Владельцы «дома-гвоздя» 2 года тормозили строительство железной дороги стоимостью $5,3 миллиарда

28 сентября 2025 в 8:00
Источник: Валерий Волатович

Владельцы «дома-гвоздя» 2 года тормозили строительство железной дороги стоимостью $5,3 миллиарда

Источник: Валерий Волатович

В августе 2022 года китайские социальные сети в очередной раз погрузились в бурную дискуссию. На этот раз поводом стала фотография двухэтажного частного дома, который мешал завершению эстакады скоростной железной дороги. Предположения многих комментаторов подтвердились после обнародования подробностей ситуации. В стране появился очередной «дом-гвоздь». На этот раз упрямый собственник наотрез отказывался продавать свой коттедж, который стоял прямо на трассе магистрали общей стоимостью $5,3 миллиарда. Удивительнее всего, что хозяйкой здания оказалась пожилая пенсионерка, и ее аппетиты все время росли. Дошло до того, что она потребовала за свой особняк $14 миллионов, совершенно фантастическую сумму, во много раз превышавшую предложение властей, которое было само по себе довольно щедрое. В декабре прошлого года железную дорогу все-таки сдали в эксплуатацию. Каким образом разрешилась эта конфликтная история?

Хорошие новости

В 2019 году в деревню Танцзяо, расположенную в окрестностях города Сучжоу, провинция Цзянсу, пришел праздник. В один прекрасный день ее жители обнаружили на стенах своих домов объявления с набранным крупным шрифтом словом «снос». Радость обитателей Танцзяо выглядит парадоксально. В большинстве стран необходимость покидать родные дома и куда-то переезжать вызывает недовольство и даже протесты. Но не в Китае. Для множества людей, особенно живущих в сельской местности, это шанс продать свою недвижимость по выгодной цене застройщику или государственной инфраструктурной компании и найти себе более комфортный вариант, порой даже в крупном городе.

Именно в такой ситуации оказалась деревня под Сучжоу.

Через нее должна была пройти высокоскоростная железнодорожная магистраль между Хучжоу и Шанхаем. Столь крупный проект с миллиардным бюджетом предполагал щедрые компенсации владельцам земли и зданий, оказавшихся на трассе будущей дороги. Неудивительно, что жители Танцзяо буквально ликовали, считая, и небезосновательно, что им очень повезло.

Чтобы разбогатеть, стройте дороги

Китай бьет все рекорды по масштабам и темпам строительства высокоскоростных магистралей (ВСМ). О дороге Хучжоу — Шанхай, которая должна была пройти и через крупный мегаполис Сучжоу, впервые начали говорить в 2014 году. Для начала соответствующие компетентные организации подготовили «Предварительное технико-экономическое обоснование строительства» новой магистрали, а затем администрация Шанхая, провинции Цзянсу (где расположен Сучжоу) и провинции Чжэцзян (на ее территории находится Хучжоу), а также «Китайская железнодорожная корпорация» подготовили соответствующие заявки в Государственный комитет по развитию и реформам КНР, орган, распределяющий финансирование на подобные крупные инфраструктурные проекты.

В октябре 2018-го эти заявки были наконец одобрены, после чего началось проектирование магистрали.

А в 2019 году участники проекта смогли приступить к строительным работам. Начали, как обычно, с выкупа земли. Никаких проблем в решении этой задачи на первых порах не возникало. Собственники с удовольствием соглашались на компенсации, обычно состоящие из неплохой суммы денег и аналогичного жилья сравнимых потребительских качеств. Казалось, что железную дорогу, которая должна была стать новым транспортным коридором, обеспечивающим экономическое развитие дельты реки Янцзы, ждет светлое будущее. Пока все не испортила одна жительница деревни Танцзяо.

Упорная бабушка

В китайских СМИ хозяйка «дома-гвоздя» фигурирует как «тетушка Чжан». Она, как и все ее соседи, поначалу с легкостью согласилась на переезд и компенсацию. В конце концов, все ее дети, которых она воспитала после смерти мужа одна, уже жили в Сучжоу и других мегаполисах страны, а это был шанс переехать к кому-то из них поближе. Но, когда пришло время заключать финальный договор с компанией, строящей дорогу, гостей, пришедших к пенсионерке, ждал неприятный сюрприз.

Чжан, прежде казавшаяся добродушной и легко идущей на контакт, неожиданно наотрез отказалась подписывать уже готовые документы.

Железнодорожные менеджеры были, мягко говоря, удивлены, ведь предложенная тетушке компенсация была справедливой и даже щедрой. За пусть и добротный, но совершенно обычный дом женщине предлагали 5 миллионов юаней ($700 тысяч) и сразу три коттеджа такой же площади. Но пенсионерка оказалось жадиной и потребовала в десять раз большую сумму. А через какое-то время и вовсе увеличила свои аппетиты до 100 миллионов юаней ($14 миллионов). Как позже выяснилось, Чжан поменяла свое отношение к переезду вовсе не самостоятельно.

Жадные дети

Инициаторами конфликта выступили дети хозяйки дома. Первоначально они, не задумываясь, дали свое согласие на переезд матери, полагая, что проект, из-за которого их родную деревню сносят, не представляет собой ничего серьезного. Все изменилось, когда они узнали его настоящий масштаб и стоимость, а главное, поняли, что их дом стоит прямо на предполагаемой трассе магистрали. Дети догадались, что без выкупа их коттеджа уже наполовину построенная дорога не сможет быть закончена. А это позволит манипулировать железнодорожной компанией в попытке заставить ее от безвыходности заплатить намного больше.

Тетушку Чжан уговаривали всем миром.

На роли посредника привлекли даже деревенский комитет из соседей пенсионерки, но та была непреклонна. «Я никогда не соглашусь на переезд, пока вы не заплатите мне 100 миллионов!» — заявляла она, очевидно просто ретранслируя слова своих детей. Ситуация стала патовой, ведь сверх разрешенной суммы служащие государственной компании заплатить просто не имели права.

Разрешение конфликта

Представителей выкупающей стороны понять можно. Сумма компенсации была вполне разумной, но проект на два года был приостановлен, потому что строители не могли завершить мост через реку, на пути которого стоял дом семьи Чжан. Это приводило к убыткам и переносу сдачи железной дороги в эксплуатацию. С другой стороны, идти на поводу у алчных собственников также было никак нельзя. Фактически это означало бы поддаться на шантаж, что привело бы к появлению многих и многих тетушек Чжан по всей стране. К счастью для всех, конфликт завершила сама упрямая пенсионерка, в конце концов согласившаяся на предложенную ей сначала компенсацию.

Пожилой женщине просто надоело жить в атмосфере постоянной стройки.

Ее слабое здоровье еще больше пошатнулось из-за шума и пыли. К тому же рабочие регулярно не давали ей нормально отдыхать по ночам. Все соседи, с которыми общалась Чжан, давно переехали, а она продолжила жить в полном одиночестве и фактической изоляции. Свою роль сыграли и еще два фактора. Во-первых, выяснилось, что второй этаж ее дома построили без получения необходимых документов. Это позволяло даже уменьшить положенную компенсацию. Или можно было снести самострой и проложить эстакаду магистрали прямо над остатками коттеджа хозяйки. Во-вторых, после того как о «доме-гвозде» узнали СМИ и его начали обсуждать в социальных сетях, против семьи Чжан поднялась волна хейта. Ее обвиняли в жадности и стремлении поставить свои частные интересы выше общественных, что в Китае порицается. Все это в совокупности вынудило тетушку и ее родственников умерить свои требования и согласиться на предложение властей. На два года позже, чем можно было.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by