалось, что самое страшное уже позади. Многие городские здания серьезно пострадали от подземных толчков, но, судя по всему, количество жертв непосредственно от землетрясения было относительно невелико. Выжившие свидетели позже рассказывали, что видели, как юнгайцы начали стекаться к зданию, которое если и не защищало от катастроф, то могло служить утешением в период несчастий, — местной церкви.

Но даже стены самой капитальной из городских построек физически не могли выстоять против несущейся с огромной скоростью волны земли, камней и льда.

В долине поток потерял скорость, но все же ее хватило на то, чтобы уничтожить и Юнгай, и еще десять деревень по соседству. Спасшиеся утверждали, что приходу основного объема оползня предшествовал звук, похожий на взрыв, и дождь из валунов и крупных скальных обломков. Чтобы преодолеть 13 км от точки начала лавины до Юнгая, потоку понадобилось около трех минут.

Мемориал

«Он исчез через три минуты. Через три минуты весь город Юнгай перестал существовать, — рассказывал журналистам Хуан Маркес Санчес, смотритель созданного на месте прежнего города мемориального комплекса. — Говорят, что лавина двигалась быстрее, чем мчащийся автомобиль. Рев, похожий на гром, сотрясал землю под ногами. Она смела все на своем пути». Отец Санчеса оказался среди тех, кто догадался взобраться по лестнице на вершину кладбищенского холма, украшенную белоснежной статуей Христа-Искупителя. Архитектор Арнольдо Руска, придумавший такую необычную форму некрополя, которая должна была напоминать доинкские перуанские пирамиды, сам стал одной из жертв катастрофы, так и не узнав, что его творение помогло спасти сотню жизней.

Точное количество жертв катаклизма неизвестно.

С учетом числа выживших, известного населения города и оценки количества приехавших на местный рынок жителей окрестностей предполагается, что только в Юнгае оползень унес 18—20 тысяч жизней. В общей сложности в долине погибло до 30 000 человек. После проведения спасательных работ власти Перу решили не проводить расчистку всей территории, объявив ее братской могилой, где запрещены все земляные работы и какая-либо хозяйственная деятельность. Туристов, заезжающих туда купить припасы перед визитом в национальный парк «Уаскаран», встречают руины той самой церкви, ворота мемориала, стилизованные под ее прежний фасад, и обломки автомобиля, оставшиеся после трагедии.

Новый Юнгай

Первоначально власти не планировали восстанавливать Юнгай, а столицу его провинции решили перенести в другой населенный пункт. Этому категорически воспротивились выжившие в катастрофе и население долины, заинтересованные в сохранении здесь посреднического торгового центра с социальной инфраструктурой областного центра. Поэтому вскоре к северу от погибшего города с привлечением международной помощи началось строительство Нового Юнгая, а прежний стал известен как Старый Юнгай. Прежней численности населения это поселение достигло уже в 1990-е годы.

Помогла миграция сельского населения в город.

Сейчас Старый Юнгай продолжает жить за счет обслуживания своего сельскохозяйственного региона, но все большую роль начинает играть туристический сектор. После того как трагическую историю города рассказали крупные международные СМИ, включая BBC и CNN, здесь появляется все больше гостей, целенаправленно приезжающих для того, чтобы почтить память погибших юнгайцев. Смотритель мемориального комплекса Хуан Маркес Санчес уверен, что это ключевой фактор в возрождении населенного пункта: «Туризм очень важен для Юнгая. Он помогает нам выжить и восстановиться. Каждый посетитель, приезжающий к нашему мемориальному комплексу, помогает нам сохранить память о произошедшем».

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by