Что сделает современный человек при необходимости обновить гардероб, закупиться продуктами или беззаботно провести выходной день? Пойдет в торговый центр. Но несколько десятков лет назад роль торговых и развлекательных объектов выполняли рынки. И если крупные объекты типа «Комаровского» до сих пор кишат людьми, то маленькие борются за выживание. Они будто остались на обочине жизни, униженные и оскорбленные крупными моллами и магазинами у дома. Маленькие рынки превратились в ностальгический привет из прошлого, который и вычеркнуть жалко, и держать смысла нет. Onlíner посетил несколько таких объектов и пообщался с их «ветеранами» — владельцами павильонов, продолжающими вести бизнес по старинке.
Рынок со странным названием «Свелта» на улице Малинина, 35а — один из самых неоднозначных в Минске. Локация у него чудесная — кусочек земли окружен деревьями и защищен от городского шума. Указатель с вайбом 90-х потрепался и выцвел на солнце.
Вокруг тихо и спокойно, но это отнюдь не хорошо, ведь рынок — это прежде всего шум и суета. Внутри тоже тишь. Большинство павильонов закрыты, продавцы меланхолично смотрят вдаль или в телефон, посетителей нет.
Но недавно здесь открыли объект притяжения — магазин уцененных товаров. А еще сдали территорию под мотошколу, что немного оживило обстановку. Как уверил директор рынка Евгений Григорьевич Быцко, закрывать объект точно не планируют: делают все возможное для его развития и даже рекламируют в интернете.
Самые пока еще популярные точки здесь — это павильоны с одеждой и хозяйственными товарами. В одном из рядов встречаем чуть ли не единственного обитателя — Татьяну, работающую с 2014 года. Она постаралась объемно развесить товар, чтобы создать видимость большого ассортимента и привлечь людей. Но все тщетно.
— Вообще нету людей, — жалуется предпринимательница. — В будние дни, может, пройдет полтора человека. В выходные побольше, но все равно все идут мимо. Сейчас я вообще ничего не зарабатываю. А аренду и налоги платить надо. Аренда павильона — 560 рублей в месяц. Как выживаем? Да вот, собираемся закрываться. Я уже не каждый день выхожу на работу. Это просто ужас.
Татьяна уверена — в смерти рынков виноваты не столько крупные торговые центры, сколько маркетплейсы, которые доставляют товары прямо в пункты выдачи возле дома. Это настолько удобно, что офлайн-площадки старого формата потеряли смысл.
— Но на маркетплейсах не дешевле! — считает Татьяна. — Я сама недавно там заказала себе кофточки. Приехали: швы торчат, качество плохое, цена недешевая. Сделала еще несколько попыток, но все не то. Мы же сюда привозим вещи из Москвы — там есть товары турецкие, польские. Все вещи можно пощупать, посмотреть, примерить.
Сейчас куртку на рынке купить дешевле, чем продукты в магазине. А люди все равно не идут.
Смотрим ассортимент. Кроссовки можно купить за 30—40 рублей, летние шлепки — за 10—15, куртки — за 60—80. По сравнению с массмаркетом цены здесь почти райские, но вот к современности позиций есть вопросики.
Двигаемся дальше и натыкаемся на павильон со спортивными товарами. Тут все по классике — можно задешево найти «адидасы», «найки» и «филы». Владелец этого добра — Владимир. Он предприниматель со стажем: раньше торговал на рынке, находившемся на месте нынешнего стадиона «Трактор», а в 2003-м обосновался на «Свелте».
— Кто-то здесь работает с самого основания рынка — с 1998 года, — говорит Владимир. — Двухтысячные — самые золотые времена в этой сфере. Люди тогда ощущали, что в их карманах появились деньги, и шли на рынки за покупками. Когда я начинал, вложил в бизнес $500, привез товар, продал, привез еще и так по чуть-чуть и пошло. Продавцы в то время и на квартиры зарабатывали, и на машины. Возможно ли это сегодня? Сейчас выгоднее торговать на маркетплейсах.
Судя по тому, что Владимир делает акцент именно на молодежной спортивной одежде, делаем вывод, что парни и девушки сюда все же заглядывают.
— В основном ко мне ходят постоянные клиенты, — объясняет мужчина. — Молодежи, конечно, меньше стало. Приходят уже родители с детьми. Например, если дети поступили в университет и им нужна форма на физкультуру. И на отдых берут одежду — майки, шорты.
А еще сюда приходят ради общения, чтобы поторговаться. Мы, в свою очередь, охотно торгуемся.
Рынок «Червенский» — почти легенда. Он работал в начале улицы Маяковского около сотни лет. У локации даже есть свой сайт. На нем легко найти дату основания рынка — 1897 год. Там же размещена информация об арендаторах. Удобно? Однозначно.
В 2013 году торговые ряды вероломно снесли, а на их месте позже построили обновленную версию в виде современного молла «Червенский». Старичок же сменил адрес — теперь рынок «Червенский» работает на Маяковского, 184. Новая локация, конечно, не такая удобная, как прежняя, но зато окружена знаковыми объектами: завод «Камволь», Лошицкий парк и река Лошица. Большой плюс — просторная парковка.
Умирающим рынок назвать нельзя — большинство павильонов открыты даже в будний день. Особенный кипиш замечаем возле отдела со всякой мелочовкой (детальки, механизмы, фурнитура, запчасти). Возле прилавков с фруктами и овощами тоже происходит движ — народу полно, товара навалом.
В рядах с одеждой активности меньше, но все равно чувствуется жизнь. В одном из боксов торгует Екатерина. Девушка ведет предпринимательскую деятельность сравнительно недолго — открылась здесь четыре года назад. Но, вопреки предыдущим мнениям, всем довольна:
— Да, раньше было лучше, — соглашается Екатерина. — В последнее время торговля стала хуже. Но ведь все меняется.
Если бы ситуация была совсем плохой, то рынки бы давно закрылись. Не так ли? Я считаю, с рынками все в порядке. В выходные дни здесь много людей.
Насчет целевки у Екатерины свое мнение — люди приходят разные, и не только пожилые:
— Людей в возрасте, конечно, много. Многодетные приходят. Да вообще разные люди. Мои многие знакомые только через меня узнали, что рынок работает. Думали, что он навсегда закрылся. Что покупают? По-разному. Например, обычные майки на каждый день людям не жалко убивать, а потом менять на другие. Работа одного моего покупателя связана с машинами. Он часто приезжает и берет много самых обычных черных футболок, в которых не жалко работать.
Настроение у девушки прекрасное:
— Владельцы моего павильона давно занимаются торговлей. У них есть знакомые проверенные поставщики. Более 15 лет они держали точку на «Экспобеле». Так что у нас вещи успешно продаются.
Направляемся к другой категории товаров — фурнитуре для мебели. Владелец точки Игорь смотрит на ситуацию с рынками более пессимистично:
— У нынешнего «Червенского» плохое место. Загибается он. Раньше было лучше. Я работал на старом «Червенском» — начинал более 30 лет назад. Тогда товар продавался на ура. И приходило очень много людей. Ну а как переехали сюда в 2013 году, все изменилось.
Народ сюда идти не хочет. Брезгует. Процентов на 90 у меня упал спрос. Хоть бы выжить.
Главный конкурент рынков, по мнению Игоря, — это комфортабельные торговые центры:
— Я живу на Каменной Горке и иногда прохожу мимо «Материка» — там всегда очередь огромная. Люди зашли в магазин и все купили. Поэтому и не хотят на рынки идти. Ко мне приходят те, кто не нашел нужного товара в «Материке» либо если он там стоит намного дороже. В будние дни быстренько заглядывает рабочий класс — купят нужную фурнитуру и едут на объекты.
Интересный факт — «Курасовщинский» рынок на Корженевского, 2 является филиалом «Комаровского». Однако разница между ними колоссальная.
«Курасовщинский» был открыт в далеком 1980 году и в то время чувствовал себя прекрасно. Но сейчас торговые ряды выглядят пустынно, посетителей критически мало. Здесь как будто все держатся из последних сил.
У этого районного рынка есть свои особенности — более 100 павильонов предлагают товары белорусского производства. По крайней мере, такая информация есть на официальном сайте. Получается, администрация решила бросить вызов вездесущему турецкому и польскому ширпотребу.
В свой павильон приглашает Алла. Женщина одета в модный пиджак и выглядит ухоженно — такой у нее современный подход в рекламировании товаров.
— Я продаю одежду исключительно белорусского производства, — говорит Алла. — Закупаю товар прямо с фабрик. Самый лучший производитель находится в Бресте. Мое мнение таково: чтобы успешно работать на мелких рынках, надо чем-то завлекать покупателей. И в первую очередь людей привлечет бюджетная цена.
В магазинах можно найти такую же одежду, как у меня, но она будет стоить намного дороже.
Алла приводит пример расценок: брюки из вискозы и полиэстера — 70 рублей, платье из вискозы и нейлона — 190. Насколько это бюджетно? Решать покупателю.
— Стаж у меня большой, — отмечает предпринимательница. — Раньше были точки на «Ждановичах», на «Экспобеле». Но дело в том, что на больших рынках большие затраты — аренда, налог. И это все ложится на покупателя. На «Курасовщинском» рынке у меня местечко небольшое, но я его прекрасно окупаю и зарабатываю на нем. Кроме этого, живу здесь недалеко.
Алла — настоящий фанат своей работы:
— Мне все нравится. На данный момент меня не устраивает только то, что в будние дни мало людей. Вот, мы с вами стоим разговариваем, и ни один человек не подошел. На выходных получше. Но все равно хотелось бы, чтобы администрация делала какую-то рекламу. Ведь мы делаем хорошее дело — пропагандируем белорусскую продукцию.
Я люблю свою работу. И не хотела бы, чтобы рынки закрывались.
Елена торгует на «Курасовщинском» уже более 10 лет. Девушка уверена: «старички» будут стоять до последнего, а вот новых арендаторов мелким рынкам не видать.
— У нас на «Курасовщинском» рынке занято, на мой взгляд, процентов 30 площадей. Остальные пустуют, — уверяет Елена. — Лет пять назад здесь все было заставлено прилавками. Но ситуация поменялась.
Мы тут еще работаем по старинке, потому что привыкли. А новые продавцы не приходят.
Девушка констатирует факт: людям гораздо проще пойти в торговый центр, провести там весь день и заодно закупиться провизией:
— Крупные сети создают конкуренцию. Они и цены могут выставлять более привлекательные, и давать больший ассортимент. А вообще, этот май выдался слабым. Не знаю, с чем это связано. Наверно, с погодой. Пусто, покупателей нет. Если наш товар — фрукты и овощи — меньше подвержен перепадам спроса, то у других категорий товаров дела хуже.
Причина такой плачевной ситуации, по мнению Елены, в том, что администрация рынков не идет в ногу со временем:
— На месте администрации я бы завлекала арендаторов какими-нибудь арендными каникулами. А еще надо заимствовать приемы торговых центров — например, создавать развлекательную программу для людей, мастер-классы, ставить батуты для детей, аттракционы. Точки общепита не помешают. А так на рынках сейчас прошлый век.
Девушка считает, что рынки еще могут брать натуральностью и качеством сельскохозяйственной продукции — проще говоря, делать акцент на фермерских товарах.
— Мое мнение — в Минске останутся только крупные рынки. Например, «Комаровский», «Западный». А маленькие понемногу вымрут, — заключает Елена.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by