К северу от Минска, недалеко от Купаловского заказника, затерялась небольшая деревня Карпиловка. Это место с живописной природой, где к вам в гости могут неожиданно зайти бобры и даже лоси, а зелень вокруг явно намекает, что ноутбук можно и отложить. Именно здесь команда Zrobim architects спроектировала собственный мини-поселок на девять домов, который получил поэтичное название «Новая земля». Необычные формы, отсылающие к народной архитектуре, фасады из дранки, интересный «островной» ландшафт — именно таким студия видит современный белорусский дом.
— Эта история началась с огромного 600-летнего дуба, расположенного неподалеку, в Купаловском заказнике. Когда-то о нем рассказал мне мой друг — белорусский скульптор Василий Тимашов. Именно под этим деревом я сделал предложение своей жене. Поэтому я очень удивился, когда мне показали сразу девять участков на продажу именно в этой деревне: предыдущий владелец тоже хотел сделать здесь коттеджную застройку, но, видимо, не хватило инвестиций. До чего же интересное совпадение! — вспоминает создатель студии Андрусь Bezdar. — Поговорили с Лешей (Алексей Кораблев, еще один основатель Zrobim architects. — Прим. Onlíner), собрали друзей, родственников, которым это будет интересно, нашли нужную сумму и купили землю. Решили, что здесь будет место «для своих».
Имя будущего поселка вдохновлено белорусской культурой. Можно сказать, эту идею подсказали окрестности Карпиловки. Поблизости когда-то располагалась усадьба писателя Ядвигина Ш., от которой сейчас остался лишь памятный камень. В гости сюда приезжал сам Янка Купала.
— Мы назвали проект в честь произведения Якуба Коласа — «Новая земля». Кому-то это может показаться странным: почему бы не использовать для этого творчество Янки Купалы, раз уж он здесь бывал? Но мы исходили из того, что для самой Карпиловки это фактически новая территория, да и сам проект — что-то свежее и необычное.
Еще одной отсылкой к литературе можно считать и саму местность, на которой появились фундаменты домов. Земля здесь болотистая, и чтобы убрать лишнюю влагу, архитекторы предусмотрели дренажную систему. Из-за этого участки как будто стоят на небольшом острове — позже их свяжут с «большой землей» симпатичные мостики. Что это, если не современные «люди на болоте», о которых писал Иван Мележ?
— Хоть мы и избавились от воды, грунт остался мягким. Планируем высадить на нем растения. Если они придадут почве нужную плотность, оставим все как есть. Если нет, придется заняться выторфовкой и заменить существующий верхний слой на смесь песка и плодородного грунта.
Изначально на участках были непроходимые заросли. Андрусь признается: перед покупкой осмотреть территорию можно было лишь с дороги. Расчищали землю долго, но при этом старались по максимуму сохранить взрослые деревья и кустарники. Когда стройка закончится, их появится еще больше.
— Мы хотим, чтобы поселок стал продолжением заказника и словно утопал в зелени. От остальной части деревни их спрячет живая изгородь. А между домами вместо заборов мы создали искусственные холмы: когда они зарастут, станут похожи на естественную преграду.
Коттеджи в «Новой земле» — тоже с белорусским характером. Крыши и фасады полностью покроет дранка — деревянные пластины, изготовленные вручную. Ее отличие от обыкновенной доски в том, что материал не пилят, а раскалывают вдоль волокон на плашки. Затем все элементы укладываются в три слоя, с нахлестом, что образует эффективное гидроизоляционное покрытие.
В поселке будет два типа домов: двухэтажные на 240 «квадратов» и одноэтажные с плоской кровлей — на 120.
— Здания побольше будут натурального, теплого оттенка, а вот те, что поменьше, — черного (мы их специально покрасим). Правда, через некоторое время оба варианта станут похожими по цвету: чаще всего дранку делают из осины или лиственницы, и обе породы со временем приобретают естественный серый оттенок.
По мнению Андруся, дранка — более стабильный материал, чем планкен, который требует постоянного ухода — шлифовки, нового покрытия, защиты от насекомых (внутри могут завестись москиты, муравьи). Ее не выкручивает и не ведет, да и солнца она не боится. А если и появляются деформации, то на общем фоне они несильно заметны.
— Сейчас мы ищем поставщиков. Возможно, будем заказывать из России, так как в Беларуси дранка стоит очень дорого. Это совсем не дешевый материал, ведь далеко не каждое дерево подходит для работы: на нем не должно быть сучков и вкраплений. Со временем они просто выпадут, и защита от влаги станет намного хуже. Поэтому с одного ствола получается не так много хороших плашек, а вот отходов — куда больше.
У двухэтажных коттеджей нетипичной будет еще и форма — таких в современной белорусской застройке мы еще не встречали.
— Я вдохновлялся народной архитектурой. Например, у зданий в Строчицах или Озерце высокие, почти сказочные крыши. И это не случайно: их придумали, чтобы снег зимой не скапливался на кровле, а скатывался вниз.
Однако крыша будет не простой, а с сюрпризом.
— Наверху предусмотрен элемент, который мы называем «луковицей». Это такой вертикальный подъем, в который встроено остекление. За счет этого в доме появится второй свет, который будет попадать в несколько помещений второго этажа и на лестницу.
Прямо сейчас один из таких больших коттеджей первым строится в Карпиловке — он принадлежит Алексею, соучредителю Zrobim architects. На участке уже смонтированы свайный фундамент и каркас из легких стальных тонкостенных конструкций.
— Каркас одновременно является и подсистемой для фасада, и профилем под внутреннюю обшивку, что очень удобно. Можно довольно быстро поставить коробку, а скорость в этом проекте очень важна, так как построить нужно девять зданий.
«Пирог» стены по направлению снаружи вовнутрь выглядит так: сначала слой утеплителя, затем пенобетон и панели из гипсокартона.
— В качестве утеплителя мы используем экструдированный пенополистирол, или XPS. Он удерживает тепло лучше, чем минвата, и не пропускает влагу, а потому хорошо «дружит» с бетоном, которому нельзя намокать.
— Конечно, если сравнивать с деревянными каркасами, то металл стоит дороже. Но зато конструкция не подвержена линейной деформации и сохраняет свои габариты. Кроме того, металл упрощает дальнейшие работы. Например, не нужно штробить отверстия для коммуникаций. Всю электрику мы проводим через специальные отверстия в конструкции, потом заливаем бетоном и зашиваем панелями, которые уже можно красить. И вот, часть внутренней отделки уже готова.
Заходим внутрь. Планировка первых этажей во всех домах будет одинаковой. На входе — котельная, чуть дальше — спальня с собственной ванной комнатой. По центру — просторная кухня-гостиная с камином на дровах (дымоход для него уже предусмотрен). Рядом — еще одна спальня и санузел со встроенной сауной, работающей от электричества. Из этой части дома можно попасть на террасу с джакузи. Еще одна зона отдыха — с кострищем и лавочками — вынесена чуть поодаль, во внутренний двор. К ней приведет садовая дорожка, выложенная деревом.
В коттеджах, где есть второй этаж, с пространством можно экспериментировать. Например, в первом строящемся доме там запроектированы две детские комнаты со вторым ярусом для игры, постирочная и ванная комната. Но можно оставить этаж полностью открытым и сделать мастерскую или домашний кинотеатр.
— В домах будет достаточно много панорамного остекления. Окна будут даже в санузлах. Мы используем специальные стеклопакеты без рам, которые как бы «заходят» под фасад. Из-за этого их внешний вид становится более эстетичным.
А вот общую концепцию интерьера архитекторы пока не придумали. Андрусь честно признается: на этом этапе главное — построить сами дома, а потом уже можно садиться и думать, какими они будут изнутри.
— Скорее всего, мы предложим собственникам универсальный дизайн, который они смогут доделать под себя. Думаю, отделка будет базовой, в светлых тонах — получится отличный контраст с темными фасадами.
Вполне вероятно, в интерьер добавят ненавязчивые отсылки к белорусским традициям и культуре.
— Можно использовать интересные ткани, вязаный декор, какую-то аппликацию в мебели. Не хочется просто повесить в центре комнаты ручник с орнаментом или положить вышиванку. Мне больше нравится работать на нюансах, а не в лоб.
Все дома будут отапливаться с помощью электричества. На каждый предусмотрено примерно по 20 кВт — этого хватит и для системы «теплого пола», и для работы джакузи с сауной, и даже для зарядки электромобиля.
— На территории вообще не было никаких коммуникаций. Так что нам нужно самим протянуть электросети, сделать свою трансформаторную станцию.
У каждого здания будет своя вода из скважины и местная канализация.
Первый дом «Новой земли» архитекторы планируют построить к осени, а весь поселок — в течение трех лет.
Что ж, посмотрим, какой в итоге будет эта новая белорусская земля.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by