11 631
03 сентября 2025 в 8:00
Автор: Лора Нагапетян. Фото: Александр Ружечка

Эти деревни могут стать Минском. Поговорили с жителями Щомыслицы и Дегтяревки, от которых до столицы рукой подать

Автор: Лора Нагапетян. Фото: Александр Ружечка

С каждым новым масштабным строительством в Минске становится все меньше свободных земель. Дома все растут и растут, а люди тянутся ближе к столице, где и возможностей больше, и развлечений. Рано или поздно стройка выльется за кольцевую. Уже давно есть наметки по возведению больших жилых районов там, где пока лишь зеленые поля и тихие деревушки. Onlíner проехался по нескольким и поговорил с местными жителями.

«Это будут уже не сельские кварталы, а городские»

Вердикт градостроителей таков: для того чтобы в перспективе обеспечить минчан жильем, дополнительно потребуется около 4500 га пригородных земель. Необходимые площадки для новых жилых районов зарезервированы за кольцевой. А именно: Дегтяревка (на продолжении улицы Притыцкого), Щомыслица (за проспектом Дзержинского), Сеница (в завершении улиц Казинца и Лейтенанта Кижеватова), Ельница (за Партизанским проспектом), Полигон (за границами проспекта Независимости) и Цна (на продолжении улицы Карастояновой).

Все эти гипотетические районы схематично отмечены на карте нового генплана, правда рассмотреть ее подробно затруднительно. Ясно одно — кварталы вырастут рядом с одноименными поселками. А они в свою очередь под шумок могут быть присоединены к Минску.

Onlíner взял комментарий у разработчиков генплана — УП «Минскградо»:

— Уже сейчас есть понимание, что после 2030 года надо будет выходить на сельскохозяйственные земли. Но мы выйдем на эти территории только тогда, когда будут исчерпаны все городские ресурсы для развития массового жилищного строительства.  

В Щомыслице будет делаться упор на крупных объектах: национальный стадион, выставочный центр. А Дегтяревка рассматривается как место размещения уникальных индустриальных производств с большим числом рабочих мест.

Что касается усадебной застройки, то это периферийная зона и на нее у города нет никакой злости. Другое дело, что она должна претерпеть какие-то изменения. Сейчас это уголки сельской жизни. Если их включат в городскую черту, то мы должны полностью обустроить объекты всеми видами инженерного благоустройства. К домам и огородам жителей будут предъявлены архитектурные требования. У города стандарты высокие. Это будут уже не сельские кварталы, а городские. 

Но это при условии, что они будут включены в городскую черту. А это абсолютно не факт. Например, Стиклево так и не включили. Копище — то же самое. Такие решения должны исходить из разумности, целесообразности. И они будут приниматься индивидуально.

Получается, что Минск рано или поздно подберется к этим поселкам, а вот подберутся ли они к Минску, еще непонятно. В любом случае если планы градостроителей реализуются, то местным жителям как минимум предстоит соседствовать с масштабными стройками. Мы проехались по Щомыслице и Дегтяревке и спросили у людей, что они думают по этому поводу.

«Меньше народу — больше кислороду»

Генплан на десятилетия вперед — понятие эфемерное. Кто знает, что может измениться в такой дальней перспективе? Возьмем гипотетическую застройку Щомыслицы. Ее хотели реализовать до 2030 года, но недавно срок продлили до 2050-го.

Вот цитата 2011 года на форуме Onlíner: «По идее, строительство должно начаться в ближайшее время, потому что в 2014 здесь планируется метро и прочие радости. Каждый день проезжаю мимо — глухо, стоит Щомыслица без изменений». Стоит она без изменений и сейчас, в 2025 году. Посреди полей появился лишь одинокий логистический центр. Ну а агрогородок через дорогу от единственного объекта как жил свою размеренную жизнь, так и живет.

Щомыслица — довольно большой агрогородок. Здесь живет 1655 человек. Для них со временем появилось все, что необходимо для счастливой загородной жизни: несколько магазинов, дом культуры, кафешки, парикмахерская, аптека. Есть даже своя ж/д станция, на которую прибывают электрички прямиком из Минска. Из другого транспорта — автобусы и маршрутки.

В рабочее время на раскаленных солнцем улочках безлюдно — лишь кукарекают петухи и при виде незнакомцев лают собаки. Такой вот типичный деревенский вайб. Но и дух города присутствует: деревянные хатки соседствуют с громадными коттеджами и современными стильными домами.

Ловим молодую маму, которая спешит на автобус. Девушка живет в Щомыслице с нулевых, но работать продолжает в Минске. На перспективу стать минчанкой она смотрит равнодушно:

— А какие нам «плюшки» от этого? Какие плюсы? Лично мне вообще не важно, где у меня прописка. Мы не понимаем пока, что поменяется лично для нас. Но точно не хочется, чтобы рядом росли какие-то высокие новостройки. Нам бы только поликлинику здесь и детскую площадку. А так все у нас хорошо.

Жить в деревне, но при этом в нескольких километрах от города — это вообще идеально.

Михаил работает на сельхозпредприятии «Щомыслица». Устроился сюда по распределению и задержался на четыре года. Сам живет в Минске, но приезжать в агрогородок каждый день не проблема — есть служебный транспорт. За эти годы молодой человек успел изучить эту локацию и полюбить ее:

— А вы знаете, откуда название Щомыслица? Есть легенда, будто возле Минска стоял камень, на котором постоянно сидел задумчивый мужик. И на каком-то старом говоре его спрашивали: «Що мыслишь?» Отсюда и пошло название. 

Это достаточно красивое и ухоженное место. Каждую субботу дискотеки. Устраиваются кинопоказы. Библиотека есть. В школе в прошлом году сделали капитальный ремонт. В амбулатории работает специалист, к которому очереди выстраиваются. Работает три продуктовых магазина. Кафешки есть, постоянно открывается какая-нибудь шаурма, разливуха. Молодежь в основном в Минск ездит гулять по магазинам, торговым центрам. 

Про присоединение к Минску говорили давно. Метро собирались строить. Это ведь и неплохо. Минск в любом случае будет шириться. Он уже подбирается — в той стороне строят новые корпуса БГУ. И по другой стороне дороги поля, думаю, тоже пойдут под застройку.

Для местных это хорошо — земля подорожает, и в какой-то момент они смогут неплохо на этом заработать.

Из минусов — кто-то может и домов лишиться. А живут здесь целыми поколениями. Но в целом, я думаю, все это такая плавающая перспектива.

Из «Евроопта» выходит молодая пара. Щомыслица — родина Евгения, а Настя переехала к нему из Минска. Сейчас она работает кассиром в магазине и в целом всем довольна:

— Мне нравится Щомыслица. Сама я из Минска, и когда сюда переехала, будто стала другим человеком. В столице шумно, много людей. А здесь хорошо — превосходные люди, хорошие дома. В Минск я езжу только в гости к маме. Да, не хватает чего-то нового, каких-то строек. Я даже не буду против, если появятся пятиэтажные новостройки.

К разговору присоединяется Евгений:

— Живу здесь с рождения. В Минск переезжать не хочу. А зачем? Тут хорошее место и отличное транспортное сообщение до Минска. Возможно, не хватает каких-то развлечений. Не помешал бы какой-нибудь небольшой торговый центр. 

Лично я только на процентов 40 хочу, чтобы Щомыслицу присоединяли к Минску. Меньше народу — больше кислороду.

Но что мы можем решать? Минск уже расширяется, и все территории вокруг в любом случае будут застраиваться. Хотелось бы, чтобы наш уголок частного сектора не трогали. А минская прописка — это не всегда хорошо. Недавно с ней нельзя было ИП открывать. Люди специально здесь прописывались из-за этого.

«Может, через лет 20 что-то и начнут строить, а пока...»

Дегтяревку, так же как и Щомыслицу, обещали начать преображать еще в 2011 году, но эту идею тоже отложили в долгий ящик. Пешком от этой деревни до Сухарево — буквально несколько километров. Ближайший ее сосед — минская ТЭЦ. По пути в этот населенный пункт открывается такой вот индустриальный вид на трубы.

Эта деревня совсем кроха, объектов инфраструктуры мало. Пару магазинов — и на том спасибо. Зато есть несколько водоемов, берег одного из которых жители облагородили своими силами: поставили детскую площадку и зону барбекю.

На улицах шаром покати. Вероятно, все либо на работе, либо в школе. Несколько прохожих отказались разговаривать, сославшись на то, что сами не местные, а сюда приезжают как на дачу.

Находим небольшой сельский магазин — возле них всегда есть шанс встретить местных. За прилавком стоит Александра — продавец и одновременно директор. Она живет здесь уже 17 лет.

— Деревня расположена рядом с Минском, что, безусловно, удобно. Но транспортное сообщение вообще никакое, — отмечает собеседница. — У меня двое детей — один ходит в сад, другой в школу. Тут без машины вообще никак. Каждый день поднимаемся в 6 утра, чтобы ребенок к 8 успел доехать до школы. Автобус ходит, наверно, раз семь в день. Он у нас один, а недавно его еще и пустили через Таборы. А это плюс 15 минут к дороге. Маршруток нет вообще. Но до Минска пешком идти всего 15—20 минут. Я всю молодость так и проходила, пока не было машины.

Давно читала какую-то статью, что тут у нас хотят построить детские сады, торговые центры, развить инфраструктуру.

Главное, чтобы не снесли наши дома, а так пусть строят, что хотят.

От нас ничего не зависит — как власти решат, так и будет. Если сюда придет Минск, может, что-то и поменяется в лучшую сторону, например транспорт.

Александр и Даша — соседи. Молодых людей ловим во время покупок в магазине. Они живут в Дегтяревке с самого рождения, но ради молодежных развлечений регулярно отправляются в столицу:

— Интернет здесь вообще никакой. Говорили, что проведут оптоволокно, если соберем 50% подписей от населения. Но мы этого не сделали, хотя пытались. 

Вообще люди здесь стараются что-то делать, устраивать какие-то праздники. Например, недавно организовывали Купалье. Раньше это делали взрослые, а сейчас и молодые тоже. Кто-то взрослеет и уезжает. Главный плюс деревни — близость к Минску. Если опоздал на автобус, можно пешком дойти.

Если тут все застроят, это вроде и неплохо, но, с другой стороны, мы с детства привыкли, что здесь тихо, никого нет, можно спокойно гулять по полям.

Анастасия живет в Дегтяревке 10 лет. К идее градостроителей она относится скептически, обещанного-то можно и не дождаться:

— Раньше обещали, что в Хатежино тоже будет и город, и метро. Прошло 20 лет — и все никак. Я сама оттуда, там все застроилось. В принципе, если будет как в Хатежино, то ничего страшного. Высотные дома рядом меня смущать не будут. Мы же останемся жить в частном секторе. Все от людей зависит — смотря, кто приедет и будет жить в новом районе. 

Если присоединят к Минску, то однозначно здесь сделают центральную канализацию, нормальное водоснабжение. Транспортное сообщение улучшится. Сейчас дети не могут ни в школу уехать, ни со школы приехать. Автобус ходит примерно раз в три часа. Может, построят детские площадки, а то сейчас с детьми особо негде погулять. Появится школа, медпункт. Пока не вижу никаких минусов.

Но не верю, когда говорят, мол, еще лет 5, и будете Минском. Мне кажется, нет. Может, через лет 20 что-то и начнут строить, а пока...

28", рама L, гравел/циклокроссовый, алюминий, вилка жесткая (сталь Hi-ten), трансмиссия 16 скор. (2х8), переключатели: задний Microshift/передний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 12.3 кг
29", рама 21.5", горный, кросс-кантри, алюминий, вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 11 скор. (1х11), переключатели: задний Shimano Cues, тормоз дисковый гидравлический

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by