«Этот дом — мое созидание. Я вложил в него душу», — так говорит Дмитрий Ильинчик о своем родовом гнезде. Трехэтажный, почти полностью деревянный коттедж стоит в деревне под Логойском. Визуально он сильно отличается от своих соседей, а внутри и вовсе уникален, ведь хозяин все здесь сделал своими руками. Дмитрий — художник по корнепластике. Более 10 лет он создавал дом-памятник ремесленному мастерству. Пришло время показать его людям.
Дмитрий встречает нас на террасе дома — здесь склад бревен, веток и корней. Все это скоро станет чем-то полезным и красивым. Чтобы проникнуться деятельностью художника, нужно немного погрузиться в контекст его жизни.
— Я закончил юридический факультет, потом поработал немножко по специальности, — рассказывает владелец дома. — Но надо же было на хлеб зарабатывать! Одно время был бурильщиком — добывал воду. Знаете Березинскую скважину глубиной 300 метров? Это было очень сложное бурение, в котором я принимал участие.
Несмотря на то что деньги Дмитрий зарабатывал физическим трудом, круг общения у него сложился исключительно творческий: художники, скульпторы… Объясняет он это просто: душа всегда тянулась к искусству. Мужчина вспоминает:
— Когда вы гуляете возле гостиницы «Юбилейной», видите скульптуры? Их делал мой друг Александр Шатерник — он сейчас в Америке живет. Скульптуры недалеко от площади Якуба Колоса делал мой друг Анатолий Аникейчик.
В творческую элиту, или так называемую богемную тусовку, Дмитрий влился примерно в 1970—1980-х годах.
— Это было удивительное время! Веселые дни, классные пацаны. Тусовались мы в основном в мастерских: пили и проводили время с девушками. Было еще кафе «Весна», в котором мы отдыхали. А потом шли по направлению к цирку — этот путь мы называли местным Бродвеем. Пьянство было постоянным — для поднятия творческого духа.
Находясь в атмосфере молодости, любви и вдохновения, Дмитрий больше не мог работать в технической сфере и принялся искать творческую реализацию. Богемное окружение манило еще и перспективой хороших денег. Начал с малого — стал помощником для своих знакомых скульпторов и художников, выполняющих государственные заказы.
— Что я только ни делал! Лепил глину, месил, возил, поднимал, таскал, прибивал. Ну а потом решил сам чем-то заниматься. В газете «Вечерний Минск» увидел объявление — в Доме профсоюзов проводились кружки для резчиков по дереву. Я походил в этот кружок пару месяцев и ушел, потому что учили там только резцы точить и что-то резать — все на примитивном уровне. Там не было искусства! Но, вырезая совершенно простые работы, я понял, что что-то умею делать. Это было для меня открытием, ведь я считал себя бездарем. Понял, что учителя мне больше не нужны, и пошел своей дорогой.
С тех пор Дмитрий не прекращал преобразовывать дерево и делает это уже более 40 лет. Официально его сфера носит название «корнепластика» — это вид декоративно-прикладного искусства по созданию мебели и декора из корней деревьев. Однако заключать свою деятельность в рамки мужчине не хочется, поэтому работает он в разных техниках и с различными видами и частями деревьев.
— Я вам скажу так: не имеет никакого значения, с чем работать. Вот, посмотрите, это торцевой спил гнилого дуба. Что вы видите? Правильно — гнилой кусок дуба. А я здесь вижу великолепную композицию! Посмотрите: какая текстура, какая прорезь. Можно сделать великолепный поднос. Это все увидеть нужно!
Материал для создания своих фантазийных экспонатов Дмитрий берет прямиком из окружающей природы.
— Если проехаться по сельским дорогам, можно увидеть множество деревьев — гнилых, упавших, старых. Вышел из машины, прошел пять метров — что-то лежит. Лесники меня не ловят. Я прихожу к ним и говорю: «Беру у вас дерево». Спрашивают: «Покажи». Я показываю. Они отвечают: «Забирай! Слава Господу, что ты чистишь лес».
Свои работы мужчина продает в основном через выставки, которые проводятся и в Беларуси, и за рубежом. Стоимость — от $10 до $2000. По словам художника, за все время он сотворил не менее 1000 работ, которые разъехались в огромное количество стран: США, Намибия, Германия, Латвия, Литва, Эстония, Россия…
— Но мне карьера неинтересна, мне интересен процесс творчества. Я живу этим. Я полноценно живу только те пять часов, что нахожусь в мастерской, а все остальное — так, прилагательное к этому. Еда, сон, дела какие-то не приносят мне радость. Весь кайф и радость — в мастерской. В мои годы мне болит все, что только может болеть, но я все равно каждый день иду на работу, чтобы какую-то композицию выдумать.
Свою любовь к дереву Дмитрий решил материализовать в большом загородном доме. Участок для него нашелся недалеко от Логойска — в небольшой и тихой деревушке прямо на берегу водохранилища Маковза.
— Озеро находится в 200 метрах от дома. Здесь великолепно! Рядом лес. Хорошие соседи. Вокруг дома даже нет забора — бояться тут некого.
Дмитрий вместе с супругой приобрел надел в 2012 году и принялся возводить на нем родовое гнездо. Настоящую деревянную крепость художник строит уже более 10 лет.
— Мне хотелось сюда привезти семью. Я кайфую от этого дома. Я сюда вложил душу. Мне так интересно тут! Но главное — я созидал. Этот дом — это созидание. И все здесь стоило очень дорого. На одни только немецкие окна ушло $16 000. Были деньги, и я их вкладывал.
Создавая проект, мужчина не прибегал к помощи архитекторов и дизайнеров — все от начала и до конца здесь сделано его руками. Строение получилось масштабным — три этажа, более 1000 квадратных метров.
Деревянная часть дома собрана из цельных бревен сосны диаметром 26—28 сантиметров. Дмитрий подчеркивает: это очень большой диаметр, редкость для Беларуси.
Заходим внутрь. В одной из комнат стоят десятки заготовок — скоро они станут мебелью. Собеседник обращает внимание на корягу, называя ее автопортретом.
— А этот отрезок дерева видите? Для меня это не просто кусок — это кусок счастья. Из него можно выдумать прекрасный декор. Ключевое слово — «выдумать». Только из головы рождается что-то чудесное. Именно поэтому я не сижу в интернете — боюсь увидеть чьи-то работы и украсть чьи-то идеи. Меня не интересуют кем-то уже придуманные вещи. Копирование — это ремесло. А я занимаюсь искусством. Тем, что впоследствии привлечет внимание людей, которые скажут, что это великолепно.
Готовые изделия я покрываю только маслом. Потому что лак дает некрасивый блеск. А блеск — это китч. А еще он убивает текстуру дерева. Матовый же финиш придает текстуре благородство.
Помещения пока пустые. Лишь некоторые частично обставлены мебелью, сделанной руками Дмитрия. Ведь целью было не только построить дом, но и обставить его предметами, созданными методом корнепластики.
Главная гордость Дмитрия — зона гостиной, совмещенная с кухней и комнатой для отдыха.
Над этой зоной получилось что-то типа атриума, а на втором этаже по кругу размещены жилые комнаты.
Пол в гостиной выполнен в разных стилистиках: одна часть покрыта широкими сосновыми досками, другие — торцевыми спилами дуба, березы, ясеня.
Привлекают внимание перила лестницы, ведущей на второй этаж. Художник рассказывает, что они сделаны из естественных бревен замысловатой формы, их даже сильно переделывать не пришлось. Интересно, что в бревнах даже остались следы от шашелей — жучков, которые едят дерево. Это создает такой крафтовый эффект.
Всего в доме около 20 помещений различного назначения. И в каждом пахнет деревом — таким свежим, лесным и смолистым.
Есть также несколько просторных террас.
Дмитрий заключает: осталось только поставить мебель и купить технику. Все инженерные коммуникации уже есть: электроэнергия, канализация, водоснабжение (вода будет поступать из пробуренной возле дома скважины).
Ну а теперь о грустном. В скором времени этот деревянный особняк будет выставлен на продажу. Дмитрий объясняет с разочарованием в голосе:
— Мне не с кем тут жить. Дети и внуки разъехались. Сам я больной уже. Приехал сюда, поработал, что-то поднял — уже спина болит. Жена тоже чуть ходит. Все мои мечты о переезде сюда провалились. Я питал иллюзии, жил мифами. Но когда пришло время переезжать, здоровья на это не осталось. Я плачу ночами, что не смог реализовать свою мечту. И надеюсь, будущий хозяин будет иногда звать меня в гости.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by